СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

932 от 14.05.20. Молодежная культура.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте материал и выполните задания.

Просмотр содержимого документа
«932 от 14.05.20. Молодежная культура.»



Тема: «Особенности молодежной субкультуры Проблемы духовного кризиса в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет»


По отношению к социальным ценностям и нормам:

доминирующая культура, субкультура и контркультура

Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения (субкультура)

Субкультура

Часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Виды субкультур

Этническая субкультура – ее носители связаны единством происхождения, осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом культурными особенностями.

• Конфессиональная субкультура – складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к одной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах.

• Профессиональная субкультура – образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной. Она тесно связана с содержанием работы, социальными статусами и ролями, которые имеют в обществе ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

• Молодежная субкультура связана с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для функционирования в более широкой системе. Молодежная субкультура в качестве чего-то самостоятельного появилась в середине 50-х годов XX века в индустриальноразвитых странах. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду (молодости). Кроме того, молодежная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей (псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей). Одна из основных проблем молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые). Молодежная культура призвана облегчить неопределенность и напряженность этого периода.

• Маргинальная субкультура (от лат. margo – край) – характеризует положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но не в одну из которых они не интегрированы полностью. Такими примерами могут быть различного рода мигранты (например, сельские жители в городе, эмигранты), безработные, обнищавшие, люди вступившие в смешанные браки, бисексуалы и др. Э.Стоунквист показал, что «культурные гибриды» объективно оказываются в ситуации периферийности по отношению к обеим культурам – и к доминирующей, в которую они не могут полностью включиться и не принимаются ею до конца, и к своей родной, исходной, отторгающей их как отступников. Для маргинальности характерна «раздвоенность» личности, «межкультурность» ее ориентаций, что предопределяет сложности процесса самоидентификации. Это может проявляться как в повышенной активности (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, в социальных движениях, так и в пассивности, отрешенности (ведущей к утрате индивидом развитых социокультурных связей).

• Криминальная субкультура отличает преступные сообщества. Она вырабатывает свою систему норм, ценностей, моделей поведения, символов и др

Контркультура

(от лат. contra — против):


Это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими нормами и ценностями. Иногда группа активно стремится выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. В настоящее время через СМК (средства массовой коммуникации) ценности, противоречащие традиционным, могут очень быстро внедряться в общественное сознание и изменять содержание доминирующей культуры.

К контркультуре относятся: «наркотическая культура», оккультизм, сатанизм, некоторые практики «психотерапии», сексуально-«революционная» «мистика тела» и др.

Диалог культур

Взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт.

Культурная глобализация, взаимопроникновение и взаимообогащение, сохранение уникальности и самобытности. Взаимодействие культур должно осуществляться в форме диалога, в котором каждая культура участвует как равноправный партнёр, взаимно обогащая друг друга, не уничтожая при этом уникальность каждой из культур.

Пример: открытие студии восточных танцев или единоборств в европейском городе.

Духовная жизнь реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.





Молодежная культура

Условия формирования

Эта культура складывается на основе специфических социальных и психологических черт, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим положением.

Молодежь формирует свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения и т.д. Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодых людей к самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В западной (а сегодня и отечественной) литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории конфликта поколений, отцов и детей.

Молодежная культура обычно создается самой молодежью. Молодежь является также ее носителем. По своему уровню молодежная культура нередко бывает не слишком высокой. Молодежная культура в той или иной степени противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти - высокой.

Но молодежная культура часто выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую.

Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов именно молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.


Основные виды и формы

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием.

В различное время особую популярность обрели такие ее жанры, как джаз, регги, диско, рэп, рок- и поп-музыка.


Элементы молодежной культуры, ее неоднородность

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, в целом внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Все элементы молодежной культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность из общей культуры и обособленность от нее.

Молодежная культура неоднородна, она охватывает различные группы молодежи - студенческую, творческую, рабочую, сельскую, разного рода маргиналов (в том числе и уголовников) и т.д.

Молодежная культура распадается на множество групп и течений.

В разное время лидирующие позиции в молодежной культуре Запада занимали хиппи, панки, рокеры и т.д. Через пару десятилетий они появились и в крупных городах России.

На определенных исторических этапах молодежная культура может обрести форму контркультуры, оппозиционно настроенной доминирующей культуре.


История молодежной культуры

В XX веке молодёжь заявила о себе как особой социальной группе со своими представлениями и ценностями. С каждым поколением она всё больше отличалась от отцов. Молодёжь – это потенция, готовая к любым начинаниям. Её отличает инициативность и динамичность, пластичность и восприимчивость сознания. Традиционная культура знала три основных возрастных статуса человека: детство, зрелость и старость

 Теперь границы размыты. Молодым человеком можно быть и в 35, и в 40 лет. Молодость – это период становления, время, когда человека оценивают по его возможностям, которые проявятся в будущем. Глобальная тенденция состоит в том, что юность начинается всё раньше и раньше и продолжается всё дольше и дольше (14-17 – 25-30 лет). Это отражает процессы физической акселерации и усложнение процесса социализации в современном обществе.

 «потерянное поколение» 20-х г.;

- «военное поколение» 40-х г.;

- «бурное поколение» 60-х г.;

- «усталое поколение» 70-х г.;

- «поколение Х» 90-х.


Типы молодежных увлечений и сообществ

1) Музыкальные вкусы и увлечения: металлисты (поклонники тяжёлого рока), рокеры (любители рок-музыки), роллинги, битломаны, готы, гранжёры, брейкеры, рэпперы и т.д. – Гедонистически-развлекательные группы – рейверы, рэпперы и др.

Рэп-музыка родилась в 60-е г. в криминальных негритянских кварталах Нью-Йорка. За господство на каждой улице таких кварталов вели борьбу многочисленные молодёжные группировки. Но кровавая вражда постепенно переросла в безобидную моду. Враждующие встречались на местных дискотеках и словесно поливали друг друга грязью на сцене, пытаясь под музыку позамысловатей оскорбить друг друга. Позже слова стали рифмоваться. Так зарождался рэп. До России эта музыка дошла в конце 1980-х г.

2) Политические и идеологические объединения: панки, скинхеды (бритоголовые), анархисты, пацифисты, зелёные (экологисты), нацболы. – Радикально-нигилистические группы и эколого-этические.

3) Группы анархо и романтико-эскапистского характера: хиппи, байкеры, толкинисты. Субкультура хиппи – одна из старейших: длинные распущенные волосы, джинсы, фенички. Байкеры – любители гонок на мотоциклах. Толкинистское движение – ролевые игры по книгам Джона Толкиена «Властелин колец» и др.

4) Культ физической силы (спортивные увлечения): качки, каратисты, экидошники, футбольные фанаты, роллеры (любители роликовых коньков).

5) Компьютерные фанаты: хакеры.

6) Криминогенные группы: люберы, жиганы и др.

7) Нетрадиционно-религиозные группы: дзэн-буддисты, кришнаиты и др.

На уровне досуговой самореализации молодёжные субкультуры отличаются следующими чертами: преимущественно развлекательно-рекреативная направленность; приоритет потребительской ориентации над креативной. В неформальных группах молодёжь снимает напряжение, испытывает состояние свободы. Различаются субкультуры и по степени конформности.

Особенности молодежных субкультур в России

В.А. Луков выявляет следующие особенности молодёжных субкультур в России.

1) Социальная и экономическая неустойчивость российского общества в постсоветский период приводит к следующему: для значительной части молодёжи (особенно провинции) «проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодёжных субкультур».

2) Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, слишком часто основанная на криминале, является основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодёжи. На фоне социальной аномии – утери нормативно-ценностных оснований широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодёжи.

Молодёжные субкультуры криминализируются. «Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодёжи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами». Особое значение приобретает культ физической силы. Активно проявляют себя экстремистские праворадикальные группы (скинхеды, нацболы). Молодёжный экстремизм проявляется в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

3) К наиболее распространённым формам субкультурной молодёжной активности относятся сообщества футбольных фанатов, имеющие давнее происхождение.

4) Существуют разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

Влияние западных молодёжных субкультур наиболее проявляется в субкультуре байкеров; рейверов – завсегдатаев ночных клубов. Подражать тем и другим могут состоятельные люди. Среди множества субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп. Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Рэп входит составной частью в полистилистическое образование, получившее название хип-хоп-культура. Её приоритеты, кроме рэпа: брейкданс, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта. Толкинизм, поттеромания воплощается в ролевых играх.

Говорится сейчас и о складывании «новой контркультуры», новой левой оппозиции, «наподобие революционной контркультуры 60-70-х г. XIX века в России», ищущей самореализации, отвергающей примитивы западного масскульта, безнравственность и уголовное мышление как путь к успеху. Молодёжь политизируется. Активизируются нацболы, борющиеся за национальную и социальную справедливость. Их наибольшая активность отмечена в Северной столице России. Их задача – «возродить Российскую империю на евразийском пространстве в её истинном величии». Создан Евразийский союз молодёжи. Евразийцы отвергают коррумпированную власть: «Требуется мобилизация.., власть сакральная.., одержимая величием России».

Современная молодежная культура и ее ценности

В советское время проповедовался миф о моральном и политическом единстве молодёжи. Долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Она была составной частью рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Противоречивость, неустойчивость внутреннего мира – своеобразная черта молодёжного и особенно подросткового сознания. Но поскольку «парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни» в России, эта общая противоречивость, вызванная нестабильностью происходящих изменений, аномией, разорванностью времён, наиболее остро проявляется в молодёжной среде, порождая феномен «парадоксального молодого человека».

В оценках респондентов сочетаются противоречивые характеристики современной российской молодёжи, поколения реформ, как агрессивность (50%) и цинизм (40%) с инициативой (38%) и образованностью (30%). Опросы выявляют разнобой в оценках типичных черт современного молодого поколения: «равнодушное» (34%), «прагматичное» (20%), «циничное»(19%). Растёт социальная дифференциация молодёжи. Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко анализируют результаты мониторинга студенческой молодёжи.

1) Всё более определённо в студенческой среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Если установка на успех в 1970-е г. была характерна для 10-15% студентов, то в 1990-2000-е – для 60-70%. Истоки этого изменения в усилении индивидуалистических ориентаций, в экстремальности жизненной ситуации в России;

2) для большинства студентов успех – это достижение прежде всего материального благополучия посредством карьеры, приобретение высокого социального статуса;

3) образование в последнее время рассматривается как всё более значимый фактор достижения успеха;

4) стремление сделать карьеру определяет жизненные цели 36-37% студентов. На первом месте – желание семейного счастья (69%);

5) падает престиж традиционных профессий (инженеры, педагоги и др.), растут прагматические настроения;

6) планируется трудоустройство в малом и среднем бизнесе, что расходится с характером подготовки в вузе;

7) в целом снижается уровень духовности молодёжи, интерес к собственной культуре;

8) возрастает стремление к самостоятельности, автономности, независимости;

9) повышается роль неформальных, межличностных отношений, утверждается связанный с этим противоречивый подход к традиционным институтам семьи, брака;

10) усиливается аполитичность в сочетании с социальным протестом. На этой почве растёт влияние правого и левого радикализма, экстремизма;

11) утверждается причудливое сочетание оптимизма и пессимизма, распространяется «ноувизм» - жить сегодняшним днём.

Вот ещё один портрет поколения: «потребительские ориентиры», «поколение интеллектуалов» (рост престижности высшего образования – для успешной карьеры и материального благополучия), «стремление к свободе и независимости», готовность самому делать судьбу, «высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению». Таким образом, поколение реформ – это «поколение независимых и целеустремлённых индивидуалистов, приверженцев коммуникативной свободы, своеобразные романтики потребления, раскрепощённые, самоуверенные и амбициозные».

Но, пожалуй, точнее нужно говорить о «причудливом, парадоксальном сочетании современных и традиционных поведенческих установок» в сознании большинства. Подобная расколотость является ответом на противоречия российской действительности. М.А. Ядова, рассматривая поведенческие установки постсоветского поколения, делит это поколение на активных «модернистов» и фаталистично настроенных традиционалистов». Причём «модерность» не является необходимым условием успешной адаптации в сегодняшней России.

О постсоветской молодёжи часто говорят как о «потерянном», «пожертвованном» поколении, которое обвиняют в потребительстве, в пренебрежении к национальным ценностям. А.В. Соколов, отвергая такую одномерность, также говорит о парадоксальности студенческой молодёжи. Опасения, что «общество будет более прагматичным, более жестоким и циничным, более лживым и беспощадным к слабым», если «нынешние студенты станут элитой общества», небезосновательны, но нуждаются в уточнении.

Исследователь делит студенческую молодёжь на две по-разному этически ориентированные подгруппы: интеллектуалов-прагматиков и интеллигентов с их нравственными ценностями. Также отмечается, что на прагматические ценности более ориентированы юноши, а у девушек больше проявляется ориентация на образование и самореализацию в работе. «На фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии». Таким образом, споры о молодёжной культуре как феномене современной культуры продолжаются.





Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем.

В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён


История этикета

Вопрос поведения человека в обществе поднимается человеком с древнейших времён. Древнеегипетское литературное произведение «Поучения Кагемни» жанра поучение создано в эпоху Древнего царства и излагает правила хорошего тона в виде наставлений взрослого молодому поколению. В форме беседы излагаются некоторые нормы поведения для свободного человека, как вести себя за общим столом — нужно сдерживать свой аппетит, но не обижать презрением не следующих этому правилу; стараться не быть болтливым и высокомерным, «ибо не ведомо, что совершит бог, когда он накажет»

Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «Домострой» (XVI век)

Когда перед кем-то ставишь ты еду и питье и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «это гнилое» или «кислое» или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придает пище благоухание и превратит ее в сладость. А уж если какая еда и питье никуда не годятся, накажи домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.

В XIX веке этикет викторианской эпохи (1837—1901 гг.) превратился в сложную систему кодифицированного поведения, которая регулировала диапазон нравов в обществе — от правильного языка, стиля и метода написания писем до правильного использования столовых приборов в поведение за столом, и тщательно регулировала социальные отношение

Виды этикета

Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды.

Условно этике можно разделить на ситуационный и профессиональный (воинский, дипломатический, игровой), светский и деловой, хотя чёткие границы между ними зачастую провести сложно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

Любые формы этикета возможны в письменной, невербальной и вербальной речи, но каждая привязана по-разному к разным речевым жанрам.


В письменной речи, где дистанция между собеседниками больше, могут опускаться многие этикетные формулы, в частности формула начала диалога. Обычно в письме соблюдаются нормы гоноратива и адрессива Сетевой этикет, распространившийся сравнительно недавно, устанавливает правила культурного поведения в сети

Международный этикет

У разных народов существуют свои особенности этикета (например, японский, североамериканский этикеты, адаб) и правила поведения (такт), которые необходимо учитывать при коммуникации с представителями других культур

Существуют этикетные виды интеракции, распространённые среди многих этносов и часто соблюдаются в международном общении (например, рукопожатие). Однако в разных культурах прикосновения обуславливаются строгими нормами в сравнении с другими невербальными средствами общения, отчего при незнании национальных норм применять касания нежелательно

Ислам не допускает соприкосновение лиц разного пола, если они не родственники; рукопожатие не принято в мусульманских странах и странах Юго-Восточной Азии Бросавшиеся в глаза западным наблюдателям XIX века поклоны и приседания в Японии уменьшились по сравнению с прошлым, но и сейчас приветствие не требует словесного выражения, заменяясь поклоном

При разговоре коммуникация между собеседниками происходит не только вербальная (речевая), но и с помощью языка глаз (окулесика).

В европейской культуре принято, слушая собеседника, смотреть ему прямо в глаза, тогда как в азиатских странах прямой зрительный контакт считается признаком нескромности, невоспитанности Также в Восточных и Азиатский странах традиционно соблюдается порядок старшинства, особенно при соблюдении ряда ритуалов.

Целование руки в современном мире остаётся нормой лишь в редких случаях — проявление почтения к человеку в ряде восточных стран, получение благословения от служителя культа, проявление особых чувств к женщине





Вопросы и задания:


1 Оформите словарь, выписав основные терминологические понятия.

2.Подготовьте сообщение о любом типе молодежной субкультуры. Какие приоритеты у вас?

3. Подготовьте сообщение об особенностях этикета какой -либо страны (региона)