Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя…
Вереница – в данном стихотворении, обозначает ряд птиц, летающих одна за другой.
Зык- громкий и резкий звук
История создания . Стихотворение "Это утро, радость эта..." (1881 г.) относится к позднему периоду творчества А. А. Фет а. Несмотря на почтенный возраст (61 год), поэт по-прежнему сохранял в себе способность к свежему восприятию красоты природы .
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот крик и вереницы,
Этот говор вод,
Эти нивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
Стихотворение составлено из назывных предложений, объединённых анафорой (единоначалии). В заключении – как выдох: «Это всё – весна». Поэт начинает с утра, проходит через день – до вечера, до ночи. Существо поэта впитывает в себя
все явления жизни: он видит небо и землю, слышит звуки весны («крик», «говор вод», «вздох ночных селений»), ощущает прохладу и жар, нежность первого листа на берёзе («…Этот пух – не лист…»).
В целом эта лирическая миниатюра создаёт ощущение, что поэту дорог каждый миг весны, что он не устаёт наслаждаться и восхищаться жизнью .
В произведении развивается традиционный для мировой литературы мотив весны. В центре авторского внимания пейзаж. Картины природы панорамные, А Фет охватывает своим взором всё: стаи птиц, мошек, слёзы деревьев. В лаконичном тексте он описывает целые сутки. Начинается рассказ описанием утреннего и дневного света, а заканчивается изображением ночной поры. В каждом времени суток поэт замечает только самое важное.
Пейзажные зарисовки богаты не только зрительными образами, но и звуками: «этот зык и свист», «эта дробь и эти трели». Цветовую гамму автор не отображает, но читатель и без его помощи может представить цвета окружающей природы.
Может показаться, что лирический герой практически не заметен за пейзажами. Повествование безличное (нет глаголов 1 лица), что ещё больше помогает скрыть героя. Но надо помнить, что это восторженное видение примет весны именно лирического героя. Например, герой замечает капли на деревьях и сравнивает их со слезами, так как для Фета только слёзы могут передать настоящий накал чувств, искреннее проявление эмоций. Лирический герой не разучился слышать природу и радоваться вместе с ней приходу весны.
В контексте темы развивается идея о том, что весна может разбудить прекрасное в любом человеческом сердце. Кроме того, автор в который раз утверждает красоту природы.
Главная мысль произведения заключается в том, что невероятно богатая красота природы оказывает прямое воздействие на душу человека. Даже стареющий поэт, испытавший множество бед и лишений в жизни, с наступлением весны чувствует прилив вдохновения и новых сил. В поздний период творчества Фетом все чаще овладевали мысли о неудачно сложившейся жизни и скорой смерти, отразившиеся во многих произведениях. Стихотворение "Это утро, радость эта...", напротив, проникнуто огромным оптимизмом и жизнеутверждающей верой автора.