СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А. Ахматова. Поэма "Реквием"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.А. Ахматова. Поэма "Реквием"»

МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»



Открытый урок


по литературе в 11 классе на тему
«А.А.Ахматова «Реквием». Жанр поэмы. Анализ поэмы»





Учитель: Семыкина В.Н.







Курский район

2021




Тема: А.А. Ахматова «Реквием». Жанр поэмы. Анализ поэмы.


Цели: продолжить знакомиться с жанром и композиционным построением поэмы;

умение работать с выразительными средствами языка;

воспитывать патриотические чувства, любви к Родине через произведение.


Домашнее задание на урок: выразительно читать поэму;

исследовательская работа;

индивидуальные сообщения к уроку.


Оборудование: презентация, исследовательская работа

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение, умение работать со словарём.

Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.

Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе и в парах.


Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А. Ахматова


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. II. Формулирование целей урока

  3. Этап работы: (слайд: Портрет Ахматовой) Звучит «Реквием» В. Моцарта. ( на фоне музыки читается выразительно 5 глава «Реквиема» Ахматовой).


Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

1939


Учитель: 1)Из какого произведения эти строки ? (А.Ахматова «Реквием»).


2)Тема урока «А. А. Ахматова «Реквием» Жанр поэмы. Анализ поэмы»

3)Эпиграф.

Оформление тетрадей(запись темы, эпиграфа)

3)Объявление целей урока.


4) В сопровождении какого музыкального произведения я прочитала отрывок?

(В. Моцарт «Реквием». Это одно из любимых произведений А.А. Ахматовой).


Учитель: Что же означает слово «реквием»? (сообщение обучающегося)+ (слайд):

  • Большой энциклопедический словарь: заупокойная месса:

  • Словарь Ожегова: католическое богослужение по умершим;

  • : траурное музыкальное произведение.




Учитель: Как создавалось это произведение?


Сообщение обучающихся о непростой истории создания и публикации произведения +(слайд).

Впервые поэма опубликована в журнале «Октябрь», 1987,№3. Над произведением «Реквием» Ахматова работала в 1935-1940 годах и в начале 60-годов. «Реквием» заучивался людьми, которым поэтесса доверяла, а таких было одиннадцать человек. Рукописи, как, правило сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала «Реквием» в редакцию «Нового мира».К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в «самиздатовских» списках. Один из списков попал за границу, и впервые полностью ( без ведома автора) «Реквием»был опубликован отдельной книгой в Мюнхене(1963). Экземпляр мюнхенского «Реквиема» был подарен Ахматовой. Ныне он находится в музее А. А. Ахматовой.


Учитель. Произведение А. А, Ахматовой по жанру относят к поэме. Давайте вспомним , что называется «поэмой».

Поэма- один из видов лиро- эпического жанра. Основными чертами ее является наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, который активно включается в характеристики персонажей, оценивает их, как бы принимает участие в их судьбе.


Учитель: Поэма ли «Реквием»?

(Композиция, таблица)


Пролог


Сюжетный центр


Эпилог

№ стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34


Анализ композиции «Реквиема» свидетельствует о продуманности произведения в целом , и в отдельных деталях. Поэма включает десять небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом. Как пролог, так и эпилог состоят из двух частей; пролог: 25+12, эпилог: 12+ 34…

Иначе говоря, «Реквием» не соединение отдельных лирических вещей, а цельное произведение.

Каждое из десяти стихотворений, составляющих поэму, лирическое, которое одновременно звучит как от первого лица, так и от других лиц…

Учитель. Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.( Слайд) Портрет Ахматовой. Глава называется «Посвящение».


Учитель. «Реквием» Ахматовой разворачивается как настоящая драма: как настоящее многоголосие. Домашним заданием было проанализировать «голоса», звучащие в поэме. Что это за «голоса»? (Голос поэта, голос матери, голос историка).

Прослушав анализ исследовательских работ, вы попробуйте ответить на вопрос: Согласны ли вы с мнением Солженицына о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас –только трагедия матери и сына»? (Слайд).

Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына.

Учитель: Какой «голос» звучит в начале произведения? (поэта)


1. Сообщение обучающегося. Голос поэта. ( Слайд. Таблица)

Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы (плюс эпиграф). Ахматова, продолжая пушкинскую трагедию «глаголом жги сердца людей», уже в эпиграфе открыто заявляет о своей позиции, о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом//Там, где мой народ, к несчастью был». Она не конкретизирует, где это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Она не говорит «была на родине», просто не может выговорить в этом контексте, поэтому использует свой любимый прием – создание образа через отрицание: «не под чуждым небосводом».

И сразу после эпиграфа мы слышим голос поэта в прозаическом отрывке «Вместо предисловия» и в «Посвящении» – очень важных для понимания поэмы.

Поэтическая партия вновь звучит в десятой главе и первой части «Эпилога».


Пролог


Сюжетный центр


Эпилог

№ стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34



Учитель. Какое местоимение использует Ахматова в «Посвящении»? Почему?

( Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчеркивает общую боль и беду).

Учитель.1. Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте.

Художественные средства .

эпитеты

Великая река

Смертельная тоска

Постылый скрежет

Невольные подруги осатанелых лет

Лунный круг

Каторжные норы

олицетворение

Надежда поет

Гнутся горы

сравнения

Словно с болью жизнь из сердца вынут

Словно грубо навзничь опрокинут


2. Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет в кавычки?

3.С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина?

( Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как страдали и гибли за высокую цель).


Учитель: А. Солженицын утверждал, что это автобиографическое произведение. Давайте послушаем, в каких главах звучит «голос» матери.


2.Сообщение обучающегося . Голос матери. Слайд . Таблица).

Голос матери мы слышим в семи главах, и если сравнить это с голосом поэта, то получается примерно одинаковое их количество. Во всех главах (они идут почти подряд: первая, вторая, пятая, шестая, седьмая, восьмая и девятая) голос матери – монотонный, как молитва – едва слышен. Это рассказ о происшедшем, о своей судьбе и о судьбе сына. Очень личный. Это по жанру – не то молитва, не то причитание. Последнее подтверждает историческая аналогия.: «Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть».(Слайд). Во все времена судьба сыновей и мужей– погибать , матерей – их оплакивать. Очень личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей– в пространстве России и во времени (беспредельном – и в прошлом, и в будущем).

Смерть не приходит . память жива. Значит, только безумие может спасти, но лишь отняв все, что осталось, – память. Главный враг– память. «Надо память до конца убить», окаменеть, чтобы не помнить слова «окаменелое страданье». Выхода нет. В этих главах поэт и историк не проходят на помощь матери. Она страдает одна.

В композиционной схеме можно отметь главы, в которых звучит голос матери.



Пролог


Сюжетный центр


Эпилог

№ стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34



3.Сообщение обучающегося. Голос историка. (Слайд. Таблица).

Начиная с эпиграфа во многих главах по крупицам растворены исторические реалии. Когда все происходит?. «В страшные годы ежовщины».(Слайд. Объяснение выражения «В страшные годы ежовшины») Где? «Там, где мой народ, к несчастью, был» – в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в дух главах – во «Вступлении» и во второй части «Эпилога».

Эпоха, в которую суждено было страдать народу, описана достаточно образно и зримо. И очень жестко: «…безвинная корчилась Русь//Под кровавыми сапогами// И под шинами черных марусь». Кто жертва? Весь народ, «осужденные полки», вся Русь. Кто палач? Он только однажды назван: «Кидалась в ноги палачу». Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на «черных марусях». Их определяет только одна деталь – «вверх шапки голубой»(Слайд). Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно, кто он – Хозяин этой безумной страны.

Последняя глава – самая длинная. В ней представленная история истерзанной души народа: одна половина из них в тюрьмах – это мужья и сыновья; другая половина – в тюремных очередях, это матери и жены. Все слова бедны для описания истории их жизни, а души их заполнены единым страданием.

В последней главе голоса поэта и историка подавляет мощный хор женского крика, не плача – воя. С ним слит и голос матери. Но они (поэт и историк) не должны перестать слышать этот крик.

В композиционной схеме можно отметь главы, в которых звучит голос историка.



Пролог


Сюжетный центр


Эпилог

№ стих.

I

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

Число строк

25

12

8

8

5

11

14

8

12

16

20

8

12

34


Учитель. Ребята, возьмите таблицы, с которыми вы работали дома и отметьте цветными карандашами главы, в которых звучат «голоса» поэта, матери и историка.


Учитель. А теперь вернемся к проблемному вопросу. Согласны ли вы с мнением Солженицына об автобиографичности поэмы?

Сообщение обучающегося. Солженицын, отказывая поэме в народности, видимо, имеет в виду, помимо очевидного автобиографизма, еще и во многом женское понимание и озвучивание событий. Женский взгляд. В сущности, даже о мучении сына сказано очень скупо: «Смертный пот на челе», «Обезумев от муки, шли осужденных полки», «Сына страшные глаза – окаменелое страданье». Но, думается, замысел Ахматовой был шире. В основе поэмы лежит метафора: мать и сын как и Иисус и Богородица. Страдания матери и страдания сына через искупление вины всего народа. Почему один только палач назван в поэме? Почему нет проклятий, осуждений? Почему все так отстраненно, когда речь идет о возмездии.

Почти два тысячелетия тому назад весь народ осудил на казнь сына Божьего, предав его а теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. По сути–то палачи – сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают, они казнят. Поэт описывает происходящее, постоянно испытывая чувство вины за весь народ, за всю «безвинную Русь».

Слова «Реквиема» обращены ко всем мертвым и живым. К тем, кто сажал и к тем, кто сидел. К тем, кто мучил, и к тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объему поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Три голоса, звучащие в ней: матери, поэта и историка,– в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения всего народа.

Учитель: Обратимся к эпиграфу урока.

Подведение итогов.


Под музыку «Ave Maria» звучат стихи.

Обучающийся:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество

Но только с условьем – не ставьте его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в Царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

(Слайд, « Памятник Ахматовой»).


Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание.

1. Продолжить размышление:

задумался…понял…пересмотрел…осознал…

2. Определить художественные средства выразительности, синтаксические конструкц




Самоанализ урока




11 класс

Тема А.А. Ахматова «Реквием». Жанр поэмы. Анализ поэмы.

Урок литературы проводился в 11 классе, в котором обучаются четыре человека. По уровню развития, эмоциональности дети разные.

Цель:

Развивающая: выработать умение работать с выразительными средствами , умение исследовать.

Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; Развитие монологической речи школьников. Обучающая: ознакомление с жанром и композиционным построением поэмы

Воспитательная: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Тип данного урока комбинированный: усвоение новых знаний и исследование.

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Метод по типу познавательной деятельности частично- поисковый, исследовательский.

Цели урока реализовывались

Развивающая: Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического мышления обучающихся, их аналитических способностей
(сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) через индивидуальную работу, при анализе текста. 

Воспитательная . 
   . Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов школьников и работа в коллективе.
.  Соблюдены были структурные компоненты урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к уроку; 
2.Устный опрос (повторение теоретического материала);
3. Практическая работа по расширению знаний, умений и навыков учащихся;
4. Дано домашнее задание;
5. Итоги урока были подведены .

На уроке использовались следующие формы работы:

  • -индивидуальная;

  • -обобщение;

  • -самостоятельная работа;

  • -частично-поисковая.

Методы обучения, использованные на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемная ситуация, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология, осуществлялся творческий характер познавательной деятельности(анализ текста)

Для проведения урока использовались технические средства обучения.(презентация).

Обучающиеся активно выдвигали свои версии. Развивались коммуникативные умения(объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого). Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с классом. Чередовались различные виды деятельности обучающихся .

С целью повышения мотивации обучающихся я использовала эвристический метод: педагог поставила перед школьниками не только проблему, но и организовала исследовательскую работу по решению данной проблемы. Обучающиеся проанализировали материалы исследователей творчества поэтессы, а также текст произведения.

На основе сочетания индивидуальной, классной работы учитель добивался включения каждого школьника в активную целенаправленную учебно-познавательную работу.

Система работы учителя осуществлялась путем постановки цели в начале занятия, прослеживалась логика в построении урока, при подведении итогов после выполнения заданий и в конце урока.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для школьника за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.



















9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!