СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №47-48 «Любовь небесная» и «любовь земная» в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. увидеть, какое значение в жизни И. С. Тургенева имело такое чувство, как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявить типичные черты в характере русского дворянина 19 века;
  2. совершенствуют умение работать с художественным текстом и постигать его содержание,  характеризовать литературного героя;
  3. способствовать воспитанию такого нравственного понятия как сочувствие, сопереживание, воспитанию таких ценностных категорий, как любовь, счастье; формировать коммуникативную и речевую компетенции.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №47-48 Тургенев Вешние воды»

Просмотр содержимого документа
«Отрывок из повести - начало»

Часу во втором ночи он вернулся в свой кабинет. Он выслал слугу, зажегшего свечки, и, бросившись в кресло около камина, закрыл лицо обеими руками. Никогда еще он не чувствовал такой усталости -- телесной и душевной. Целый вечер он провел с приятными дамами, с образованными мужчинами; некоторые из дам были красивы, почти все мужчины отличались умом и талантами -- сам он беседовал весьма успешно и даже блистательно... и, со всем тем, никогда еще то "taedium vitae", о котором говорили уже римляне, то "отвращение к жизни" -- с такой неотразимой силой не овладевало им, не душило его. Будь он несколько помоложе -- он заплакал бы от тоски, от скуки, от раздражения: горечь едкая и жгучая, как горечь полыни, наполняла всю его душу. Что-то неотвязчиво-постылое, противно-тяжкое со всех сторон обступило его, как осенняя, томная ночь; и он не знал, как отделаться от этой темноты, от этой горечи. На сон нечего было рассчитывать: он знал, что он не заснет.

Он принялся размышлять... медленно, вяло и злобно.

Он размышлял о суете, ненужности, о пошлой фальши всего человеческого. Все возрасты постепенно проходили перед его мысленным взором (ему самому недавно минул 52-й год) -- и ни один не находил пощады перед ним. Везде все то же вечное переливание из пустого в порожнее, то же толчение воды, то же наполовину добросовестное, наполовину сознательное самообольщение, -- чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, а там вдруг, уж точно как снег на голову, нагрянет старость -- и вместе с нею тот постоянно возрастающий, все разъедающий и подтачивающий страх смерти... и бух в бездну! Хорошо еще, если так разыграется жизнь! А то, пожалуй, перед концом пойдут, как ржа по железу, немощи, страдания ... Не бурными волнами покрытым, как описывают поэты, представлялось ему жизненное море -- нет;он воображал себе это море невозмутимо гладким, неподвижным и прозрачным до самого темного дна; сам он сидит в маленькой, валкой лодке -- а там, на этом темном, илистом дне, наподобие громадных рыб, едва виднеются безобразные чудища: все житейские недуга, болезни, горести, безумие, бедность, слепота... Он смотрит -- и вот одно из чудищ выделяется из мрака, поднимается выше и выше, становится все явственнее, все отвратительно явственнее. Еще минута -- и перевернется подпертая им лодка! Но вот оно опять как будто тускнеет, оно удаляется, опускается на дно -- и лежит оно там, чуть-чуть шевеля плесом... Но день урочный придет - и перевернет оно лодку.

 Он тряхнул головою, вскочил с кресла, раза два прошелся по комнате, присел к письменному столу и, выдвигая один ящик за другим, стал рыться в своих бумагах, в старых, большею частью женских, письмах. Он сам не знал, для чего он это делал, он ничего не искал -- он просто хотел каким-нибудь внешним занятием отделаться от мыслей, его томивших. Развернув наудачу несколько писем (в одном из них оказался засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой), -- он только плечами пожал и, глянув на камин, отбросил их в сторону, вероятно, сбираясь сжечь весь этот ненужный хлам. Торопливо засовывая руки то в один, то в другой ящик, он вдруг широко раскрыл глаза и, медленно вытащив наружу небольшую осьмиугольную коробку старинного покроя, медленно приподнял ее крышку. В коробке, под двойным слоем пожелтевшей хлопчатой бумаги, находился маленький гранатовый крестик.

Несколько мгновений с недоумением рассматривал он этот крестик -- и вдруг слабо вскрикнул...Не то сожаление, не то радость изобразили его черты. Подобное выражение являет лицо человека, когда ему приходится внезапно встретиться с другим человеком, которого он давно потерял из виду, которого нежно любил когда-то и который неожиданно возникает теперь перед его взором, все тот же -- и весь измененный годами. Он встал и, возвратясь к камину, сел опять в кресло -- и опять закрыл руками лицо... "Почему сегодня? именно сегодня?" -- думалось ему, и вспомнил он многое, давно прошедшее...

Вот что вспомнил он...

Но нужно сперва сказать его имя, отчество и фамилию. Его звали Саниным, Дмитрием Павловичем.


Просмотр содержимого документа
«РМ - работа в группах»

Просмотр содержимого презентации
«Тургенев»

Не улетай, не улетай,  Живой мечты очарованье!  Ты возвратило сердцу рай –  Минувших дней воспоминанье .  Николай Языков «Элегия».

Не улетай, не улетай, Живой мечты очарованье! Ты возвратило сердцу рай – Минувших дней воспоминанье .

Николай Языков «Элегия».

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать видений.. … и там вдали, где роща так туманна, Где луг едва трепещет над тропой,- Елена, Лиза, Маша, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна- Собралися воздушною толпой. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И действенной, и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты.  У Тургенева все – о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом – о кипении жизни, «юной и свежей». Но эти три повести, написанные в разное время, стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они – о первой любви.

Имя Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать видений..

и там вдали, где роща так туманна, Где луг едва трепещет над тропой,- Елена, Лиза, Маша, Марианна, И Ася, и несчастная Сусанна- Собралися воздушною толпой. Знакомые причудливые тени, Создания любви и красоты, И действенной, и женственной мечты,- Их вызвал к жизни чистый, нежный гений, Он дал им форму, краски и черты.

У Тургенева все – о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом – о кипении жизни, «юной и свежей». Но эти три повести, написанные в разное время, стоят особняком, кружатся в одном хороводе. Они – о первой любви.

Словарь Ожегова:  Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

Словарь Ожегова: Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).

И.С. Тургенев использует словосочетание «вешние воды» применительно к человеку: любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток.

И.С. Тургенев использует словосочетание «вешние воды» применительно к человеку: любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток.

Группа №2. Хотя Санин искренне любит Джемму, но еще до появления Марии Николаевны Полозовой читатель может усомниться в счастливом будущем влюбленных. Найдите эти подсказки автора. Группа №1. Найдите и прочитайте описание внешности и манер жениха Джеммы – господина Клюбера. Может ли Джемма любить такого человека? Обоснуйте свой ответ. Группа №4 . Что могут означать в контексте повести подаренные Санину гранатовый крестик и железное кольцо? Что же в конечном счете, по-вашему мнению, одерживает вверх – гранатовый крестик или железное кольцо? Группа №3. Какую роль играет роза в истории отношений Джеммы и Санина? Сколько раз и в каком контексте она упоминается?

Группа №2. Хотя Санин искренне любит Джемму, но еще до появления Марии Николаевны Полозовой читатель может усомниться в счастливом будущем влюбленных. Найдите эти подсказки автора.

Группа №1. Найдите и прочитайте описание внешности и манер жениха Джеммы – господина Клюбера. Может ли Джемма любить такого человека? Обоснуйте свой ответ.

Группа №4 . Что могут означать в контексте повести подаренные Санину гранатовый крестик и железное кольцо? Что же в конечном счете, по-вашему мнению, одерживает вверх – гранатовый крестик или железное кольцо?

Группа №3. Какую роль играет роза в истории отношений Джеммы и Санина? Сколько раз и в каком контексте она упоминается?

Задание: прочитайте статью учебника (стр. 225 -228) и ответьте на вопросы письменно в тетради.

Задание: прочитайте статью учебника (стр. 225 -228) и ответьте на вопросы письменно в тетради.

  • Какова форма повествования в повести «Вешние воды»? С какой целью данную форму использует автор?
  • Что положено в основу повести?
  • На каком принципе строится сюжет повести? Раскройте этот принцип.
Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?

Что несёт Санину любовь графини Полозовой? Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Что несёт Санину любовь графини Полозовой?

Любовь – страсть, любовь – разрушение.

Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной.

Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной.

Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье? Куда отправляется герой, чтобы «… вспомнить и лица, давно позабытые…»?      Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.

Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье? Куда отправляется герой, чтобы «… вспомнить и лица, давно позабытые…»?

  Герой в финале повести глубоко одинок, несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.