Правительство республиканцев строило свою экономическую политику на принципах: - граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии и своей семьи; - предоставление преимуществ частному капиталу; - ограничение государственного вмешательства в экономику; - сокращение затрат на социальные программы; - защита американского производителя (политика протекционизма); - уменьшение налогов на прибыль. Данная политика привела: к росту промышленного производства и торговли Тотальному перевооружению предприятий, внедрению новых технологий (конвейер) Развитию новых отраслей американской индустрии: электротехническая, химическая, автомобильная, авиационная; Повышению производительности труда; США производили 44% мировой промышленной продукции, т. е. больше, чем вместе взятые Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония. Росту конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке; Повышению жизненного уровня населения и повышению спроса на товары народного потребления (автомобили, холодильники, радиоприемники и т. д.); Развитию банковской сферы (выделению потребительских кредитов); Росту фондового рынка; Президент Гардинг сформировал кабинет министров из видных финансистов, миллионеров и людей, сведущих в экономике. В 1921—1932 годах пост министра финансов США занимал мультимиллионер Э. Меллон. По его инициативе ставка налога на доходы, превышающие 1 млн.$, была снижена сначала до 66-50 %, а в 1926 и вовсе до 20 %. Были отменены законы военного времени, принятые для контроля уровня цен. В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов, которые были фактически аннулированы Верховным Судом посредством различных разъяснений и толкований. В 1925 году Кальвин Кулидж заявил: «Дело Америки — это бизнес», что во внутренней политике означало свободу действий для бизнесменов и гарантировало им невмешательство государства в деятельность частного сектора экономики. Американские средства массовой информации распространяли тезис о наступлении эры «просперити», о «золотых 20-х», которые будут длиться вечно. Символом Америки 1920-х гг. можно считать Генри Форда и его Форд модели Т, первый массовый автомобиль во всемирной истории. Это транспортное средство было доступно многим, так как цена его составляла менее 300 долларов, а среднегодовой заработок промышленного рабочего равнялся 1 300 долларам. В результате автомобиль перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения. В 1920-х гг. парк автомобилей вырос на 250 %, а к 1929 превысил 25 миллионов машин, при том что население США в то время составляло 125 млн чел. Успехи в промышленности росли, однако сельскохозяйственная политика оказалась не столь удачной: сократились площади засева пшеницы и кукурузы, европейский рынок закрылся для продукции американских фермеров, что привело к кризису перепроизводства и банкротству фермерских хозяйств. Вообще 1920-е годы — это время формирования общества потребления. Рядовой американец подвергался массированному воздействию со стороны производителей товаров: его постоянно осаждали призывами покупать и покупать ещё больше. В связи с этим начала развиваться современная реклама. Производители делали всё, чтоб заставить покупателя не откладывать деньги в долгий ящик, а немедленно их потратить. Тем, у кого не было при себе необходимой суммы, предлагалась покупка в рассрочку. Появилось понятие — жизнь в кредит, когда подобным образом приобреталась большая часть машин, холодильников, радиоприёмников. Однако проблема неравномерности распределения доходов не была учтена: две трети американских семей были не в состоянии приобрести даже предметы первой необходимости. Часть прибылей монополий превращались в ценные бумаги (акции), которые поглощали нераспределённые доходы. Акции ценились потому, что их покупали, и на них можно было заработать. В стране рекламировались лёгкие пути к богатству через акции. И к 1929 году на бирже играло не менее 1 млн американцев, которые, вложив все свои ограниченные средства в покупку акций, ждали успеха. Обладатели ценных бумаг влезали в огромные долги и активно пользовались кредитами. Не выдерживал конкуренции с автомобилями и самолетами железнодорожный транспорт, переживали упадок текстильная и обувная промышленность, зависимые от сельского хозяйства. Падала прибыль в угольной промышленности. Выполнение «сухого закона» привело к росту преступности (контрабанда спиртного, подпольное производство и продажа спиртных напитков). Многие американцы считали принятие XVIII поправки нарушением свободы личности – главного завоевания американцев. Все чаще американцы сталкивались с коррупцией в различных эшелонах власти. Одновременно усилились преследования профсоюзов и их численность к 1930 г. сократилась в 1.5 раза Крайне жестоко проходили расправы с участниками забастовок и деятелями левого рабочего движения. В 1927 г., после 7-летнего тюремного заключения, были обвинению. В стране начался настоящий «красный психоз». Поток эмигрантов в США привел к росту безработицы и ужесточении конкуренции на рынке труда. В 1924 и 1929 гг. были приняты законы, ограничивающие прием эмигрантов на работу – не более 150 тыс. человек в год по всей стране. На этой волне активизировался Ку-клукс-клан. Рост безработицы и понижение уровня заработной платы привели к понижению платежеспособности населения. Многие граждане не имели возможности погашать кредиты. Произошли существенные изменения в общественной морали. Этот период получил название «ревущие 20-е», «эпоха джаза». |