СКАЗОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ВОЛШЕБНОЙ ПОВЕСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
А.ПОГОРЕЛЬСКОГО
«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ».
ЦЕЛИ: закрепить умение определять жанровые особенности сказки вообще; определить различия и сходство волшебной повести и других волшебных сказок;
рассмотреть образ главного героя.
развивать умение рассуждать, сопоставлять, анализировать полученную информацию, делать выводы;
воспитывать любовь к литературе, уважение к окружающим.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
2.Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали сказку А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Я все правильно сказала? Может быть, кто-то заметил ошибку в моем высказывании? (Ответы детей).
Действительно, это произведение – волшебная повесть. А можем ли мы сказать, что перед нами сказка? ( Ответы детей).
3.Сопоставительный анализ произведения
Учитель: Какие жанровые особенности сказки вообще вы знаете? ( Привести примеры из текста)
Учащиеся: 1.Борьба добра и зла.
2.Деление героев на «низких» (герои, которые не обладают волшебной силой) и «высоких»(герои, наделенные волшебной силой).
3.Главный герой совершает героический поступок.
4.Присутствует образ дарителя (Чернушка).
5.Наличие волшебного предмета (на вид он простой).
6.Наличие запретов( Нельзя говорить о подземных жителях).
7.Освобождение героев.
8.Есть мотив дороги (Алеша отправляется в подземное царство).
9.Большой промежуток времени.
Учитель: Можем сказать, что это произведение – сказка? (Да).
Учитель: Остановимся на первой особенности: борьба добра и зла.
В волшебных сказках зло конкретное, оно опредмечено. Кто является представителем злых сил? (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.). А какой герой Алеша: положительный или отрицательный?
Учитель: Что вызывало в нем ужас?
Ученик: Действия кухарки, так как она забирала и убивала его курочек.
Учитель: У Алеши развито чувство сострадания?
Ученик: Алеша страдает вместе с другими, берет часть страданий на себя.
Учитель: Какие еще положительные качества Алеши мы можем отметить?
Учащиеся: Алеша любит читать. Он мечтатель.
Подбегал к забору, кормил курочек. Он заботливый, добрый.
Учитель: А чего не делал Алеша?
Ученик: Не играл с другими детьми.
Учитель: Ему было грустно. Чувство одиночества. (Обращение к рисункам.)
Какими красками нарисованы рисунки? (Серыми).
Серые краски, серые рисунки. И жизнь Алеши серая. Что это значит? (Ответы учеников).
Учитель: Есть ли еще какие-нибудь рисунки?
Ученик: Изображение учителей. Эти рисунки юмористические. Значит, иногда главный герой относился к своей жизни с юмором.
Учитель: Что мы можем сказать о жизни в пансионе?
Ученик: Она была скучная, серая, безрадостная.
Учитель: Что случилось с Алешей после появления Чернушки?(Обращение к рисункам)
Ученик: Его жизнь становится красочной.
Учитель: Что поразило Алешу в подземном царстве?
Ученик: Обилие золота.
Учитель: Зачем ему золото?
Ученик: Чтобы съездить к родителям.
Учитель: Отличается ли жизнь в пансионе от жизни в подземном царстве? (Ответы учащихся).
Учитель: Как изменился Алеша, получив конопляное семечко?
Чтение текста.
Какие черты характера появились?
Ученик: Самолюбие, эгоизм, гордость, желание властвовать над другими, лень, ложь.
Учитель: Все, что вы сейчас перечислили, называется пороками людей, т.е. зло.
Отличается это зло от зла волшебных сказок?
Ученик: Это зло должен победить сам Алеша. А это сделать гораздо труднее.
Учитель: Это первый отличительный признак.
Учитель: Чего никогда не делал Алеша после болезни? (Ответы учащихся)
Учитель: Так какой же герой Алеша: положительный или отрицательный? (Ответы детей. Не должно быть однозначного ответа. Каждый ребенок высказывает свою точку зрения.)
Это второй отличительный признак.
Учитель: Так почему же не сказка, а волшебная повесть?
Ученик: Это был сон.
4.Подведение итогов
Учитель: Ребята, чем же отличается волшебная повесть от волшебной сказки?
Учащиеся: Первое отличие –борьба добра и зла. Зло не является конкретным, его труднее распознать в самом себе, еще труднее избавиться от него.
Второе отличие – нет четкого деления на положительных и отрицательных героев.
Учитель: И в жизни нет только положительных или только отрицательных людей.
В каждом человеке доброе начало и злое.
(Примеры из личной жизни учащихся)
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы добро в вас всегда побеждало зло. Чтобы вы видели недостатки не только других людей, но и свои, и всегда одерживали над ними победу.