СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А. Фет " Мама! Глянь-ка из окошка...", "Зреет рожь над жаркой нивой..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.А. Фет " Мама! Глянь-ка из окошка...", "Зреет рожь над жаркой нивой..."»

РУССКИЕ ПОЭТЫ 19 – 20 ВЕКОВ.

А.А.ФЕТ « МАМА! ГЛЯНЬ-КА ИЗ ОКОШКА…», «ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ…»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства и живописи ( определять тему, главную мысль, содержание произведения); определению настроения, средств художественной выразительности, главных (ключевых) слов, способствовать развитию интереса к чтению лирических текстов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Научатся понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта, осознавать смысл традиций русского народа, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные: осмысленно читают лирические тексты; понимают настроение стихотворения; определяют своё собственное отношение; осуществляют поиск необходимой информации по фотографии, репродукции картины; осмысливают объекты;

Регулятивные: формируют учебную задачу урока в группе, принимают её, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

Коммуникативные: осмысливают взаимодействие в паре, группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Ценят и уважают поэтов,выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составляют рассказы об этих людях передают в своих рассказах восхищение и уважение к поэтам



Образовательные ресурсы: стихотворение С. Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», романс «Ель рукавом мне тропинку завесила…», (сл. А. Фета, муз. А. Матюхина), иллюстрации к стихотворению «Мама! Глянь-ка из окошка…», репродукции картин И. Шишкина и А. Саврасова «Рожь», аудиозапись фрагмента пьесы «Август» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Проверка домашнего задания.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»












  1. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»









Речевая разминка










































Постановка учебной задачи












Изучение нового материала

  1. Биография А.А. Фета





























































  1. Слушание романса «Ель рукавом мне тропинку завесила …»




  1. Подготовка к восприятию текста






































4. Работа над стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…».

а)Прослушивание образца – чтения учителем

б) Анализ стихотворения



























































= в) Подготовка к выразительному чтению


















  1. Работа над стихотворением А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»









а) первичное чтение стихотворения учащимися

б) словесное рисование

в) выборочное чтение

г) словарная работа

д) рассматривание и описание картин

Прослушивание музыкального фрагмента

е) выразительное чтение стихотворения













Домашнее задание










Рефлексия.

Итог урока

- На предыдущем уроке мы познакомились с произведениями русского поэта Ф.И. Тютчева о временах года – весне и осени. Стихотворение о весне вы учили наизусть. Вспомните о чтении, загляните в памятки. (осуществляет индивидуальную проверку)

Осуществляет фронтальную проверку. Выделяет в каждом сочинении только положительные стороны.





Организует подготовку к восприятию темы урока.

- О каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, прочитав строки стихотворения:


Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

- Вы догадались, о каком времени года пойдёт речь?

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая голос.

- А теперь наоборот – громкий голос постепенно затихает.

- В заключении прочтите выразительно.

Познакомьтесь с темой урока. Сегодня мы будем учиться анализировать текст, определять чувства литературного героя, выражать своё отношение к прочитанному



Я познакомлю вас с ещё одним замечательным русским поэтом, который необыкновенно писал о русской природе. Это Афанасий Афанасьевич Фет. Он родился более 190 лет назад тому в Орловской губернии в семье помещика Шеншина. Фамилия матери Фет стала литературным именем поэта. В детстве вместе с деревенскими детьми он бегал по лесу, ездил верхом, лазил по деревьям. Уже в то время он увлекался стихами., особенно поэзией Пушкина. Окончив Московский университет, Фет поступил на военную службу. После отставки вернулся в родовое поместье и до конца дней писал стихи. Специально для детей Фет не писал, но его поэзия понятна всем. Строки стихотворений так мелодичны, что ко многим из них написана музыка.


- Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого романса?

- Какую картину вы увидели?

- Работая над стихотворением Ф.И. Тютчева, мы говорили об осени, когда «буйные ветры» срывают листочки с деревьев. Что происходит в природе потом?(можно показать слайды с приходом зимы)

- Что чувствовали, когда после дождливой, грязной осени вы видели первый снег?

- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый выпавший снег( показ иллюстраций к тексту.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие чувства у вас возникли?

- От чьего имени написано стихотворение?

- Что удивили ребёнка, когда он выглянул в окошко?

- Какое слово вам показалось непонятным?

- Найдите это слово в словаре и прочтите его значение.

- Как понимаете выражение все убрал кусты?

- Найдите в тексте восклицательные предложения, прочтите их с выражением.

- Что хотел сказать автор, выделив эти слова?





- С какой интонацией надо читать вопросительное предложение?

- У автора нет названия этого стихотворения. А как бы вы его назвали?



- Прочтите текст самостоятельно, «про себя».

- Отметьте места, где не надо делать паузы в конце строки.

- А где надо делать короткие паузы?

- Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу.



















- Прочитайте стихотворение методом жужжащего чтения.

- Какой вы видите картину, описанную поэтом?

- Какими художественными средствами пользуется автор?

- Найдите в тексте слова, которыми автор описывает картину.



- Какие слова непонятны?

- Посмотрите на картины А. Саврасова и И. Шишкина «Рожь» и послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Август».

- Что объединяет эти произведения и стихотворение А. Фета?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Нарисовать иллюстрации к стихотворениям (по выбору), подготовить выразительное чтение стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…» - Какой отзвук находят эти стихи в вашей душе?

- С чем вы познакомились впервые?

- Как передают настроение музыканты, художники и поэты?

- Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по кругу, выбирая одно из написанных на доске предложений:

Сегодня я узнал…

Я научился…

Я приобрёл…

Я почувствовал…

Было интересно…

Меня удивило…

Япопробую…



Выразительно читают стихотворение наизусть.

Осуществляют взаимоконтроль, самоконтроль.















Представляют своё сочинение. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль













Внимательно слушают.




















О зиме.

Высказывают предположения. Выполняют задания согласно рекомендациям учителя










Внимательно слушают












































































Внимательно слушают. Отвечают на вопросы






Описывают свои ощущения.






























Внимательно слушают.




Слушают чтение, отмечая непонятные слова.

Стараются уловить настроение, делятся впечатлениями с классом.

.























- Тороватый – щедрый, не скупой.

- Украсил, нарядил.






- Передать чувство восторга, радости, желание поделиться этим с окружающими.

- Неуверенно, с ожиданием получить положительный ответ.


Совместно с соседом по парте обсуждают название стихотворения.



Отмечают в учебниках

- Где есть перечисление.
















- Летний вечер, месяц, закат солнца, ржаное поле.






- Эпитеты, олицетворения




Зачитывают после совместного обсуждения в парах.


- Смежает – закрывает.

Прослушивают мелодию, рассматривают репродукции, делятся впечатлениям.







- Любовь к природе, родине.






Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы






Делают выводы и обобщение. Осуществляют самоанализ









Владеют навыками выразительного чтения стихотворения, самоконтроля и взаимоконтроля.














Владеют навыками составления небольших текстов на заданную тему, придерживаясь основной мысли, логики изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют ответы на вопросы учителя. Действуют согласно инструкции учителя.

Владеют навыками выразительного чтения стихотворения


























Осознают и принимают учебную задачу











Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия.


































































































Принимают и сохраняют учебную цель, анализируют, дают оценку событиям. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем. Понимают на слух вопросы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Рассматривают и описывают содержание картин.































































































Принимают и сохраняют учебную задачу







Владеют навыками самоанализа