СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. А. Фет «Это утро, радость эта…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. А. Фет «Это утро, радость эта…»»

Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя…

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя…

Вереница – в данном стихотворении, обозначает ряд птиц, летающих одна за другой. Зык- громкий и резкий звук История создания . Стихотворение

Вереница – в данном стихотворении, обозначает ряд птиц, летающих одна за другой.

Зык- громкий и резкий звук

История создания . Стихотворение "Это утро, радость эта..." (1881 г.) относится к позднему периоду творчества А.  А. Фет а. Несмотря на почтенный возраст (61 год), поэт по-прежнему сохранял в себе способность к свежему восприятию красоты природы .

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы, Этот говор вод, Эти нивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Эти стаи, эти птицы,

Этот крик и вереницы,

Этот говор вод,

Эти нивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой (единоначалии). В заключении – как выдох: «Это всё – весна». Поэт начинает с утра, проходит через день – до вечера, до ночи. Существо поэта впитывает в себя все явления жизни: он видит небо и землю, слышит звуки весны («крик», «говор вод», «вздох ночных селений»), ощущает прохладу и жар, нежность первого листа на берёзе («…Этот пух – не лист…»). В целом эта лирическая миниатюра создаёт ощущение, что поэту дорог каждый миг весны, что он не устаёт наслаждаться и восхищаться жизнью .

Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой (единоначалии). В заключении – как выдох: «Это всё – весна». Поэт начинает с утра, проходит через день – до вечера, до ночи. Существо поэта впитывает в себя

все явления жизни: он видит небо и землю, слышит звуки весны («крик», «говор вод», «вздох ночных селений»), ощущает прохладу и жар, нежность первого листа на берёзе («…Этот пух – не лист…»).

В целом эта лирическая миниатюра создаёт ощущение, что поэту дорог каждый миг весны, что он не устаёт наслаждаться и восхищаться жизнью .

В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.

Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.

Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.

В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.

Главная мысль  произведения заключается в том, что невероятно богатая красота природы оказывает прямое воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений в жизни, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил. В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти, отразившиеся во многих произведениях. Стихотворение

Главная мысль  произведения заключается в том, что невероятно богатая красота природы оказывает прямое воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений в жизни, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил. В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти, отразившиеся во многих произведениях. Стихотворение "Это утро, радость эта...", напротив, проникнуто огромным оптимизмом и жизнеутверждающей верой автора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!