А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и
поэтическое мастерство любовной лирики.
Литература. 11 класс
Анна Андреевна Ахматова родилась 11 июня 1889 года под Одессой, в
местечке Большой Фонтан. Её отец был в то время отставным инженером -
А.Ахматова детских воспоминаний о море не помнит ( хотя и родилась в
Одессе), потому что, когда ей ещё не было и года, родители переехали в
окрестности Петербурга – сначала в Павловск, а затем – в Царское Село.
По аллее проводят лошадок
Дивны волны расчёсанных грив.
О.пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Таким остался в её душе город детства. «Я родилась в один год с Чарли
Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Л.Толстого, Эйфелевой башней и,
кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии
– 1889год. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя
Иванова ночь».
У нас не может быть двух Россий, как
быть и двух Ахматовых не может.
Е.Евтушенко.
А. Ахматова учится в гимназии в Царском Селе.В1905 году после развода
родителей переехала с матерью в Евпаторию. В 1906-1907 годах училась в
выпускном классе Фундуклеевской гимназии в Киеве. Жила она тогда в
семье дальних родственников, чувствовала себя очень одинокой, скучала по
Петербургу и Царскому Селу.
Стихи начала писать втайне.
Когда отец узнал о том, что его семнадцатилетняя дочь пишет стихи, он
попросил «не позорить его имени», на что Анна Ахматова отвечает: «Не надо
мне твоего имени!», тем самым уже в юности, заявляя о своей
независимости. Ахматова – псевдоним, это фамилия прабабушки, которая
была татарской княжной, и эту фамилию ( «не сообразив, что собираюсь
быть русским поэтом») Анна Горенко сделала своим литературным
псевдонимом.
Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает чётки.
Осенней ясностью в ней чувства чётки.
Удел – до святости непоправим.
И.Северянин.
Анна Ахматова и Николай Гумилёв
В гимназии она знакомится со своим будущим мужем, человеком,
сыгравшим значительную роль в её судьбе. Ахматова сама не раз называла
дату этой встречи – Рождественский сочельник 1903 года. Они
познакомились в Гостином дворе, где она покупала игрушки для ёлки.
Значит, было ей тогда 14 лет. Н.Гумилёв много раз настойчиво просит руки
Ахматовой. Наконец в 1910 году она даёт согласие. 25 апреля 1910 года «за
Днепром в деревенской церкви» состоялось венчание. После этого они
уезжают в свадебное путешествие в Париж. После возвращения поселяются в
Царском Селе. Глубокое чувство к ней определило характер женских
образов в его поэтическом сборнике «Путь конквистадоров». Но их брак
нельзя было назвать счастливым, так как отношения между мужем и женой
скорее напоминали «тайное единоборство».
Н.Гумилёв тонко чувствовал поэзию и не мог не понимать, что его жена –
необычная женщина. Но когда А.Ахматова призналась, что пишет стихи, он посоветовал ей лучше заняться танцами. Может быть потому так полуиронично, полувсерьёз звучат его стихи о ней:
Из города Змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью,
А думал – забавницу,
Гадал – своенравницу,
Весёлую птицу-певунью.
Начало поэтического творчества .
В петербургских литературных кругах Ахматову вначале воспринимали как «ученицу Гумилёва»,но уже первый сборник её стихотворений «Вечер», вышедший в 1912 году, принёс ей известность вполне самостоятельного поэта, а вторая книга «Чётки»(1914) стала
настолько популярной, что выдержала за несколько лет 10 изданий!
Простота и прозрачность стихов её первых двух книг сочеталась с подлинностью чувства, глубокой
психологической насыщенностью чётко выбранных и умело расположенных деталей.
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: “Она”,
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжёт… нет, мне не спать, а
ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну,
Вон там, у клумб, Вы мне сказали: “Да”,
О, это “да” со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше “да”, ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны.
Тебе покорной! Ты сошёл с ума!
Покорна я одной господней воле.
Я не хочу ни трепета, ни боли.
Мне муж – палач, а дом его –
тюрьма.
Но, видишь ли! ведь я пришла
сама…
Декабрь рождался, ветры выли в
поле,
И было так светло в твоей неволе,
А за окошком сторожила тьма.
Так птица о прозрачное стекло
Всем телом бьётся в зимнее
ненастье,
И кровь пятнает белое крыло.
Теперь во мне спокойствие и
счастье.
Прощай, мой тихий, ты мне вечно
мил
За то, что в дом свой странницу
пустил.
Вхождение Ахматовой в русскую литературу было триумфальным. Главная
тема её юношеских стихов – любовь. Об этом свидетельствуют сами названия лирических произведений: «Сжала руки под тёмной вуалью», «Песня последней встречи», «Любовь», «Муж хлестал меня узорчатым..», «Я не любви твоей прошу…» и другие. Но наряду с изысканностью чувства, в поэзии Ахматовой большое место занимает вещный, предметный мир, подробности и детали повседневного быта. Это создаёт особую, неповторимую атмосферу стиха: предметы каждодневного существования, обыденные человеческие действия выступают как фон, на котором
разворачиваются любовные драмы лирических героинь.
Лирические героини в стихах Анны Ахматовой предстают в самом разном
обличье, но роднит их одно – несчастливая женская судьба. В стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…» героиня выступает в простонародном обличье, в произведении «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..» она сосредоточена на своих переживаниях; в других стихотворениях она то беззаботна, то прихотлива, то привередлива, то выступает в облике труженицы. То она странница и нищенка. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом. Представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь. В поэзии Ахматовой часто совмещаются противоположные начала:
прихотливые изгибы чувства, тончайшие психологические переживания, обострённое внимание к оттенкам красок, состояниям человеческой души, стремление запечатлеть, «остановить» мгновение. За пределами тесного круга ахматовских строф вырастает обширный мир переживаний и событий ,
Липоэтесса раскрывает движение человеческой души в маленьком лирическом стихотворении, иногда даже в отдельной строфе. Чаще всего Анну Ахматову привлекают изменения, совершающиеся в глубинах человеческого сердца. Ещё не определившиеся, а только наметившиеся, едва уловимые сочетания
противоположностей. Главное в ранней поэзии Ахматовой – это ощущение неспокойности мира, предчувствие грядущих бурь и катастроф. Всё это определяет глубинную трагичность её лирики, ощущение хрупкости счастья и человеческой жизни.
Своеобразие любовной лирики:
1)Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
2)Сюжетность стихов.
3)Психологизм лирической героини.
4)близость стиха разговорному строю языка.
Поэтическое мастерство:
1)Малый объём произведений.
2)Мастер детали, овеществление поэтических образов.