СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Образы помещиков в поэме Н. Гоголя "Мертвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе по теме "Образы помещиков в поэме Н. Гоголя "Мертвые души"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Образы помещиков в поэме Н. Гоголя "Мертвые души"»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Образы помещиков в поэме

Цели: обозначить жанровое, композиционное и идейное своеобразие произведения. Представить характеры помещиков и понять, почему они соседствуют в поэме, доказат, что пу от Манилова к Плюшкину – это лестница, ведущая вниз.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Н. В. Гоголь отмечал, что его произведение не похоже «ни на повесть, ни на роман». «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», но получилось «сочинение полное … где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться».

2. Определение идейного своеобразия поэмы «Мертвые души».

Беседа.

- Какова главная мысль произведения? (Представление «торжествующего зла», которое будет преодолено в будущем.)

– Каков смысл названия поэмы? (Во-первых, «Мертвые души» – это умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков; во-вторых, «Мертвые души» – это живые персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно.)

4) В чем заключается композиционное своеобразие поэмы? (Трехчастное построение поэмы: город – помещики – город.) Введение в повествование внесюжетных элементов: лирических отступлений и вставных новелл – «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче.)

3. Цитатная характеристика помещиков – выступления-представления учащихся. (учащиеся представляют подготовленные презентации)


Примерный план представления помещика

1. Представление героя.

2. Внешность.

3. Речь героя и его манера поведения.

4. Роль деталей бытописания в раскрытии образа.

5. Хозяйственная деятельность персонажа.

6. Взаимоотношения с окружающими людьми, отношение героя к крестьянам.

7. Основные ценности.

8. Отношение героя к предложению Чичикова.


1. - Почему герой начинает объезд помещиков с Манилова? Чичиков начинает объезд с Манилова, потому что еще в городе понял, что мертвые души у него можно будет купить без труда.

Мертвый потому, что в нем нет живых человеческих желаний, никаких духовных запросов, никакой деятельности.

2. - Почему, рисуя портрет Коробочки, Гоголь совсем не обращает внимания на глаза? В портрете подчеркиваются детали одежды, но ничего нет о глазах. Этим Гоголь подчеркивает ее бездуховность.

- Чем объясняется нежелание Коробочки продать мертвые души? Нежелание продать мертвые души объясняется тем, что она всю жизнь копила и полагает, что может продешевить, быть обманутой при продаже небывалого товара.

- Что можно сказать о фамилии? Фамилия говорящая, так как она действительно заключена в «коробочку» своего мира и понятий.

3. – Что можно сказать о Собакевиче как о помещике? Собакевич – расчетливый хозяин, хитрый торгаш. Вокруг него все прочно, все в изобилии. В деревне все добротно, мужиков знает великолепно. Нигде не упустит свою выгоду. Гоголь подчеркивает в нем силу, здоровье, степенность.

- Какова роль деталей в раскрытии образа Собакевича? Детали портрета уже подчеркивают его мертвенность. Душа его требует только еду. Гоголь сразу пишет, что «в этом теле совсем не было души». Вещи Собакевича помогают понять его как человека.

4. Что уже в портрете выдает мертвенность Ноздрева? Отсутствие развития – это признак неживого. Ноздрев груб, речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями. Ведет он себя вызывающе, нагло и агрессивно. Ноздрев – жулик, лгун, игрок, кутила, беспутный человек. Но! Он обаятельный, Чичиков поэтому и совершает ошибку. Жажда получить все сразу стала главным двигателем жизни Ноздрева. Никого поведение Ноздрева не шокирует, все воспринимают его поведение как должное.

5. – Попытайтесь объяснить смысл фамилии Плюшкин? Смысл фамилии – сплющенность, искаженность героя и его души. У него одна забота – собирать добро. Всего много, все пропадает, ветшает, все в запустении. В имении словно все вымерло. Для автора герой превращается в «прореху на человечестве».

- Какие детали подчеркивают мертвенность героя? В портрете Гоголь выделяет глаза – в них бойкая юркость, подозрительность маленького зверька. В доме Плюшкина темно, пыльно, холодно. Деталь – остановившиеся часы – умерло время, остановилась жизнь.

- Почему Гоголь только этому герою дал биографию? Чтобы показать, как он превратился в «прореху», Гоголь рассказывает его биографию.


Гоголь, взяв один из пороков, присутствующий в каждом человеке, раздувает его до невероятных размеров, показывая тем самым, насколько он может быть губителен для человека и как это может привести к духовному падению. Какие пороки показывает автор в своих героях?

4. О ком из героев идет речь?

1) «Рыцарь пустоты» – Манилов.

2) «Дубинноголовая помещица» – Коробочка.

3) «Невинный враль или опасный скандалист» – Ноздрев.

4) «Кулак, да еще и бестия в придачу!» – Собакевич.

5) «Человек или паук?» – Плюшкин.

5. Составление СИНКВЕЙНА. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1- существительное, задающее тему стихотворения; 2 - два прилагательных к данному существительному; 3 - три глагола к данному существительному; 4 - осмысленная фраза; 5 - одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.


Кто.

Какой?

Что делает?

Почему он такой?

Примеры:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.

Мечтает, сидит дома, ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что "мертвая душа"


Ноздрев

Хвастливый, драчливый.

Играет в карты, пьет и врет.

Страсть к чему угодно.

Почему он такой?

"Мертвая душа"!


Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.

Все копит, но не для себя.

Когда-то был живой,

А теперь "мертвая душа"!


Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.

Все копит, копит, копит.

Зачем она копит?

Никто не знает.


Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.

Думает, понимает и обманывает.

Почему он такой?

Потому что "мертвая душа".

II. Итог урока.

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» широко представлена галерея человеческих типов – от слащавой мечтательности к «прорехе на человечестве».

Домашнее задание: подобрать цитаты, характеризующие образ Чичикова в поэме; выделить лирические отступления, посвященные Руси.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!