СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №7. Простое осложненное предложение. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях данных конструкций.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока  учащиеся составляют представление об обособлении вводных конструкций, обращений, обособленных и уточняющих членов предложений;  определяют условия обособления согласованных и несогласованных определений, приложений и обстоятельств, обособления вводных слов, обращений и уточняющих членов предложения, различают причастные и деепричастные обороты в тексте, составляют предложения, дают характеристику простому предложению. Задания соствлены для учащихся в двух вариантах: достаточный и продвинутый уровень.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №7»

9 класс

Урок 7.

Простое осложненное предложение. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях данных конструкций.

Цели:


  1. систематизировать знания учащихся об осложняющих элементах простого предложения;; повторить знаки препинания при однородных и обособленных членах предложения, прямой речи и диалоге; (р/р) уметь конструировать предложения по схемам;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

  3. способствовать воспитанию самостоятельности в мышлении и высказывании мыслей, умения работать в команде, объективно оценивать свои и ответы одноклассников.

Ожидаемые результаты:

учащиеся имеют представление об обособлении вводных конструкций, обращений, обособленных и уточняющих членов предложений; умеют определять условия обособления согласованных и несогласованных определений, приложений и обстоятельств, обособления вводных слов, обращений и уточняющих членов предложения, различать причастные и деепричастные обороты в тексте, составлять предложения, давать характеристику простому предложению

Оборудование:

раздаточный материал, опорные таблицы, оценочный лист

Ход урока



  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.


  1. Приветствие

  2. Мотивирующая притча:

Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, скажи, существует ли день, наиболее благоприятный для того, чтобы начинать какое-то новое дело? — День? — удивился Учитель. — Ну, может быть, день недели или число месяца… — А-а-а, день недели… — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем. — А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя. — Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель. — И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал: — Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье. — Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник. Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти всё правильно. А потом один из них спросил: — Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ и сделал ему знак рукой: — Ответь! — Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.

- Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!

  1. Знакомство с целями и задачами урока


Приветствуют учителя

Прослушивают притчу, определяют идейный смысл.

Записывают тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, исходя из темы

  1. Актуализация опорных знаний

Грамматическая разминка «С чистого листа».

– Выберите из предложенных терминов только те, которые относятся к синтаксису.

- Дайте определения выбранным понятиям.

Суффикс, дефис, вводные слова, обстоятельство, кавычки, словосочетание, алфавит, обращение, местоимение, гласные, условное наклонение, окончание, слова, однородные члены предложения, время глагола, звук, грамматическая основа предложения, степень сравнения, восклицательный знак, окончание, чередующиеся гласные, прямая речь.


На чистый лист выписывают термины, относящиеся к синтаксису, дают определения.

Самооценивание по критериям

«5»- 7 определений

«4» - 6 определений

«3» - 5-4 определения

Оценка выставляется в оценочный лист.

  1. Тренировочные упражнения.


Групповая работа с раздаточным материалом

Задание 1. Тема «Однородные члены. Обобщающие слова»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

– Мал золотник, да дорог.

– Сонливый да ленивый – два родных брата.

– Сначала подумай, а потом делай.

– Ночью ветер злится да стучит в окно.

– Вьюги да метели под февраль налетели.

– Терпенье и труд все перетрут.


Придумать предложения, соответствующие схемам:




Задание 2. Тема «Обращения и вводные слова»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

Распределите вводные слова по значению. Что из перечисленного не является вводным словом?

Наконец, разумеется, примерно, очевидно, к огорчению, видимо, едва ли, наверное, должно быть, по словам, все-таки, почти, простите, извините, например, по-видимому, безусловно, именно, по сообщению, следовательно, согласитесь, говорят.


Составьте предложения со следующими обращениями.

Мое несчастное сердце

Матушка

Зима-красавица

О город мой, мой край

Друзья и одноклассники


Задание 3. Тема «Обособленные члены предложения»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

        1. В каких случаях приложение обособляется.

А) Третий сын Николай не был похож на отца. Б) Торговец по прозвищу Кромвель был беспощаден к себе.

В) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень известен в мире.

Г) Лев Николаевич Толстой великий русский писатель очень известен в мире.

Д) Человек сострадательный он стремился всем помочь.

        1. В каком предложении определение не обособляется.

А) Утомленные работой крестьяне быстро уснули.

Б) Меня усталого и замученного уложили спать.

В) Семен шагал по улице степенный сдержанный и жмурился от солнца.

Г) Он пришел с работы грустный.

Д) Ветер внезапно сорвавшийся подул от берега.

        1. В каких предложениях обособляются деепричастия и деепричастные обороты.

1. Бежал не оглядываясь 2. Туман поднялся и принимая форму облаков исчез. 3. Ушел из дома молча. 4. Лист крутясь слетает на дорогу. 5. Сидел ожидая что его позовут. 6. Ее глаза смотрели не мигая. 7. Встали зори красные озаряя снег. 8. Река вьется тускло синея сквозь туман. 9. Кучер слез молча и не торопясь. 10. Несмотря на непогоду спасатели быстро расчистили завалы. 11. Мы не шутя вам это предлагаем. 12. Его слушали развесив уши. 13. Он шел размашисто и не торопясь.

А) 1,3,9,10,11. Б) 1,2,3,5,6,11.

В) 2,4,5,7,8,10. Г) 2,4,5,7,8.


Вставьте обособления, выраженные причастными, деепричаст­ными оборотами, приложениями, прилагательными с зависимыми словами:

Леса (…) окружали нас стеной, (…).

Ветер (…) легко играл кронами деревьев.

Перекликались пичуги (…).

Трава (…) блестела.

(…) мы решили сделать привал.

Иванов (…) нашёл подходящую стоянку.

(…) мы с наслаждением опустились на траву.


Задание 4. Тема «Уточняющие члены предложения»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

    1. Расставь знаки препинания.

Ничего не было видно кроме звезд. Все участники соревнований включая новеньких должны были пройти медосмотр. В море у самой отмели поблескивает рыба. Пехотинцы спали здесь же на поле битвы. Там же в деревне он никуда не торопился и ничем не был занят.

    1. Сравни особенности правописания. В каких случаях слово «вместо» является уточнением?

Лекарь вместо десяти капель накапал целых двадцать. Вместо меня ответил другой ученик. Он вместо костюма надел пижаму. Я должен работать вместо заболевшего друга.


Составьте предложения, соответствующие данным схемам:

где? где именно?

–•–•–•–•–•–•–, –•–•–•–•–•–•–, …

когда? когда именно?

–•–•–•–•–•–•–, –•–•–•–•–•–•–, …

Используйте в качестве уточняемых и уточняющих обстоя­тельств следующие сочетания слов:

рано утром, ещё до восхода солнца; в центре города, у памят­ника героям Великой Отечественной войны; прошлым летом, в середине июня; на другой день, в десять часов утра.

Задание 5. Работа по вариантам (в группе распределиться по вариантам).

Записать текст «Тяжелая работа» в форме:


I вариант

II вариант

III вариант

прямой речи

диалога

косвенной речи

Однажды Солнце спросило Луну: «Почему ты такая бледная?» «Будешь бледной, – ответила Луна, – когда всю жизнь работаешь только в ночную смену».

Однажды Солнце спросило Луну:

– Почему ты такая бледная?

– Будешь бледной, – ответила Луна, – когда всю жизнь работаешь только в ночную смену.

Однажды Солнце спросило Луну, почему она такая бледная. Луна ответила, что всю жизнь работает только в ночную смену, потому и бледная.



Каждая группа выбирает уровень и выполняет предложенные учителем задания.

При проверке заданий учащиеся комментируют

  1. знаки препинания, которые они поставили (упражнения на пунктуационные правила);

  2. распределение слов согласно заданным критериям (выборочно-распределительное письмо);

  3. выбор правильного ответа (тестовые задания).


Оценивание учителем за каждый этап работы.

Оценка выставляется в оценочный лист.
























































Три ученика работают по вариантам у доски.



V. Подведение итогов урока.


О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

(А. Каневский)

- Сформулируйте основную мысль текста (письменно).

Подводит итоги. Выставляет оценки.


Домашнее задание:


Информирует учащихся о домашней работе.

Продвинутый уровень.

Индивидуальные задания творческого характера 

  1. Напишите сочинение-миниатюру «Если бы я был… (листиком, растением, дождем, морем)». Используйте однородные и обособленные члены предложения, обращения, вводные слова.

  2. Рядом с дорогой, по которой вы идете в школу, растут деревья. Осенью они особенно красивы. Опишите одно из них, используя однородные и обособленные члены предложения, обращения, вводные слова. (Можно в стихах). Эпиграфом могут послужить следующие стихотворные строки

Осень-конкурс красоты,

Желтизны и красноты

О. Азимов

Достаточный уровень. Упражнение №53.








Просмотр содержимого документа
«РМ -простое осложненное предложение»

Простое осложненное предложение. Прямая и косвенная речь.

Знаки препинания в предложениях данных конструкций.

Грамматическая разминка «С чистого листа».

– Выберите из предложенных терминов только те, которые относятся к синтаксису.

- Дайте определения выбранным понятиям.

Суффикс, дефис, вводные слова, обстоятельство, кавычки, словосочетание, алфавит, обращение, местоимение, гласные, условное наклонение, окончание, слова, однородные члены предложения, время глагола, звук, грамматическая основа предложения, степень сравнения, восклицательный знак, окончание, чередующиеся гласные, прямая речь.


Групповая работа с раздаточным материалом

Задание 1. Тема «Однородные члены. Обобщающие слова»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

– Мал золотник, да дорог.

– Сонливый да ленивый – два родных брата.

– Сначала подумай, а потом делай.

– Ночью ветер злится да стучит в окно.

– Вьюги да метели под февраль налетели.

– Терпенье и труд все перетрут.


Придумать предложения, соответствующие схемам:




Задание 2. Тема «Обращения и вводные слова»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

Распределите вводные слова по значению. Что из перечисленного не является вводным словом?

Наконец, разумеется, примерно, очевидно, к огорчению, видимо, едва ли, наверное, должно быть, по словам, все-таки, почти, простите, извините, например, по-видимому, безусловно, именно, по сообщению, следовательно, согласитесь, говорят.


Составьте предложения со следующими обращениями.

Мое несчастное сердце

Матушка

Зима-красавица

О город мой, мой край

Друзья и одноклассники


Задание 3. Тема «Обособленные члены предложения»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

        1. В каких случаях приложение обособляется.

А) Третий сын Николай не был похож на отца. Б) Торговец по прозвищу Кромвель был беспощаден к себе.

В) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой очень известен в мире.

Г) Лев Николаевич Толстой великий русский писатель очень известен в мире.

Д) Человек сострадательный он стремился всем помочь.

        1. В каком предложении определение не обособляется.

А) Утомленные работой крестьяне быстро уснули.

Б) Меня усталого и замученного уложили спать.

В) Семен шагал по улице степенный сдержанный и жмурился от солнца.

Г) Он пришел с работы грустный.

Д) Ветер внезапно сорвавшийся подул от берега.

        1. В каких предложениях обособляются деепричастия и деепричастные обороты.

1. Бежал не оглядываясь 2. Туман поднялся и принимая форму облаков исчез. 3. Ушел из дома молча. 4. Лист крутясь слетает на дорогу. 5. Сидел ожидая что его позовут. 6. Ее глаза смотрели не мигая. 7. Встали зори красные озаряя снег. 8. Река вьется тускло синея сквозь туман. 9. Кучер слез молча и не торопясь. 10. Несмотря на непогоду спасатели быстро расчистили завалы. 11. Мы не шутя вам это предлагаем. 12. Его слушали развесив уши. 13. Он шел размашисто и не торопясь.

А) 1,3,9,10,11. Б) 1,2,3,5,6,11.

В) 2,4,5,7,8,10. Г) 2,4,5,7,8.


Вставьте обособления, выраженные причастными, деепричаст­ными оборотами, приложениями, прилагательными с зависимыми словами:

Леса (…) окружали нас стеной, (…).

Ветер (…) легко играл кронами деревьев.

Перекликались пичуги (…).

Трава (…) блестела.

(…) мы решили сделать привал.

Иванов (…) нашёл подходящую стоянку.

(…) мы с наслаждением опустились на траву.


Задание 4. Тема «Уточняющие члены предложения»

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

    1. Расставь знаки препинания.

Ничего не было видно кроме звезд. Все участники соревнований включая новеньких должны были пройти медосмотр. В море у самой отмели поблескивает рыба. Пехотинцы спали здесь же на поле битвы. Там же в деревне он никуда не торопился и ничем не был занят.

    1. Сравни особенности правописания. В каких случаях слово «вместо» является уточнением?

Лекарь вместо десяти капель накапал целых двадцать. Вместо меня ответил другой ученик. Он вместо костюма надел пижаму. Я должен работать вместо заболевшего друга.


Составьте предложения, соответствующие данным схемам:

где? где именно?

–•–•–•–•–•–•–, –•–•–•–•–•–•–, …

когда? когда именно?

–•–•–•–•–•–•–, –•–•–•–•–•–•–, …

Используйте в качестве уточняемых и уточняющих обстоя­тельств следующие сочетания слов:

рано утром, ещё до восхода солнца; в центре города, у памят­ника героям Великой Отечественной войны; прошлым летом, в середине июня; на другой день, в десять часов утра.

Задание 5. Работа по вариантам (в группе распределиться по вариантам).

Записать текст «Тяжелая работа» в форме:


I вариант

II вариант

III вариант

прямой речи

диалога

косвенной речи


Однажды Солнце спросило Луну почему ты такая бледная? Будешь бледной ответила Луна когда всю жизнь работаешь только в ночную смену.