Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» Речевая разминка Постановка учебной задачи Изучение нового материала Биография А.А. Фета Слушание романса «Ель рукавом мне тропинку завесила …» Подготовка к восприятию текста 4. Работа над стихотворением А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». а)Прослушивание образца – чтения учителем б) Анализ стихотворения = в) Подготовка к выразительному чтению Работа над стихотворением А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» а) первичное чтение стихотворения учащимися б) словесное рисование в) выборочное чтение г) словарная работа д) рассматривание и описание картин Прослушивание музыкального фрагмента е) выразительное чтение стихотворения Домашнее задание Рефлексия. Итог урока | - На предыдущем уроке мы познакомились с произведениями русского поэта Ф.И. Тютчева о временах года – весне и осени. Стихотворение о весне вы учили наизусть. Вспомните о чтении, загляните в памятки. (осуществляет индивидуальную проверку) Осуществляет фронтальную проверку. Выделяет в каждом сочинении только положительные стороны. Организует подготовку к восприятию темы урока. - О каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, прочитав строки стихотворения: Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. - Вы догадались, о каком времени года пойдёт речь? - Как бы вы назвали это стихотворение? - Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая голос. - А теперь наоборот – громкий голос постепенно затихает. - В заключении прочтите выразительно. Познакомьтесь с темой урока. Сегодня мы будем учиться анализировать текст, определять чувства литературного героя, выражать своё отношение к прочитанному Я познакомлю вас с ещё одним замечательным русским поэтом, который необыкновенно писал о русской природе. Это Афанасий Афанасьевич Фет. Он родился более 190 лет назад тому в Орловской губернии в семье помещика Шеншина. Фамилия матери Фет стала литературным именем поэта. В детстве вместе с деревенскими детьми он бегал по лесу, ездил верхом, лазил по деревьям. Уже в то время он увлекался стихами., особенно поэзией Пушкина. Окончив Московский университет, Фет поступил на военную службу. После отставки вернулся в родовое поместье и до конца дней писал стихи. Специально для детей Фет не писал, но его поэзия понятна всем. Строки стихотворений так мелодичны, что ко многим из них написана музыка. - Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого романса? - Какую картину вы увидели? - Работая над стихотворением Ф.И. Тютчева, мы говорили об осени, когда «буйные ветры» срывают листочки с деревьев. Что происходит в природе потом?(можно показать слайды с приходом зимы) - Что чувствовали, когда после дождливой, грязной осени вы видели первый снег? - Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый выпавший снег( показ иллюстраций к тексту.) - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие чувства у вас возникли? - От чьего имени написано стихотворение? - Что удивили ребёнка, когда он выглянул в окошко? - Какое слово вам показалось непонятным? - Найдите это слово в словаре и прочтите его значение. - Как понимаете выражение все убрал кусты? - Найдите в тексте восклицательные предложения, прочтите их с выражением. - Что хотел сказать автор, выделив эти слова? - С какой интонацией надо читать вопросительное предложение? - У автора нет названия этого стихотворения. А как бы вы его назвали? - Прочтите текст самостоятельно, «про себя». - Отметьте места, где не надо делать паузы в конце строки. - А где надо делать короткие паузы? - Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу. - Прочитайте стихотворение методом жужжащего чтения. - Какой вы видите картину, описанную поэтом? - Какими художественными средствами пользуется автор? - Найдите в тексте слова, которыми автор описывает картину. - Какие слова непонятны? - Посмотрите на картины А. Саврасова и И. Шишкина «Рожь» и послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Август». - Что объединяет эти произведения и стихотворение А. Фета? - Прочитайте стихотворение выразительно. Нарисовать иллюстрации к стихотворениям (по выбору), подготовить выразительное чтение стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка…» - Какой отзвук находят эти стихи в вашей душе? - С чем вы познакомились впервые? - Как передают настроение музыканты, художники и поэты? - Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по кругу, выбирая одно из написанных на доске предложений: Сегодня я узнал… Я научился… Я приобрёл… Я почувствовал… Было интересно… Меня удивило… Япопробую… | Выразительно читают стихотворение наизусть. Осуществляют взаимоконтроль, самоконтроль. Представляют своё сочинение. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль Внимательно слушают. О зиме. Высказывают предположения. Выполняют задания согласно рекомендациям учителя Внимательно слушают Внимательно слушают. Отвечают на вопросы Описывают свои ощущения. Внимательно слушают. Слушают чтение, отмечая непонятные слова. Стараются уловить настроение, делятся впечатлениями с классом. . - Тороватый – щедрый, не скупой. - Украсил, нарядил. - Передать чувство восторга, радости, желание поделиться этим с окружающими. - Неуверенно, с ожиданием получить положительный ответ. Совместно с соседом по парте обсуждают название стихотворения. Отмечают в учебниках - Где есть перечисление. - Летний вечер, месяц, закат солнца, ржаное поле. - Эпитеты, олицетворения Зачитывают после совместного обсуждения в парах. - Смежает – закрывает. Прослушивают мелодию, рассматривают репродукции, делятся впечатлениям. - Любовь к природе, родине. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Делают выводы и обобщение. Осуществляют самоанализ | Владеют навыками выразительного чтения стихотворения, самоконтроля и взаимоконтроля. Владеют навыками составления небольших текстов на заданную тему, придерживаясь основной мысли, логики изложения, самоконтроля и взаимоконтроля. Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют ответы на вопросы учителя. Действуют согласно инструкции учителя. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения Осознают и принимают учебную задачу Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Принимают и сохраняют учебную цель, анализируют, дают оценку событиям. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения. Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем. Понимают на слух вопросы учащихся. Строят понятные для собеседника высказывания. Рассматривают и описывают содержание картин. Принимают и сохраняют учебную задачу Владеют навыками самоанализа |