СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

932 от 15.06.20. Искусство 2 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте материал и подготовьте сообщение (на выбор)

Просмотр содержимого документа
«932 от 15.06.20. Искусство 2 часть»


Музей




Слово «музей» происходит от греческого «мусейон» - посвященный музам.

Место «собрания муз» - музей – хранит огромные культурные и научные ценности.




Музей сохраняет моменты истории, а также формирует историческое и общекультурное сознание современника.



Древние хранили произведения искусства в храмах. В древнегреческих Афинах библиотека и пинакотека (собрание картин) находились рядом при входе в Акрополь, священное место для всех афинян.


В средние века ими владели монастыри и церкви, а затем правители и сановники.

В эпоху Возрождения началось систематическое коллекционирование и развился институт меценатства, например, широко известна деятельность семьи флорентийских банкиров и меценатов Медичи. В XVII в. стали группировать картины по национальным школам, странам, мастерским

Появились первые каталоги частных собраний.


Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне.


Решающий толчок в развитии музейного дела дала Великая Французская революция, которая в 1791 г. объявила Лувр (резиденцию французских королей) и королевские художественные собрания достоянием государства.


В России в XV в. самой крупной коллекцией древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства обладала Троице-Сергиева Лавра.


В XVI в. начала создаваться коллекция Оружейной палаты в Московском Кремле.

Первым русским публичным музеем стала Кунсткамера в Петербурге, созданная в 1714 г. по инициативе Петра I, в 1856 г. была создана Третьяковская галерея в Москве.


Музеи мира

Государственная Третьяковская галерея


Это собрание коллекции отечественного изобразительного искусства (около 60000 картин). Выросла галерея из частного собрания Павла Михайловича Третьякова – крупного предпринимателя и тонкого ценителя искусств. Молодой (24 г.) московский купец, увлекшись идеями русских просветителей, рассматривал свою деятельность как национальное дело и создал общедоступный музей произведений русских художников, преимущественно декоративного направления.


1856 г. считается годом основания галереи, в 1884 г. она открывается для обозрения.


В 1892 г. коллекция была передана в дар городу Москве. Третьяковская галерея оказала огромное воздействие на развитие русского реалистического искусства и сыграла выдающуюся общественно-воспитательную роль.


Эрмитаж

Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных залов

. Самая ранняя постройка – здание Зимнего дворца – возведена в 1754-1762 гг. архитектором Расстрелли.

Затем вдоль набережной Невы по указу Екатерины II архитектором Деламотом специально для экспозиции коллекций картин было построено здание Малого Эрмитажа. Архитектором Фельфоном также вдоль Невы строится здание Большого, впоследствии получившее название Старого Эрмитажа. Затем пристраиваются лоджии Рафаэля. Архитектором Кварнеги строится здание Эрмитажного театра, архитекторы Стасов и Ефимов по проекту Лео Кленце возводят здание Нового Эрмитажа. Строится здание Галереи 1812г., где собраны портреты героев войны. До середины XIX в. Эрмитаж – закрытое дворцовое собрание. В 1852 г. состоялось открытие музея.

5 октября 1918 г. музей был объявлен национальным достоянием. Сейчас собрание Эрмитажа насчитывает свыше 2 млн. 600 тыс. экспонатов.


Лувр


Памятник культуры и музей в Париже.

Бывший дворец французских королей и одна из архитектурных доминант исторического центра города. Дворец возведен в XVI – XIXвв. На месте старого замка. В строительстве дворца в разное время принимали участие архитекторы Леско, Лево, Перро и др., в создании скульптурных декоров – Гужон, в оформлении интерьеров – Лебрен и др.


С 1791 Лувр – Художественный музей. В основе коллекции Лувра – бывшие королевские собрания, коллекции монастырей и частных лиц. Среди многочисленных ценностей Лувра – богатейшие собрания восточных ценностей, Древнего Египта, античности и западноевропейского искусства.


Дрезденская галерея

Собрание живописи основано в 1560 г. как дворцовое собрание курфюстов Саксонских.


В 1847 – 56 гг. архитекторами Земнером и Хенелем строится специальное здание для картинной галереи, которое по окончании строительства открывается для посещения.


Во время Великой Отечественной войны при бомбардировке Дрездена здание было разрушено, часть картин погибла. Собрание делится на две галереи: галерея старых мастеров и галерея новых мастеров

Музей Прадо


Один из прославленных музеев мира находится в Мадриде. В постановлении об открытии музея в 1819 г. говорилось: «Целью музея является давать знания, воспитывать художественный вкус как у учеников, так и профессоров художественных академий, а также у иностранцев, чтобы создать Испании славу, которую она заслуживает».


Собрание музея создавалось на основе испанских королевских коллекций, которые они приобретали в основном в Нидерландах и Италии. Большую роль сыграл Диего Веласкес, будучи придворным художником, он был советником Филиппа IV по приобретению предметов искусств.

Здание музея строится по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва. В настоящее время Прадо располагает блестящим собранием полотен.




Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр

Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители


История театра















Античный театр






















Первые жанры:

трагедия и комедия








Знаменитые драматурги











Древний Рим



Античный народный театр

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы

Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром:театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей

На ранних стадиях развития театра — в народных празднествах — пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синкретизм, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также смешанные формы

Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов»)

Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора

Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры.

Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, — в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате — преобразование хора сатиров в драму

В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии.

Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты

Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины (исключая гетер) не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актёра считалась престижной, а в Риме — позорной (поэтому выступления Нерона так шокировали его приближённых).

Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан — отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида.

До нас дошли многие пьесы древнегреческих авторов, несколько пьес об Ипполите, трагедия Эсхила «Прометей прикованный», несколько пьес об Электре, трилогия «Орестея» и другие.

В Греции между драматургами проводились соревнования (агон), при выборе победителя учитывалось мнение публики.

В Древнем Риме были популярны ателланы, короткие фарсовые представления в духе буффонады.

Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали бродячие комедианты — флиаки и мимы. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актеры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.


Средневековье:


формирование Европейского

театра













































Эпоха Возрождения




Две формы итальянского театра — античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты — постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения




















Опера и балет

После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин

 Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб.

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах

К искусству гистрионов восходит фарс, ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений

В противовес языческим, христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению действенную иллюстративность

В IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию, — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.

Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории, противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти, что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам

Во второй половине XIII века получили широкое распространение представления, посвящённые житиям святых — миракли, которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более «бытовым» оформлением В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, — известны, в частности, «Игра о беседке» и «Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля.

Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов на рубеже XV—XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.

Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актёра и драматурга Анджело Беолько, члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы (tipi fissi), — в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте, появившуюся в середине XVI века, вскоре после его смерти.

Однако в точном переводе с итальянского commedia dell’arte в то время означала «профессиональный театр» — понятие «комедия масок» появилось позже

На протяжении долгого времени спектакли играли во дворцах. Лишь в 20-х годах XVI века начали появляться специальные театральные здания, при этом принципы постройки заимствовались у Витрувия: как и в Древнем Риме, зрительный зал строился в виде амфитеатра.

Новый итальянский театр родился как придворный, однако очень скоро завоевал популярность в самых широких слоях итальянского общества, к интересам и вкусам которых он начал приспосабливаться на рубеже XV—XVI веков: мифологические сюжеты постепенно уступали место сюжетам из современной жизни, которые, в свою очередь, диктовали и новые принципы оформления спектаклей, и иной стиль актёрской игры[17].

Комедия дель арте, благодаря постоянным гастролям итальянских артистов, с конца XVI и на протяжении всего XVII века стала популярна в Испании, Франции, Англии и Германии

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие.

В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением (монодия).

В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр.

Первыми оперными композиторами были Якопо Пери, Клаудио Монтеверди и другие

Первые балеты ставилиь при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев

В XV веке одним из первых мастеров танца был Доменико да Пьяченца  Он занимался танцами вместе со своими учениками Антонио Корназано  и Гульельмо Эбрео, а также обучал этому искусству итальянскую знать. Да Пьяченца написал труд под названием «De arte saltandi et choreus ducendi» («Про искусство танца и ведение танцев»)

В 1489 году Джан Галеаццо Сфорца женился на Изабелле Арагонской в Тортоне. В честь свадьбы было дано грандиозное представление, были организованы танцы по сюжету о Ясоне и аргонавтах. Зрелище получилось настолько впечатляющим, что подобные представления стали устраивать и в других местах

В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию.

Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi . Одним из заметных был «Польский балет» (Le Ballet des Polonais), который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году.

Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне, включая Людовика XIV, исполняли в балете роли разной важности.

В 1585 году в Вероне открылся театр Олимпико с просцениумом.

Театр России


В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века.

Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо и Шествие на осляти. Эти обряды совершались не позднее, чем с начала XVI столетия

 Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича; города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, — театр в Россию был импортирован из Западной Европы

В 1672 году был создан первый придворный театр, однако он просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» — театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием»

В 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, при которой также был создан театр



Виды театра
















Му́зыка (греч. — муза; мусическая наука, знание предметов божественной деятельности муз)


Этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов»

Музыка определяется как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени»




.



























Периоды формирования

балета в России



Хореогра́фияхореографи́ческое иску́сство

(от др.-греч. χορεία — хороводная пляска, хоровод + γράφω — записывать, писать) — искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером.

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и других странах. Однако применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.

Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Постановку сходных с танцами искусств, например, фигурного катания или фигурного вождения, также называют хореографией.
























В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на инсценированном литературном произведении (пьесе) — предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку.

Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр — искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму

Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует пьесу.

Опера — сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец

Зародилась она в Италии на рубеже 16-17 веков.

Существуют такие жанры, как большая опера, комическая опера в Италии, opéra-comique во Франции, Singspiel в Германии, Тонадилья в Испании, балладная опера в Англии, романтическая опера, опера-балет и др.

Жанр комической оперы повлиял в ХХ веке на формирование таких жанров, как оперетта, мюзикл, музыкальная комедия

Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.

Оперное произведение — это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов — арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен и подразделяется на акты и картины, сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог, а в конце — эпилог.

Большая роль в опере принадлежит оркестру.

Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.

В балете есть три основные позиции: солисты, кордебалет (представляющих группу танцовщиков) и музыканты (оркестр).

Основу балета составляет какое-либо литературное произведение, по которому пишется либретто

Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые редактирования, не нарушая смысла и сохраняя основных героев, композитор пишет музыку на которую затем балетмейстер-постановщик ставит танцы.

В балете есть основные виды танца: классические танцы и характерный танец, а также пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их разговор между собой.

Первый (1710—1756 гг.) — период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);

Второй (1756—1829 гг.) — период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне — Московской государственной академии хореографии);

Третий (1829—1917 гг.) — период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объёма общеобразовательной подготовки;

Четвертый (1917—1991 гг.) — период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и телевидения.

В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами).

Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами.

В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий»

Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела без использования слов.

Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов. В Древнем Риме в эпоху Августа стала полноценным театральным жанром.

В средневековье церковь запрещала пантомиму, но странствующие актёры продолжали использовать элементы из неё. Комедия дель арте включала в себя бессловесные интермедии. Пантомима была важным элементом арлекинады, комических пьесок, где главным действующим лицом был Арлекин. Во Франции арлекинада стала любимым жанром балаганного театра.

В 1702 году пантомима в виде театрализованного балета была поставлена в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В XVIII веке в театре в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий ставили пантомиму.

Батист Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме, благодаря ему классическим героем пантомимы стал Пьеро.

В ХХ веке пантомимой занималась группа Карно, в которой впервые выступили Чарли Чаплин, Макс Рейнхардт, Жан-Луи Барро, Марсель Марсо и другие.

Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале ХХ века появилась драматическая пантомима

Жанр пантомимы развит в классическом индийском музыкальном театре и в Японском театре Но.

Мюзикл — вид музыкального театра, где соединяются диалоги, песни, музыка, танцы. Чтобы сыграть в спектакль, нужно написать пьесу. Сюжет в основном берется из известных литературных произведений мировой драматургии и реализуется режиссёром-постановщиком, балетмейстером, специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др

По форме мюзикл представляет собой, как правило, двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики отличается от классического музыкального жанра: голоса не должны звучать «по-оперному», а танец — выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец должны быть в одной линии сценического поведения

Мюзикл зародился в США в начале XX века и долгое время являлся чисто американским видом музыкально-сценического представления

Оперетта — вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает «маленькая опера». Опереточная школа зародилась в Вене (Австрия) в 60-е годы XIX века.


Эстрада


 (от фр. estrade, «подмосткипомост»)

Первоначально, разновидность подмостков для выступлений

Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, пародия, клоунада.

Кoрни эстрады ухoдят в далекoе прoшлoе, прoслеживаются в искусстве античнoсти – Египта, Греции, Рима. Её элементы есть в представлениях странствующих кoмедиантoв – скoмoрoхoв, шпильманoв, жoнглерoв, франтoв и др. Oднакo в сoвременных фoрмах искусствo эстрады складывалoсь в Западнoй Еврoпе на прoтяжении XIX в.

Пoсетителей парижских кафе развлекали музыканты, певцы, куплетисты, в репертуаре кoтoрых встречались вещи oстрые и злoбoдневные. Успех таких кафе вызвал пoявление бoлее крупных зрелищных предприятий – кафе‑кoнцертoв («Амбассадoр», «Эльдoрадo» и др.). В Англии при пoстoялых двoрах (гoстиницах) вoзникли музыкальные залы –  мюзик-хoллы, где испoлнялись танцы, кoмические песни, циркoвые нoмера; первым считается «Стар мюзик‑хoлл», oснoванный в 1832 г.

Пo типу лoндoнскoгo мюзик‑хoлла «Альгамбра» в 1869 г. в Париже oткрылся «Фoли Бержер», а через два десятилетия – «Мулен Руж», пoлучивший название «варьете‑зал» (oт французскoгo variété – разнooбразие). Пoстепеннo слoвo «варьете» стали применять не тoлькo к кoнкретным театрам, нo и к целoму искусству, сoстoящему из разнooбразных жанрoв, из кoтoрых в кoнечнoм счете сoздается целoстнoе представление.

В 1881 г. в Париже oткрылoсь артистическoе кабаре (oт французскoгo cabaret –  кабачoк) «Ша нуар» («Черный кoт»), где сoбирались мoлoдые худoжники, актеры, литератoры. Здесь нередкo затрагивались oстрые сoциальные и пoлитические прoблемы. Бoльшoй известнoстью пoльзoвались кабаре в Германии, Австрии и других странах. В наше время эта фoрма, oтделившись oт кафе, стала существoвать как пoлитический и сатирический театр малых фoрм (Германия) с нескoлькo измененным названием – кабаретт.

В XX веке эстрада превратилось в пышное развлекательное представление. Появились разновидности ревю в США, называвшиеся шоу.


Цирк (от лат. circus — круг) 


Международный День Цирка отмечается в третью субботу апреля.


Вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.



В старину балаганами (от персидского слова "балахане" - верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках


В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название "балаган".


Цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.



Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, реприза, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных.

Цирковая труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет бродячий цирк.

Появление русских бродячих артистов - скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи - профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам "ватагами", водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти "смехотворцы" и "гудошники" были носителями народного веселья и "глума" - сатиры.

На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей - на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV - начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях.



Театр 20 века


Название направления

Основные идеи

Авторы

Спектакли

Эпический театр

Теоретически разработанные Брехтом методы построения пьес и спектаклей: соединение драматического действия с эпической повествовательностью, включение в спектакль самого автора, «эффект отчуждения» как способ представить явление с неожиданной стороны, а также принцип «дистанцирования», позволяющий актёру выразить своё отношение к персонажу, разрушение так называемой «четвёртой стены», отделяющей сцену от зрительного зала, и возможность непосредственного общения актёра со зрителем 

Отвергает традицию, выступает за диалог со зрителем; требует от актера выражение своей гражданской позиции; несовпадение фабулы пьесы и ее сценического воплощения; распространены миф, притча, символ

Бертольд Брехт

«Трехгрошовая опера»

«Матушка Кураж и ее дети»

Театр абсурда

 В отличие от логичных пьес обычной драматургии, автор передаёт читателю и зрителю своё ощущение какой-либо проблемы, постоянно нарушая логику, поэтому зритель, привыкший к обычному театру, оказывается сбит с толку и испытывает дискомфорт, что и является целью «нелогичного» театра, нацеленного на то, чтобы зритель избавился от шаблонов в своем восприятии и взглянул на свою жизнь по-новому.

«Никаких идей!» - антипо реалистической драмы. Оценка нравственных идеалов общества и его разложение. Абсурд действия, слов и образов, передающий ощущение бессмысленности и иррациональности бытия.

Эжен Ионеско





Сэмюэль

Беккет



«Лысая певица»

«Автомобиль

ный салон»

«Носороги»

«Король умирает»

«В ожидании Годо»

«О, прекрасные дни»

Театр жестокости /Крюотический театр

Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость — осознанное подчинение необходимости,


Развивал представление о жестокости как изначальном состоянии человека. Шоковая терапии, импровизация, Абсолютная истина, религиозность

Арто стремится к реализации катарсиса Аристотеля. В процессе крюотического спектакля актёр должен оказаться в таком же положении, как обычный человек в пограничном состоянии

Антонен

Арто

«Кровяной фонтан»

Театр смерти

В его «театре смерти», где наряду с актёрами выступали предметы и куклы, стирались границы между жизнью, сновидением и небытием, а также границы между театральными жанрами

Призвал меньше думать о зрителе, больше – об искусстве. Атеизм, отсутствие сострадания.

Тадеуш Кантор

«Пусть сгинут артисты»

«Я никогда уже сюда не вернусь»

Антропологический театр

Освободить человека от ложных наслоений культуры. Искусство должно выражать то, что не поддается логике и подчинению сверхчувствам

Ежи Марианн Гротовс

кий

«Апокалипсис»



Киноискусство

Вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении, как правило, в сопровождении звука.

Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, поэтому говорят, что 28 декабря 1895 года родилась новая муза — муза кино.

Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов).

На момент зарождения кино первыми основами нового искусства стали литература, театр и живопись.

Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актёров.

Киноискусство не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку, или живопись, а перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества.

Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации не приводит к вытеснению и гибели киноискусства, а расширяет сферу художественного творчества, а также предоставляет новые возможности

Развитие киноискусства началось с немого кино (Ч. Чаплин), сегодня же оно не ограничено ничем

Кино – искусство – специфическое для ХХ века


полифункциональное искусство: искусство, учебное пособие, средство агитации, воспитания…

- синтетическое искусство

- текст, изобразительно-выразительными средствами которого являются предметы, жесты, свет, план

- особым образом структурированное изображение мира с целью коммуникации

- определенная знаковая система, отвечающая на социальные запросы.

Изобретение кино


28 декабря 1895 они показали свой первый трехминутный фильм «Прибытие поезда». В этом фильме поезд идет в сторону камеры. Люди выбегали из кинотеатра, думаю, что это настоящий поезд

Бра́тья Люмье́р, родоначальники кино:

  • Люмьер, Луи Жан (1864—1948) — младший брат (изобретатель аппарата «Синематограф»).

  • Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862—1954) — старший брат (организатор).

  • Изобретателем техники, названной «синематографом» (фр. Cinématographe, от др.-греч. κίνημα — движение и γράφειν — писать), был младший брат, Луи, официально бывший на тот момент владельцем семейной фабрики. Его проект частично финансировал старший брат Огюст, а после создания съёмочного аппарата оба брата активно участвовали в создании первых фильмов. 

  • Первый публичный сеанс был проведён в Париже 22 марта 1895 года, однако днём рождения кино официально считается 28 декабря того же года, когда в Grand Café на бульваре Капуцинок прошёл первый коммерческий показ фильмов Люмьеров

  • В общей сложности с 1895 по 1898 год братьями Люмьер были отсняты порядка 1800 лент, переданных Луи в 1946 году Французской синематеке

Литература и кино


Разница между кино и литературой такова: образы в литературе умозрительные, а в кино визуальные.

  • Литература дала кино:

  • сюжетное построение фильма, то есть сценарий

  • подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события (принцип ракурсного видения).

  • принцип монтажного построения и редактирования.


Театр и кино

  • опыт построения объёмных декораций.

  • систему и методику разводки актёров при постановке тех или иных мизансцен.

  • метод подбора актёров на роль.


Живопись и кино

  • композицию/построение кадра.

  • организацию цветового решения.


Виды кино

Художественное и документальное кино

Произведения кинематографа принято делить на художественные (игровые) и документальные (неигровые) фильмы.

В первых показаны события, сыгранные актёрами, во вторых — заснятые в реальной жизни.

Однако такое деление часто подвергается критике в связи с тем, что существуют документальные фильмы, в которых реальные события реконструируются актёрами.

В силу того, что актёры стали частым явлением в фильмах, которые признаны документальными, в документальном кино часто выделяют полностью неигровое кино и кино с элементами игрового, но реконструирующее реальные события. При этом необходимо отличать документальное кино от художественных исторических фильмов.


Короткометражное кино

«киноминиатюра»

Короткометражное кино («короткий метр») отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма (в пределах около 40 минут без учёта титров).

Но так кажется только на первый взгляд, ведь в узкие временные рамки короткометражного фильма нужно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в кино полнометражном. Поэтому короткометражное кино является, с художественной точки зрения, совершенно отдельным направлением киноискусства и кинематографического творчества.

Сегодня уже начинают выделять категорию среднеметражного кино.


Документальное кино

Отдельным видом киноискусства является документальное (неигровое) кино. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.

Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа.

В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира и часто транслируется по телевидению.

Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества.

Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.


Образовательные фильмы

Образовательные (учебные) фильмы. Фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях.

Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем.

Практика показа учебных фильмов очень распространена на Западе и особенно в США.

В школах СССР при обучении использовались учебные фильмы (снятые специально для школ, с учётом единой для всех учебной программы) в основном по физике, биологии и литературе

Художественные приемы

Крупный план, наплыв, ускоренная съёмка, «живая камера», звуковой контрапункт, кинометафора, трюковые съёмки, комбинированные съёмки, съёмка музыкальных номеров под фонограмму, ретроспекция и пр

Кинематографические школы

Голливуд – это часть Лос-Анжелеса

Сначала это был маленький город с апельсиновым лесом и прекрасной погодой. Но однажды, в 1908 году группа людей из Чикаго приехала туда, чтобы снять фильм.

С того дня многие режиссеры, продюсеры, актеры и тысячи других рабочих приезжали в Лос-Анжелес.

Голливудский кинематограф является самым популярным в мире. Он представляет собой гигантскую киноиндустрию, распространившую своё влияние на весь мир

Ежегодно в Голливуде создаются тысячи фильмов — это настоящий отлаженный конвейер.

Голливуд упрекают в излишней примитивности и коммерческой направленности, но популярность голливудских фильмов говорит сама за себя.

Считается, что голливудское кино реализует самую суть кинематографа — зрелище.

Отличительная особенность этой кинематографической школы — необычайное искусство создавать спецэффекты..

Первая студия появилась в Голливуде в 1911 году. В 1920-х гг. Голливуд выпускал 80% фильмов в мире


Немые и черно-белые фильмы, в которых снимались Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин, были вытеснены фильмами со звуком в середине 20-х гг. Полнометражные фильмы заменили короткометражные. Первый цветной фильм «Унесенные ветром» был снят в 1939 г. Этот фильм принес огромный успех Вивьен Ли и Кларку Гейблу, которые в нем снимались.

Росло число студий, которые объединялись в большие корпорации: «Метро Голдвин Майер», «Уорнер Бразерз», «Юниверсал». Первыми жанрами американских фильмов были мелодрама, вестерн и комедия, затем появились приключенческие и исторические фильмы. Сейчас жанров намного больше, а Голливуд ассоциируется с богатством, солнце и пальмовыми деревьями.


Независимое американское кино

Нередко понятие «американский кинематограф» и «Голливуд» объединяют, но это неверно.

Американское кино — это не только киноиндустрия Голливуда, но и развитая система независимого кино.

Независимое кино — это кино, производимое энтузиастами без помощи крупных кинокомпаний. Это кино обычно небогатое, поскольку продюсеров кинематографистам приходится искать самим (а нередко приходится вкладывать и собственные деньги

Одной из главных сцен для независимого кино является кинофестиваль Sundance Film Festival, ежегодно проходящий в штате Юта (США).

Видными представителями современного независимого американского кино являются Фрэнсис Форд Коппола, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Джон Малкович, Майкл Мур, Квентин Тарантино, Джим Джармуш, Дэвид Линч, Джоэл и Этан Коэны. Последние трое давно вышли на уровень культовых фигур интеллектуального кино.

Английское кино


Среди представителей английского кино — режиссёры Альфред Хичкок, Майкл Пауэлл и Эмерих Прессбургер, Тони Ричардсон, Линдсей Андерсон, Кен Лоуч, Дерек Джармен, Питер Гринуэй, Кристофер Нолан.

Гринуэй, и Джармен в своих фильмах уделяют много внимания своеобразному визуальному решению. Более известен Гринуэй, уделяющий много внимания эстетичности каждого кадра, наполняющий свои фильмы аллюзиями на классические живописные полотна и озабоченный проблемами мёртвого и живого, хаотичного и упорядоченного.


Французское кино

На родине кинематографа кино никогда не пребывало в упадке. Французское киноискусство является одним из самых уважаемых в мире. Современный облик французского кино сформировался после Второй мировой войны.

 «Новая волна» во французском кино оказала сильнейшее влияние на развитие кино во всём мире.

Среди известных режиссёров — Жан Ренуар, Марсель Карне, Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Бертран Блие. Французское кино — это очень утончённое кино, в котором психология и драматизм сюжета сочетаются с некоторой пикантностью и художественной красотой съёмок. Стиль определяют модные режиссёры Люк Бессон, Жан-Пьер Жене, Франсуа Озон. 

Правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа.


Итальянское кино

Итальянское кино всегда было самобытным и неповторимым. Хотя существуют и итальянские фильмы, рассчитанные на «массовое потребление», но всё же итальянское кино известно благодаря высокому «авторскому» кино таких режиссёров, как Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Марко Беллоккьо, Сальваторе Сампери. Фильмы этих режиссёров, созданные в разных стилях, иногда полные абстракций, метафор, мистики, навсегда вошли в золотой фонд мирового кинематографа и стали источником вдохновения для новых поколений режиссёров.


Скандинавское кино

Характер скандинавского кино в целом напоминает суровый «нордический» характер самой Скандинавии.

Главными режиссёрами скандинавского кино являются Ингмар Бергман и Ларс фон Триер — оба суровые в изобразительном ряде, оба высекающие мощные страсти из актёров. И если Триер известен как киноэкспериментатор и создатель «Догмы 95», то Бергман — признанный классик, не уступающий по значимости режиссёрам великого итальянского кино.

В своих часто тяжёлых фильмах режиссёр ставит перед зрителем задевающие за живое нравственные и философские вопросы.


Немецкое кино

В 1960—1970-е годы в Германии возникает течение, позиционировавшее себя как «Новый немецкий кинематограф».

Наиболее яркими его представителями являлись такие ставшие теперь классиками режиссёры, как Вим Вендерс, Фолькер Шлёндорф, Вернер Херцог, Райнер Вернер Фассбиндер.

Эти режиссёры преследовали цель отхода от развлекательного кино в пользу остросоциального, побуждающего к размышлению кинематографа.

Фильмы этих режиссёров снимались на деньги независимых студий, поэтому такое кино также стало называться «авторским». Значительное влияние на «Новый немецкий кинематограф» оказала французская «новая волна» и движение протеста 1968 года.

Наиболее плодовитой фигурой «Нового немецкого кинематографа» был Райнер Фассбиндер. Режиссёр снимал по несколько фильмов в год и отчаянно прожигал жизнь (умер он в 37 лет от передозировки кокаина). Это сообщило его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но и наполнило их некоей необычной жизненностью, трагическим «драйвом» и сделало многие сцены поразительно запоминающимися.

Среди поныне работающих немецких классиков всемирно знаменит Вим Вендерс, в чём-то продолживший метод Микеланджело Антониони.


Польское кино


История польского кинематографа продолжительна и наполнена событиями и достижениями так же, как история самого кинематографа. Особенно известен период с середины 1950-х годов, когда работы режиссёров так называемой Польской школы кинематографа и новаторские тенденции в творчестве кинематографистов европейских стран (Французская новая волна, итальянский неореализм и другие) оказали встречное взаимное влияние.

После Второй мировой войны режиссёры Ежи Гофман, Тадеуш Хмелевский, Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Конрад Нанелецкий и многие другие внесли большой вклад в развитие мирового кино.


Индийское кино

Индийское кино, ещё называемое «Болливуд», довольно своеобразно и незамысловато. Оно не имеет признания и популярности в мире, но некогда было известно в СССР, а теперь распространено и популярно в среднеазиатских государствах СНГ.

Сюжеты фильмов построены на незамысловатых житейских историях, любви, ненависти, преступлении, мести.

Отличительная черта индийского киноискусства — это множество песен и национальных индийских танцев, из-за этого практически каждый индийский фильм можно отнести к жанру мюзикла.

Впрочем, в последнее время стали появляться фильмы, больше похожие на европейское и американское кино. Если проводить параллели с Америкой, то кроме Болливуда существует и «Независимое индийское кино», например, Бенгальское.



Распространение кинематографии в России началось с показа фильма братьев Люмьер в мае 1896 г. в Санкт Петербурге, Москве, а затем и в Нижнем Новгороде.

Киноиндустрия развивалась в основном в Москве и Петербурге и связана с именем А. Ханжонкова, который основал первые киностудии.

Он снял первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя».В 20-е гг. звездами немого кино были В. Холодная, В. Полонский, В. Машков и др.

Самыми популярными жанрами в Российском кино были исторические фильмы и киноверсии знаменитых романов: «Аэлита» А. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова.

Первые озвученные фильмы появились одновременно в трех странах: СССР, США, Германии в конце 20-х гг.


Советское кино

Первый успех пришёл к советскому кино в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино.

В дальнейшем советское кино десятилетиями развивалось в изоляции от остального мира. Также, травля оппозиции, согласно идеологии большевиков, ударила и по кино: 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. В конце жизни Ханжонков был реабилитирован и получил пенсию, но построенные им киностудии в Москве и Ялте были конфискованы и достались Госкино СССР.

В сталинский период образ Сталина широко использовался в киноискусстве во время культа личности. После Второй мировой войны лишь единичные советские фильмы имели успех за рубежом. Это объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.

Сергей Бондарчук был одним из немногих советских режиссёров, которым было разрешено снимать и сниматься за железным занавесом. В советское время он считался мастером грандиозных батальных сцен с многотысячной массовкой («Война и мир», «Ватерлоо»).

Несмотря на цензуру и запреты, в Советском Союзе во второй половине XX века было создано несколько талантливых «авторских» киноработ, шедевров мирового кинематографа. Здесь фильмы Андрея Тарковского, вынужденного позднее эмигрировать из СССР, Сергея Параджанова, открывшего бездны выразительности на фольклорном материале, и Киры Муратовой. С началом Перестройки советское кино начало менять свой облик. Стали появляться доселе невообразимые по откровенности фильмы, отражавшие перемены в советском обществе.

Рядом талантливых советских режиссёров-документалистов было создано множество фильмов, которые вошли в золотой фонд мирового документального киноискусства. Особенно следует отметить режиссёров Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Константина Кереселидзе, Романа Кармена и Михаила Ромма.




Задание: прочитайте материал и подготовьте развернутое сообщение о любом представленном виде искусства.