СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Блок «Сны», «Ворона» Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Блок «Сны», «Ворона» Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему.»

Конструкт урока по литературному чтению

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Тема урока: А. Блок «Сны», «Ворона» Сравнение стихотворений различных авторов на одну и ту же тему.

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.

Цель урока: Формирование умения сравнивать стихотворения различных авторов.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют положительный эмоциональный настрой на урок; демонстрируют интерес к теме урока, любознательность и активность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; контроль и оценку собственной деятельности); (умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выстраивать цепь логических рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение сотрудничать в паре и договариваться; умение вступать в диалог с учителем.

Предметные: обучающиеся вспоминают биографию А. Блока, умеют анализировать стихотворения в процессе беседы («Сны» и «Ворона»), умеют сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и туже тему («Ворона» и «Воробей»).


Задачи коррекционной работы:

способствовать возникновению познавательной мотивации, а также умение работать по словесной инструкции.

Задачи:

Воспитательная: Формировать у обучающихся положительный эмоциональный настрой на урок; демонстрируют интерес к теме урока, любознательность и активность.

Коррекционно- развивающая: способствовать возникновению познавательной мотивации; развивать зрительное восприятие и зрительную память, а также умение работать по словесной инструкции; способствовать формированию умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи; умение выстраивать цепь логических рассуждений, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение сотрудничать в паре и договариваться; умение вступать в диалог с учителем.

Образовательная: обучающиеся закрепляют знания о биографии А. Блока, развивать умения анализировать стихотворения в процессе беседы («Сны» и «Ворона»), умения сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и туже тему («Ворона» и «Воробей»).

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип доступности;

  • принцип целостности;

  • принцип минимакса;

  • принцип деятельности;

  • принцип научности;

  • принцип психологической комфортности.

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;

  • воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

  • словесные: беседа, рассказ, объяснение

  • наглядные: демонстрация, организация наблюдения

  • практические работы

Методы эмоционального стимулирования:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

Методы развития познавательного интереса:

  • формирование готовности к восприятию

  • стимулирование занимательным содержанием

Методы формирования ответственности и обязанности:

  • предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы выработки учебных умений и накопление опыта:

  • практическая работа

Методы воспитания:

Методы самоопределения личности ребенка:

  • рефлексия

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение

Методы обучения:

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Демонстрационное: Презентация блок, физминутка, видео «сны»

Индивидуальное: Учебники, карточки со словами, сравнительная таблица

Информационные источники:

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598. – URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Текст: электронный.

1.2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.2);

1.3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10);

1.4. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». Л. Ф. Климанова; М. В. Бойкина;

1.5. Учебный план НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» на 2022-2023 уч. год;

1.6. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс, 2022-2023 учебный год. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа;

1.7 Учебник по предмету «Литературное чтение», УМК «Школа России», 3 класс, в 2 ч

Структура (план) урока:

1. Мотивация к учебной деятельности 5 минут

2. Актуализация знаний. Выявление проблемы 10 минут

3. Решение проблемы 3 минуты

4. Физминутка 2 минуты

5. Первичное закрепление 10 минут

6. Самостоятельная работа 10 минут

7. Рефлексия учебной деятельности 5 минут














Макет доски


Тема:

План:

8 февраля

Классная работа.

Презентация




Ход урока:

Этап урока

Образова-тельная задача

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно мотивационный

Смотивировать детей к предстоящей деятельности

Методы обучения:

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха.

Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию


- Здравствуйте, ребята, предлагаю встать и поприветствовать друг друга сначала улыбнитесь своему соседу по парте, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

- Ребята, сейчас очень тихо присядут те, у кого сегодня хорошее настроение, а теперь ещё тише те, кто любит читать стихи

- Напоминаю вам о правильной посадке. Сядьте ровно, ваша спинка дружит со спинкой стула, расстояние между вами и партой – кулачок, а руки сложите красиво домиком (учитель демонстрирует).

- Проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: дневник, учебник по литературному чтению и пенал. Всё лишнее с парт уберите.

- Сегодня нам предстоит непростая, но очень интересная работа, поэтому нам нужно с вами настроиться и выполнить некоторые упражнения. Зачем? Не

*Учитель проводит артикуляционную гимнастику:

1. Улыбочка (3 раза);

2. Трубочка губами(3 раза);

3. Улыбочка – трубочка (3 раза);

4. Чашечка (3 раза);

5. Вкусное варенье;

(При выполнении учитель контролирует обучающихся и демонстрирует самостоятельно. После выполнения говорит, что необходимо «сглотнуть слюнку»).

- Молодцы, ребята!

Сейчас для того, чтобы на занятии чётко и правильно проговаривать слова, я вам предлагаю проговорить чистоговорку.

А сейчас мы с вами немного поиграем, чтобы развить нашу речь. Сейчас я прочитаю, а вы внимательно меня послушаете:

Посмотрите на слайд. Здесь написаны различные слова. Сейчас мы с вами будем их читать по порядку, чётко проговаривая. Например … (учитель читает и демонстрирует указкой). А теперь начинаем читать вместе со мной. При чтении будьте очень внимательны.

- Итак, начинаем.

Сочетания слов: козы-косы; трава-травы; ветер-вечер; взбежал-вбежал; мал-мял; мышка-мошка.

- А теперь попробуем ускориться.

-Молодцы

- Итак, ребята, я думаю, что мы с вами уже готовы начать.


Приветствуют друг друга и учителя.



Следуют словесной инструкции учителя.







Садятся за свои рабочие места по подходящему признаку.







Осуществляют контроль и коррекцию осанки.




Осуществляют проверку готовности к уроку.








Выполняют упражнения


















Ф

презентация

Самоконтроль+ОК

Личностные: обучающиеся проявляют положительный эмоциональный настрой на урок.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение вступать в диалог с учителем.


Задачи коррекционной работы: развивать умение работать по словесной инструкции.

Актуализация знаний. Выявление проблемы


найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации


Методы обучения:

По источнику получения знаний:

словесные: беседа, рассказ, объяснение

наглядные: демонстрация

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха

поощрение

Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием.

Подготовка к восприятию.

-Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с одним очень известным писателем. Кто помнит с каким?

-Верно, Александр блок

-Что вы запомнили о нем?

- Кто помнит с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

-Хорошо, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со стихотворениями Александра Блока

У вас на партах у каждого есть рабочие листы, придвиньте их к себе. Для начала вам необходимо написать фамилию и имя. Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю отгадать ребусы


И так кто разгадал ребус

Скажи пожалуйста, что получилось у тебя

Верно молодец

Следующий ребус

Что получилось у тебя?

Верно

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Александра Блока «Сны» и «Ворона»

И так мы познакомимся с первым стихотворением это «сны»

Прогнозирование содержания

-Ребята, а вам снятся сны?

-А вам они нравятся?

А какие вам снятся сны?

-Ничего себе, очень здорово

Сейчас я предлагаю прослушать данное стихотворение, чтобы узнать, какие же сны снятся автору



Блок

Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге.

первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.


Ветхая избушка





сны








ворона



Ф,И

презентация

Самоконтроль+ОК

Личностные: демонстрируют интерес к теме урока, любознательность и активность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; контроль и оценку собственной деятельности;

умение выстраивать цепь логических рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение сотрудничать в паре и договариваться; умение вступать в диалог с учителем).

Предметные:

обучающиеся вспоминают биографию А. Блока

Решение проблемы

Выявить пути решения проблемы

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

словесные: беседа, рассказ, объяснение

наглядные: демонстрация

Методы эмоционального стимулирования:

поощрение

Первичное чтение.

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте стихотворение. Для того, чтобы ответить на вопросы и разобрать не понятные для нас слова (воспроизводится аудио)

https://youtu.be/kdbRhQMLF7

Проверка первичного восприятия.

-Понравилось вам данное стихотворение?

Сейчас я предлагаю разобрать не понятные слова

-Предлагаю обратится к заданию 2. Сейчас предлагаю разобрать данные слова

Лампадки (светильник, который заполнен маслом)

Конница (войска рыцарей)

Внемлю (слушаю)

Латы - доспехи (металлическая броня, которая защищает человека)

Парча (шелковая ткань)

Дремные покровы (состояние при котором человек хочет спать)

Ребята, вот мы с вами разобрали непонятные для нас слова

Я вижу вы немного устали, поэтому я предлагаю немного отдохнуть.


Слушают

Разбор не понятных слов

Читают их




Ф


Проектор, компьютер, презентация, карточка

Контроль учителя

Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к теме урока, любознательность и активность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; контроль и оценку собственной деятельности; рассуждений

Физминутка

Снять мышечное и психологическое напряжение

Методы обучения:

Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

Методы воспитания:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

поощрение

Предлагаю встать из-за парт и встаньте так, чтобы не мешаться друг другу.

Вам необходимо повторять движения, которые будут показаны на видео

https://youtu.be/CO0mUekg74U

Молодцы, присаживаемся на свои места, не забываем, что спинка у нас прямая ножки стоят ровно на полу

Вот так молодцы


Повторяют движения

ф

видео

самоконтроль

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию).


Первичное закрепление

Закрепить полученные знания

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

словесные: беседа, объяснение

наглядные: демонстрация

Методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием

Методы воспитания:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

поощрение

Первичный синтез(Анализ)

-Сейчас я предлагаю открыть страницу 51 в учебнике

-Ребята, о чем было стихотворение?

-верно, а скажите какие сны снились мальчику?

-Отлично ребята, я вижу вы слушали очень внимательно

-Ребята, а как вы думаете, что вложил автор в данное стихотворение?

-Верно, а о чем воспоминания?

-Найдите, пожалуйста, строчки, в которых передаются воспоминания автора

-Да, верно, то есть няня рассказывала ему сказку и поэтому поэт решил написать стихотворение о своих снах

Сейчас я предлагаю каждому прочитать данное стихотворение по строфам

Чтение стихотворения

Итак, мы с вами познакомились со стихотворением Блока «Сны»

-Скажи, пожалуйста, с каким стихотворением мы должны познакомиться

Верно, с произведением А. Блока «Ворона»

Открываете страницу 52

Сейчас я буду читать данное стихотворение, а вы слушайте внимательно

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…
Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Итак, ребята, о ком данное стихотворение?

-Верно, о вороне

-Какое настроение передал автор?

ДА, верно, а как двигалась ворона?

-Отлично, ребята, а вы видели ворону в жизни? Какая она?

Предлагаю посмотреть на доску и сказать какая она

-То есть какой нам автор представил ворону в данном стихотворении

ДА, я с вами согласна

А чему радуется ворона?

Ворона радуется, что пришла весна, а в каких строках это выражено найдите и прочитайте

Как вы понимаете строку «А уже в воздухе – вешние звоны»?

Верно ребята, я с вами полностью согласна

Мы с вами познакомились со стихотворением «Ворона», также мы с вами узнали, что в данном стихотворении ворона была любопытной и очень радовалась к приходу весны


Сонное, спокойное, волшебное, загадочное


О снах

Ему снился конник в латах, который мчит ха море океаны к спящей царевне

Свои воспоминания

О детстве

Идет конница…. А няня тянет свои рассказ



Ворона

















О вороне

Веселое, задорное

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, вниз на землю глядит она боком.

Смелая, осторожная и находчивая

Нет

Весна пришла

Черно-серая

И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Вешние − значит, весенние. Вешние звоны − это звуки, которыми сопровождается приход весны. В том числе, появляются вешние звоны, которые звучат отовсюду, звучат в воздухе. Это звук капели, звук талой воды, ручья.

Ф

Компьютер, проектор, презентация


Личностные: обучающиеся демонстрируют любознательность и активность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; контроль и оценку собственной деятельности; умение выстраивать цепь логических рассуждений); (умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение вступать в диалог с учителем).

Предметные:

умеют анализировать стихотворения в процессе беседы («Сны» и «Ворона»)

Самостоятельная работа

самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий

Методы обучения:

По источнику получения знаний:

словесные: беседа, объяснение

наглядные: демонстрация

практические работы

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха

поощрение

Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

Методы формирования ответственности и обязанности:

предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы выработки учебных умений и накопление опыта:

практическая работа

Методы воспитания:

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

поощрение

Ребята, сейчас я предлагаю сравнить два стихотворения о птицах и поэтому предлагаю обратиться к заданию 3.

-Кто помнит, с каким поэтом вы знакомились на прошлых уроках?

-А какое стихотворение вы разбирали?

-Верно воробей

-Сейчас я вам его прочитаю, для того, чтобы вы вспомнили данное стихотворение

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! удрал... какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

- Вот ребята, вы вспомнили данное стихотворение?

Отлично, тогда я предлагаю начать

У вас на партах есть таблички придвиньте их к себе пожалуйста


Прочитайте, пожалуйста, названия колонок

И так, какие главные герои присутствуют в стихотворениях

Верно ворона и воробей

Как вы думаете какой характер был у вороны?

Верно, а у воробья?

Отлично, записываем, вы можете записать одно слово.

Как вы думаете, какое настроение пытался передать автор в стихотворении «Ворона»

Хорошо, а в стихотворении «Воробей»

Отлично, в какое время года происходят события в стихотворении ворона? Подтвердите строчками из стихотворения…

Верно, ведь это даже в тексте было написано, молодцы

А в стихотворении воробей? Подтвердите строчками из стихотворения…

Да, там были строчки про Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь.

Эти строчки доказывают, что действия происходят зимой

И последнее, как вы думаете, в стихотворении воробей главной мыслью было бережное отношение к птицам, а как вы думаете, в стихотворении ворона, какая главная мысль будет?

–Верно, молодец

Отлично ребята, мы с вами сравнили два стихотворения и посмотрите на сколько они отличаются. У вороны какой характер? А у воробья?

Отлично

Настроение отличается? Какое у Вороны? У воробья?

Верно

Время года тоже отличается. Какое время года было у Вороны? У воробья? Отлично ребята,

Саша черный


Воробей

























Да

Герои

Характер героев

Настроение

Время года

Главная мысль стихотворения

Радостный и спокойный

Пугливый, хитрый, осторожный



Радостное, спокойное

Веселое и возмущенное


весна



зима


Что мы должны любить весну


Бережно относится к птицам

Ф,и






























































Проектор, компьютер, презентация, карточки ы для работы


Само и взаимо контроль

Личностные: обучающиеся демонстрируют любознательность и активность.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; контроль и оценку собственной деятельности

умение выстраивать цепь логических рассуждений; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; умение вступать в диалог с учителем

Предметные:

умеют анализировать стихотворения в процессе беседы («Сны» и «Ворона»), умеют сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и туже тему («Ворона» и «Воробей»).

Рефлексия

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока

Методы обучения: Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха

поощрение

Методы воспитания:

Методы самоопределения личности ребенка:

рефлексия

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

поощрение

Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому я предлагаю подвести итоги

С каким писателем мы сегодня работали?

ДА, верно

А что вы запомнили о нем?

Молодцы

А с какими стихотворениями Блока мы с вами познакомились?

Верно

Чем запомнились данные стихотворения?

А какие два стихотворения мы сегодня с вами сравнивали?

Кто написал стихотворение воробей?

Верно, молодец, а кто запомнил, чем же отличаются данные стихотворения7?

Спасибо за ваши ответы

НА слайде, даны высказывания, вам необходимо продолжить любое высказывание

  • Мне понравилось …

  • Я узнал…

  • На уроке меня удивило…

  • Мне было интересно …

Спасибо за ваши ответы ребята, мне очень понравилось с вами работать

Хочу похвалить тебя, за то, что был активен на уроке, тебя за то, что отвечала на мои вопросы, и вас за то, что внимательно слушали рассказ и биографию писателя спасибо большое за урок. До свидания

А.Блок




Рассказывают

«сны» и «ворона»



«ворона» и «воробей»

Черный

Они отличаются характером, настроением, главной мыслю

Ф

Презентация,компьютер, проектор

Самоконтроль=ок


Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; контроль и оценку собственной деятельности

умение вступать в диалог с учителем


Задачи коррекционной работы: развивать умение работать по словесной инструкции