СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русская народная сказка и волшебная повесть А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Русская народная сказка и  волшебная повесть А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русская народная сказка и волшебная повесть А.Погорельского "Черная курица, или подземные жители"»

СКАЗОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В ВОЛШЕБНОЙ ПОВЕСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

А.ПОГОРЕЛЬСКОГО

«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ».



ЦЕЛИ: закрепить умение определять жанровые особенности сказки вообще; определить различия и сходство волшебной повести и других волшебных сказок;

рассмотреть образ главного героя.

развивать умение рассуждать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, делать выводы;

воспитывать любовь к литературе, уважение к окружающим.



ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

2.Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Я все правильно сказала? Может быть, кто-то заметил ошибку в моем высказывании? (Ответы детей).

Действительно, это произведение – волшебная повесть. А можем ли мы сказать, что перед нами сказка? ( Ответы детей).

3.Сопоставительный анализ произведения

Учитель: Какие жанровые особенности сказки вообще вы знаете? ( Привести примеры из текста)

Учащиеся: 1.Борьба добра и зла.

2.Деление героев на «низких» (герои, которые не обладают волшебной силой) и «высоких»(герои, наделенные волшебной силой).

3.Главный герой совершает героический поступок.

4.Присутствует образ дарителя (Чернушка).

5.Наличие волшебного предмета (на вид он простой).

6.Наличие запретов( Нельзя говорить о подземных жителях).

7.Освобождение героев.

8.Есть мотив дороги (Алеша отправляется в подземное царство).

9.Большой промежуток времени.

Учитель: Можем сказать, что это произведение – сказка? (Да).

Учитель: Остановимся на первой особенности: борьба добра и зла.

В волшебных сказках зло конкретное, оно опредмечено. Кто является представителем злых сил? (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.). А какой герой Алеша: положительный или отрицательный?

Учитель: Что вызывало в нем ужас?

Ученик: Действия кухарки, так как она забирала и убивала его курочек.

Учитель: У Алеши развито чувство сострадания?

Ученик: Алеша страдает вместе с другими, берет часть страданий на себя.

Учитель: Какие еще положительные качества Алеши мы можем отметить?

Учащиеся: Алеша любит читать. Он мечтатель.

Подбегал к забору, кормил курочек. Он заботливый, добрый.

Учитель: А чего не делал Алеша?

Ученик: Не играл с другими детьми.

Учитель: Ему было грустно. Чувство одиночества. (Обращение к рисункам.)

Какими красками нарисованы рисунки? (Серыми).

Серые краски, серые рисунки. И жизнь Алеши серая. Что это значит? (Ответы учеников).

Учитель: Есть ли еще какие-нибудь рисунки?

Ученик: Изображение учителей. Эти рисунки юмористические. Значит, иногда главный герой относился к своей жизни с юмором.

Учитель: Что мы можем сказать о жизни в пансионе?

Ученик: Она была скучная, серая, безрадостная.

Учитель: Что случилось с Алешей после появления Чернушки?(Обращение к рисункам)

Ученик: Его жизнь становится красочной.

Учитель: Что поразило Алешу в подземном царстве?

Ученик: Обилие золота.

Учитель: Зачем ему золото?

Ученик: Чтобы съездить к родителям.

Учитель: Отличается ли жизнь в пансионе от жизни в подземном царстве? (Ответы учащихся).

Учитель: Как изменился Алеша, получив конопляное семечко?

Чтение текста.

Какие черты характера появились?

Ученик: Самолюбие, эгоизм, гордость, желание властвовать над другими, лень, ложь.

Учитель: Все, что вы сейчас перечислили, называется пороками людей, т.е. зло.

Отличается это зло от зла волшебных сказок?

Ученик: Это зло должен победить сам Алеша. А это сделать гораздо труднее.

Учитель: Это первый отличительный признак.

Учитель: Чего никогда не делал Алеша после болезни? (Ответы учащихся)

Учитель: Так какой же герой Алеша: положительный или отрицательный? (Ответы детей. Не должно быть однозначного ответа. Каждый ребенок высказывает свою точку зрения.)

Это второй отличительный признак.

Учитель: Так почему же не сказка, а волшебная повесть?

Ученик: Это был сон.

4.Подведение итогов

Учитель: Ребята, чем же отличается волшебная повесть от волшебной сказки?

Учащиеся: Первое отличие –борьба добра и зла. Зло не является конкретным, его труднее распознать в самом себе, еще труднее избавиться от него.

Второе отличие – нет четкого деления на положительных и отрицательных героев.

Учитель: И в жизни нет только положительных или только отрицательных людей.

В каждом человеке доброе начало и злое.

(Примеры из личной жизни учащихся)

Учитель: Ребята, я хочу, чтобы добро в вас всегда побеждало зло. Чтобы вы видели недостатки не только других людей, но и свои, и всегда одерживали над ними победу.