СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум по поэме «Реквием» А.А.Ахматовой по типу задания 26 ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа совмещает и анализ поэмы "Реквием" А.Ахматовой, и тренировочные задания в формате 26 задания по русскому языку ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Практикум по поэме «Реквием» А.А.Ахматовой по типу задания 26 ЕГЭ»

Практикум по поэме «Реквием» А.А.Ахматовой по типу задания 26 ЕГЭ

ДЛЯ СПРАВОК:

Эпитет - художественное определение, предающее выражению образность и эмоциональность.

Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Сравнение - стилистический прием, основанный образном сопоставлении двух предметов или состояний.

Анафора - единоначатие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.

Антитеза - контраст. Противопоставление явлений и понятий.

Лексический повтор - стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.


Гипербола – чрезмерное преувеличение.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.



  1. А. Ахматова в своём произведении использует такие средства выразительности, как (А) - "тюремные затворы", "каторжные норы", "постылый скрежет", "невольные подруги", «смертельная тоска», «шаги тяжелые», «невольные подруги», «осатанелых лет». В поэме «Реквием» они усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего. (Б) тоже присутствуют, но их не так много, например, "подымались как к обедне ранней", "словно с болью жизнь из сердца вынут", "словно грубо навзничь опрокинут". Они используются с целью усилить характеристику одного из сравниваемых предметов, явлений. А также (В): "Перед этим горем гнутся горы...", "И короткую песню разлуки», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь», которые в поэме использованы для выразительности, помогают сделать текст ярким и эмоциональным. (Г) создает особую ритмику стиха, придает речи трагизм, боль, помогает выразить скорбь:

«Как из-под век выглядывает страх,

Как кли́нописи жёсткие страниц»

«И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной»,

«И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой»,

«О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде».

1) эпитеты

4) сравнения

7) однородные члены

2) гипербола

5) парцелляция

8) восклицательные предложения

3) инверсия

6) анафора

9) метафоры

Ответ:

А

Б

В

Г

1

4

9

6



  1. "Реквием"- выражение не только трагедии самой Анны Андреевны Ахматовой, но и беспредельного горя всего народа. В поэме присутствует множество средств художественной выразительности. Они нужны для того, чтобы создать образ того времени, чтобы читатель понял, осознал весь трагизм происходившего.    «И упало каменное слово//На мою еще живую грудь» - тема раздвоенности здесь выражается (А) «каменное» и «живую», хотя героиня способна на живое восприятие, ее грудь полностью окаменела. «Я вижу, я слышу, я чувствую вас...» - (Б) используется в тексте для придания экспрессивности. В «Реквиеме» Анна Ахматова использует большое количество (В), которые усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего («тюремные затворы», «каторжные норы», «смертельная тоска», «постылый скрежет», «шаги тяжёлые», «невольные подруги», «осатанелых лет»). Остановимся на «каторжных норах». Эти слова взяты из стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд» для того, чтобы вызвать у читателя ассоциации с декабристами, которые страдали и гибли за великую цель. Мне запомнилось, как Ахматова умело использовала (Г) со «стрелецкими женками»: "Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть". Опять же представлен пример из истории для того, чтобы связать времена и сказать о типичности судьбы русской женщины.

1) лексический повтор

4) сравнение

7) восклицательные предложения

2) эпитеты

5) антитеза

8) однородные члены

3) инверсия

6) анафора

9) диалог

Ответ:

А

Б

В

Г

5

1

2

4



  1. (А) мало, но все-таки они есть («подымались как к обедне ранней», «словно с болью жизнь из сердца вынут», «словно грубо навзничь опрокинут»). Для краткости и выразительности в поэме использованы (Б): "Перед этим горем гнутся горы...", "И короткую песню разлуки паровозные пели гудки", "Звезды смерти стояли над нами", "безвинная корчилась Русь", И своей слезой горячей новогодний лед прожигать".

Для кого-то веет ветер свежий, 
Для кого-то нежится закат - 
Мы не знаем, мы повсюду те же, 
Слышим лишь ключей постылый скрежет 
Да шаги тяжелые солдат.

Тире здесь подчеркивает (В), с помощью которой мы можем понять, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Третья глава состоит из нерифмованных, оборванных строк, которые подчеркивают невыносимость страданий героини. В пятой же главе много глаголов (кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит), которые передают отчаяние матери, в сознании которой все перепуталось, и наступило оцепенение, ожидание гибели.  Что касается эпилога, то в нем есть (Г):

 «Как из-под век выглядывает страх…

Как клинописи жёсткие страницы…

Как локоны из пепельных и чёрных»

«И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой»

«О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде»

 «Ни около моря, где я родилась…

Ни в царском саду у заветного пня»

«Забыть громыхание чёрных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь»

«И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли».

(Г) создает особую ритмику стиха, придает речи трагизм, боль, помогает выразить скорбь.

1) эпитеты

4) сравнение

7) однородные члены

2) гипербола

5) парцелляция

8) антитеза

3) инверсия

6) анафора

9) метафора

Ответ:

А

Б

В

Г

4

9

8

6



  1. Прочитав поэму, можно заметить, что в ней совсем нет (А). А все это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни желания, ни возможности. "Реквием" абсолютно автобиографичен. В нём оплакивается скорбящая мать, потерявшая сына. В нём оплакивается жена, потерявшая мужа. И сама Ахматова пережила обе эти драмы, но за ее личной судьбой стоит трагедия всего русского народа. А вот (Б) подобраны таким образом, чтобы вызывать отвращение к насилию, подобрать возможность показа запустения и города, и страны. Подчеркнуть боль и мучения. И получается тоска "смертельная", Русь "безвинная", солдат шаги "тяжёлые". Эти (Б) очень близки к народным выражением "великая река", "горючая слеза". Связь лирической героини с народом особенная, не зримая. Так же много у Ахматовой и (В), что позволяют кратко и быстро донести до нас мысли и чувства-

И сразу будто видишь красную от крови стену. Красную и ослепшую от слёз, что пролили и жертвы, и матери, и жены, и близкие... Используя (Г),

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
Ахматова не хочет забыть сама и считает это непозволительным никому.



1) эпитеты

4) сравнение

7) однородные члены

2) гипербола

5) парцелляция

8) антитеза

3) инверсия

6) анафора

9) метафора

Ответ:

А

Б

В

Г

2

1

9

6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!