СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А.Блок. «Старушка и чертенята». Е.В. Курдаков. «Леший». И.А.Бродский. «В деревне Бог живёт не по углам…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

l.формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла;

  •  

Обучающая:

  • познакомить учащихся с образами низшей славянской мифологии, показать её образность;

l.подвигнуть  детей к изучению культурного наследия русского народа и его отражения в творчестве русских поэтов и писателей;

l.сформировать отношение детей к « нечистой силы» через изучение культурного наследия;

  • формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла.

Развивающая:

l.развивать монологическую речь учащихся, последовательно излагая материал;

  • интерес к фольклору, традициям, обычаям славянских народов во взаимосвязи древности и современности,культуру речи,творческие способности школьников, их эмоционально- чувственную сферу,умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Воспитательная:

l.воспитывать у учащихся личностное отношение к проявлениям нечистой силы через культурное наследие славянских народов, традиций и обычаев;

  • воспитание интереса к русской литературе, народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Блок. «Старушка и чертенята». Е.В. Курдаков. «Леший». И.А.Бродский. «В деревне Бог живёт не по углам…».»

Дата: _________________

Класс: ________________


Урок № 23


Тема урока: А.А.Блок. «Старушка и чертенята». Е.В. Курдаков. «Леший». И.А.Бродский. «В деревне Бог живёт не по углам…».

Цель:
  • формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла;
  • подвигнуть детей к изучению культурного наследия своего народа и его отражения в творчестве русских поэтов и писателей.

    Обучающая:

  • познакомить учащихся с образами низшей славянской мифологии, показать её образность;

  • подвигнуть детей к изучению культурного наследия русского народа и его отражения в творчестве русских поэтов и писателей;
  • сформировать отношение детей к « нечистой силы» через изучение культурного наследия;
  • формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла.

    Развивающая:

  • развивать монологическую речь учащихся, последовательно излагая материал;
  • интерес к фольклору, традициям, обычаям славянских народов во взаимосвязи древности и современности, культуру речи, творческие способности школьников, их эмоционально- чувственную сферу, умения выделять главное, сравнивать, обобщать. 

    Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся личностное отношение к проявлениям нечистой силы через культурное наследие славянских народов, традиций и обычаев;
  • воспитание интереса к русской литературе, народному творчеству. 

    Тип урока:

    Методы: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    1. Беседа.


  • С каким образом низшей славянской мифологии вы познакомились на прошлом уроке? 

  • Что вы знаете о домовом? 

  • Как описал домового в своем стихотворении А.С.Пушкин? 

  • Определите настроение стихотворения? 

  • Опишите мир русалки в стихотворении Бальмонта. 

  • Какие краски преобладают в стихотворении? 

  • Как описывается русалка в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»? Прочтите.

  • Как вы считаете, русалка поэта:

    а) тоскующая, влюблённая;

    б) завлекающая;

    в) мстящая.

  • Почему царевич побеждает чары морской царевны? И почему он «задумчиво» едет прочь после этой победы?

  • На кого больше похожа русалка на обложке вашего учебника? Совпадает ли ее изображение с первоначальными представлениями древних славян?

  • Кого из греческой мифологии напоминают русалки?


    III. Изучение новой темы.

    1. Знакомство с эпиграфом. 

    Там чудеса, там леший бродит, 

    Русалка на ветвях сидит... 

    А.С.Пушкин 

    2. Актуализация темы, целей урока. 

    Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские высказывания, объяснения, с другой - противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения. Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой - внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору. 
    3. Чтение стихотворение А.А.Блока «Старушка и чертенята».

    4. Анализ стихотворения.

    • Объясните с помощью толкового словаря значения слов и словосочетаний в стихотворении поэта А.А.Блока «Старушка и чертенята»: Троица, околица, святые места, мощи, ладан, святыня, Купина, лобызать (сл. 6 – 13).

    • Понравилось ли вам это стихотворение? Все ли вам понятно в нем?

    • Кто такие чертенята? Злые они или добрые? Почему А. Блок использует уменьшительно-ласкательную форму слова?

    • Это какие-то мелкие существа из низшей мифологии древних славян, они добрые, не причиняют зла. Блок называет их так, словно они дети малые – жизнерадостные, веселые, но, с точки зрения взрослого человека, еще не совсем разумные. Этим подчеркивается невинность их шалостей.

    • Видит ли их старушка?

    • Нет, старушка погружена в свои мысли.

    • Как Блок описывает старушку? Почему он называет ее святой?

    • Он называет ее святой, потому что она поклоняется святыням, верит в них, много трудилась в жизни. Она ходила поклониться святым местам, хотя ей это очень трудно сделать (костыль, усталые ноги).

    • Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Старушка и чертенята»?

    5. Творческая работа (составление синквейна). Каждая группа составляет синквейн по своему образу (сл. 14-15).

    Например: Черт

    Лукавый, жестокий.

    Дразнит, заманивает , соблазняет.

    Черт – страшное существо нечистой силы.

    Искуситель.

    6. Самостоятельное чтение стихотворения Е.В. Курдакова «Леший».

    7. Анализ стихотворения.

  • Как в произведении поэта воспринимается леший древними славянами? 

  • Какими действиями наделяет автор своего героя? 

  • Как складываются отношения лешего и автора стихотворения? 

  • Выпишите и объясните с помощью толкового словаря следующие слова и словосочетание из стихотворения Е.А. Курдакова «Леший»: трутовик, канет, тенет, курбатый, щур ,пращур ,чур меня.

    1. Трутовик трутовика, м., и ТРУТОВИЦА, трутовицы, ж. (бот.). Гриб копытовидной формы, паразитирующий на стволах и ветвях деревьев.

    2. Кануть-ну, -нешь; сов.(1 и 2 л. не употр.). Капнуть, упасть каплей (устар.). Канула слеза.

    Бесследно пропасть, исчезнуть. К. в вечность или в прошлое (исчезнуть навсегда; книжн.). К. в Лету (бесследно исчезнуть из памяти людей; высок.; в греческой мифологии Лета - река забвения). * Как в воду канул кто - бесследно исчез.

    3. Шур – Курбатый прил. местн. Малорослый и толстый. -а, м. Небольшая северная лесная певчая птица сем. вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Ручной щ. Посвистывание, щебет, трели щура. уменьш. щурок, -рка, м. Молодая щука.

    8. Чтение стихотворения «В деревне Бог живёт не по углам…» и комментарий учителя со словарной работой.

    Бог живёт не по углам – изображение христианского Бога и христианских святых в виде икон помещалось в «красный» (правый) угол избы.

    Освящает кровлю и посуду – в христианском ритуале освящение делает дом и всё, что в нём находится, очищенным от скверны, от злых сил.

    Честно делит двери пополам – в деревне двери состоят из двух створок, таких же, как на складнях – иконах: из двух симметричных частей. Симметрия – гармония. Жизнь деревенского человека симметрична природе. Это честная жизнь. Бог, который честно делит двери пополам, - справедливый Бог.

    Очевидец – человек, который сам своими глазами наблюдает какое-то событие, смотрящий на что-то со стороны.

    Атеист – человек, отрицающий всякое существование Бога и религии.

    Насмешник – человек, любящий насмехаться.

    В избытке – в обилии, в полноте, в излишке.

    9. Работа с текстом стихотворения. Сделайте вывод.

  • Где живёт христианский бог? Докажите это примерами из текста стихотворения.

  • Кто же автор: очевидец или насмешник?

    10. Пословицы и поговорки.

    • О ком в народе говорят: « В тихом омуте черти водятся?»

    • Откуда пошло выражение «Душой кривить – черту служить»? Какие человеческие пороки с древних времен считались бесовскими, недостойными человеческого звания

    • Почему в народе говорили: « Черный глаз – минуй нас»? Может ли человека излечить маг, знахарь, экстрасенс?

    11. Приметы.

    • Как и в старые времена, почетных гостей или молодоженов встречаем хлебом- солью. Круглый каравай символизировал солнце, тепло и щедрость.

    • В новый дом первой впускаем кошку, потому что ее любил домовой. 

    • Над входной дверью – прибиваем найденную подкову – « на счастье» и отдаем себя под покровительство Даждьбога и его коней, которые, по поверьям славян, привозили в дом благополучие. 

    • Бросаем монетки в воду, чтобы вернуться снова на полюбившееся место. Так поступали наши пращуры, чтобы задобрить водяного. 

    12. - Все эти и другие традиции пришли к нам от далеких предков, которые романтически смотрели на мир. Если почитать русские народные загадки про солнце, месяц, ветер, то мы увидим, что все они изображены как живые существа. Попробуйте отгадать загадки: 


  • Взойдет Егор на бугор – выше леса, выше гор.

  • С бугра спускается – за травой скрывается. 

  • Красная девица по небу ходит. (Солнце) 

  • Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер) 

  • Без головы, а с рогами. (Месяц) 

  • Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце и месяц)

  • Один пастух тысячи овец пасет. (Месяц и звезды) 

  • Никто меня не видит, а всякий меня слышит. (Ветер) 

  • Расходился детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать. (Ветер) 

    - Даже в загадках наши предки утверждали, что на небе жили самые главные боги! 


    IV. Итог урока.

    Рекомендации для противостояния

  • Не поклоняйся нечистой силе

  • Живи в гармонии с собой и окружающим тебя миром.

  • Не верь.

  • Не бойся.

  • Верь в своего ангела-хранителя.

  • Люби жизнь.

  • Веди здоровый образ жизни.

  • Будь милосерден.

  • Твори добро.


    V. Задание на дом.


    Стр. 99 – «В деревне Бог живёт не по углам…» наизусть.

    Нарисовать рисунки к произведениям.