СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

932 от 22.05.20 Мораль. Этика. 2 пары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте материал и выполните задания.

Просмотр содержимого документа
«932 от 22.05.20 Мораль. Этика. 2 пары»


Тема: «Мораль. Основные принципы и нормы Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль» 2пары


1.Мора́ль. Основные принципы и нормы. Гуманизм

Мораль

(лат. moralitas, термин введён Цицероном 

от лат. Mores

 «общепринятые традиции»)


-принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и так далее.

Синонимом слова мораль является слово нравственность . Мораль, принятая и преобладающая в том или ином обществе, называется общественной моралью.

Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.

Структура морали

Моральные правила – нравственные законы, определяющие манеру поведения человека в социуме, его отношение к себе и другим людям.

Моральные принципы – форма выражения нравственных норм, принятых в данном обществе.

Нравственные идеалы – образец высоких моральных требований, которые могут быть привиты конкретному индивиду.

Функции морали:

Оценочная – рассмотрение поступков в координатах добра и зла (хорошо, плохо, нравственно и безнравственно)

Регулятивная -установление норм, принципов и правил поведения

Контролирующая – контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/ или совести самого человека

Интегрирующая -поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека

Воспитательная -формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора

Специфика моральных норм:

Моральные нормы отличны от обычаев и права

Обычай- исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации;

Обычай и мораль

-следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям; моральные нормы -осмысленный и свободный выбор человека

-обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп; мораль- универсальна, она задает общие нормы для всего человечества

- исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, мораль- основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызением совести

Право- система юридических норм. имеющих обязательный характер

Право и мораль

-право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении

-правовые нормы имеют обязательный характер, моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения

-правовые нормы документально зафиксированы в законах; моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение

-за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность, моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести

Классификация моральных принципов

Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.

Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.

Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.

Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.

Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.

Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.

Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.

Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.

Моральные принципы общения:

приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;

осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;

развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;

ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;

выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;

вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм; общение – процесс двухсторонний, а не монологический,

каждый участник вносит в него некий вклад;

равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;

искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;

понятность и доступность для всех участников общения;

последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).


2 . Основные категории морали

Добро и зло


Основным понятием этики является категория добра, С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, — понятие зла. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум.

Нравственный идеал

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал — это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

Нравственные нормы

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью.

Долг

 Высокая нравственная обязанность, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей. Долг — еще один внутренний регулятор поведения личности, основанный на осознании важности должного и недопустимости недолжного поведения. Осознание долга заставляет человека делать моральный выбор и служить обществу, его идеалам. Пример — долг Родине в виде службы в армии. Немалая часть юношей в армию идет с осознанием этого долга. Долг выражен в виде внутренних стимуляторов поведения человека, осознание которых приводит к осуществлению должного (т.е. правильного, требуемого обществом) поведения. Совесть и долг личности всегда подкрепляют ее честь.

Совесть

Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Человек, имеющий развитые представления о совести, не допустит ярко выраженных аморальных поступков, ибо за них может наступить моральная ответственность в виде угрызений совести. Совесть — один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Наряду с другими моральными категориями она позволяет человеку осознать свою моральную ответственность перед другими людьми, обществом в целом. Совесть — своего рода внутренний самосуд, не допускающий аморальных поступков и карающий за их совершение.

Честь

Это этическая категория, включающая в себя осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества. Эта категория не допускает поведения, которое обесчестило бы человека. В обществе особое значение придается чести представителей профессий, связанных с долгом стране, государству. Так, широко используется понятие «честь офицера». Однако честь имеет каждая личность. Каждый человек должен беречь свою честь, честь семьи, города, народа и т.д.

Достоинство

 Самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения. Достоинство — сплав многих представлений людей о себе, своей личности. Осознание достоинства заставляет людей удерживаться от поведения, которое могло бы подорвать моральную самооценку и оценку личности другими людьми.

Свобода

Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственностью.

Ответственность

Саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Свобода воли

Понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.

Справедливость

Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.




Самоконтроль -способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.

Нейрофизиологические отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доля головного мозга Повреждения лобной доли или её врождённые патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.

Благодаря моральному самоконтролю у человека формируются социально положительные жизненные принципы — основополагающие идеи, которыми руководствуется человек в жизни. К примеру, у многих мужчин сформировался принцип уважительного отношения к женщине, недопустимости применения какого-либо давления, тем более насилия в ее отношении. Эти принципы человек обычно проносит через всю жизнь. Принципы жизни — это такие регуляторы поведения человека, которые окрашивают всю его жизнь, являются ограничителями и регуляторами поведения каждого члена общества.

Моральный выбор и сопряженный с ним моральный самоконтроль личности — важнейшие категории, способствующие развитию конструктивных социальных взаимодействий людей.



Вопросы и задания:


1 Что такое мораль? Какова ее структура и функции?

2. Составьте таблицу: «Моральные нормы в сравнении с обычаями и правом»


Мораль

Обычаи

Право

….

….



3.Зафиксируйте в тетради основные моральные принципы.


4. Пользуясь интернет-ресурсом раскройте понятие гуманизма в историческом контексте. (Сообщение)



5. Выскажите свое отношение к перечисленным категориям морали; насколько в вас выработано чувство морального самоконтроля?











3 Этика как наука о морали

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметами исследования которой являются нравственность и мораль.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным проживанием, нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы

Структура этики:

история дисциплины;

теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;

описание исторических типов морали, или ее генеалогия;

социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;

психология нравственности и морали;

праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;

педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Основные проблемы этики:


проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков.

проблема смысла жизни и назначения человека

проблема свободы воли

проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья


Классификация этических ценностей:


Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

  • ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

  • ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;

  • прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь




Разделы этики

Теоретическая этика


Это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Существуют научные дисциплины помимо этики, изучающие мораль в составе своей предметной области:

  • Социология и социальная психология занимаются общественными функциями морали, декларируемые ею правила в сравнении с другими общественными явлениями;

  • Психология личности изучает физиологическую основу морали;

  • Логика и лингвистика — язык морали, правила и формы нормативно-этической логики.

Метаэтика








Направления метаэтики:

Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики». Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика

Нонкогнитивизм, подвергает сомнению познаваемость этических понятий в связи с их неопределённостью и, соответственно, сам факт допустимости существования этики как науки.

Когнитивистский подход не ограничен одной только областью этики, он является одним из важнейших методологических принципов философии сознания в целом. Знание включает в себя человеческие ценности, цели, нормы, предпочтения, интересы, волю, аффекты и пр. Реально в истории философии фактически господствовал когнитивизм, он представлялся непосредственным и самоочевидным, не требующем обоснования или формулирования

Нормативная этика

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

Нормативная этика ставит своей целью поддержание в обществе основополагающих нравственных ценностей, задаёт нормы поведения в повседневных жизненных ситуациях. Апеллируя к разуму, нормативная этика использует доказательство, довод, аргумент, этим она, в отличие от морализаторства, привлекательна для критически мыслящей личности, формирует нравственные убеждения

Исторические направления нормативной этики — стоицизм, гедонизм, эпикуреизм; современные — консеквенциализм, утилитаризм, деонтология.

Разделы прикладной этики:

Компьютерная этика


Медицинская этика


Профессиональная этика:

Врачебная

Юридическая


Социальная этика


Политическая этика


Экологическая этика

Деловая этика


Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

 В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

 В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.


Функции этики

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.



Вопросы и задания:


1 Что является предметом изучения этики? Каковы ее разделы?


2.Каковы формы нравственного сознания? Какова его структура?


3.Подготовьте сообщение об одном из разделов этики.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс