СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Г. НАРУШЕВИЧ Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Орфография и пунктуация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Орфография и пунктуация

Просмотр содержимого документа
«А.Г. НАРУШЕВИЧ Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.Орфография и пунктуация»



А.Г. НАРУШЕВИЧ

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация
урока, система упражнений



Орфография и пунктуация

Типология заданий. Организация обобщающего повторения.

Трудные вопросы постановки знаков препинания. Упражнения

и тестовые задания

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10— 11-х классах могут быть посвящены как целые уроки повторения и обоб­щения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе заня­тия. Отобрать материал для повторения поможет знание структуры ЕГЭ по русскому языку0.

Задания по орфографии

Экзаменационная работа по русскому языку содержит 7 заданий по орфографии, которые включают следующий материал:

  • безударные гласные корня;

  • правописание приставок; гласные и, ы после приставок;

  • правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причас­тий;

  • правописание суффиксов глаголов и прилагательных;

  • н — нн в различных частях речи;

  • слитное и раздельное написание не с различными частями речи;

  • правописание служебных слов.

Рассмотрим типичные задания и теоретический материал, необхо­димый для их выполнения.

Безударные гласные корня

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Ак_демия, упр_стить, оз_ренный;

  2. ок_лдовать, кр_стьянин, зап_тевать;

  3. ум_лчание, сокр_тить, вд_ли;

  4. доб_раться, обер_гающий, поб_режье.

Как видим, в приведенном задании встречаются слова с тремя ор­фограммами: 1) проверяемыми гласными в корне, 2) непроверяемыми гласными, 3) чередующимися гласными в корне. Исключив ряды, в ко­торых есть слова с чередующимися и непроверяемыми гласными, полу­чаем ответ: 3) умолчание — молча, сократить — краткий, вдали — даль.

Следует помнить, что правописание безударной гласной в корне глаго­ла совершенного вида нельзя проверять подбором соответствующего гла­гола несовершенного вида с ударным корневым гласным и суффиксами - ыватъ, -иватъ. Например, гласный в корне глагола опоздать следует про­верять однокоренным наречием поздно, но не глаголом опаздывать).

Правописание приставок.

Гласные и, ы после приставок

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Пр_ломление, пр_глашение, пр_умножить;

  2. по_стежка, на_почечник, о_дача;

  3. ни_провергать, во_хождение, бе_церемонный;

  4. пост_ндустриальный, от_скать, сверх_нтересный.

Необходимо повторить следующие орфограммы: 1) выбор букв з и с на конце приставок, 2) выбор букв е и и в приставках пре- и при-; 3) выбор букв ы и и после приставок.

ПРЕ-


ПРИ-


Преамбула

Презент

Президент

Президиум

Преимущество

Прекословить, беспрекословный

Прелюдия

Премьера

Пренебрежение, пренебречь

Преодолеть

Препарат

Препинания (знаки)

Препирательство

Препятствие

Прерогатива

Пресловутый

Пресмыкаться

Престиж

Престол

Претендент

Претензия

Прецедент


Прибаутка

Привередничать, привередливый

Привидение (призрак)

Привилегия, привилегированный

Привычка, привычный

Пригожий

Приличие

Примерный

Примирить, непримиримый Примитив, примитивный Приоритет Присягать, присяга Притязать, притязание Приурочить

Прихотливый, неприхотливый


Наиболее сложными для учеников оказываются слова с приставками пре- и при-, поскольку далеко не все из них подчиняются известным правилам. Во многих заимствованных словах пре- и при- входят в ко­рень. Написание этих слов следует запоминать (см. таблицу на стр. 7): Обязательно обращаем внимание на близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова:

притворить дверь — претворить планы в жизнь; радиоприемник — правопреемник; приступить к делу — преступить закон; привратник — превратности судьбы; приходящая няня — непреходящий успех; приемлемый вариант — преемственность; прибывать в город — пребывать в неволе.

Повторяя правописание букв ы, и после приставок, обязательного оговариваем, что замена и на ы после русских приставок на соглас­ный происходит не только в исконных, но и в заимствованных кор­нях: июль — предыюльский, инфаркт — предынфарктный. Запоминаем исключение — взимать.

Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

  1. Помаш_шь, науч_нный;

  2. вынес_шь, немысл_мый;

  3. заплат_шь, изуча_мый;

  4. усил_вший, подхвач_нный.

Для успешного выполнения этого задания требуется умение опреде­лить часть речи и отнести слово к одной из трех проверяемых орфог­рамм: 1) личное окончание глагола, 2) гласная в суффиксе причастия, 3) гласная перед суффиксами -л- (глагол), -в- (деепричастие), -вш- (действ. причастие).

Повторение необходимо начинать с определения спряжения глагола, поскольку правописание причастий также основано на этом умении.

Наибольшую сложность представляют страдательные причастия про­шедшего времени, поскольку правописание их суффиксов ориентирова­но не на спряжение исходного глагола. Кроме того, следует различать сходно звучащие слова, образованные от разных глагольных основ: пристрелянное ружье — пристреленный хищник; выкачанная вода — выка­ченная из подвала бочка; замешанный в преступлении — замешенное тесто; вывалянный в грязи — вываленный в грязь.


to

СГ5

Действительные причастия настоящего времени (что делающий?)



Образованы от глаголов I спряжения

Образованы от глаголов II спряжения

пишется -ущ-y -ющ-

писатъ — пишущий стелить— стелющий

пишется -ащ-, -ящ- видеть — видящий клеить — клеящий

Исключение: брезжить — брезжущий


Страдательные причастия настоящего времени (кем делаемый?)

Образованы от глаголов I спряжения

Образованы от глаголов II спряжения

Пишется -ем-

Пишется -им-

читать — читаемый копать — копаемый Исключение: двигать — движимый

видеть — видимый слышать — слышимый


Страдательные причастия прошедшего времени (кем деланный? кем сделанный?)

Образованы от глаголов на -атъ, -ять

От всех остальных

Пишется -а-, -я-

Пишется -е-

закопать— закопанный запаять — запаянный

склеить — склеенный спилить — спиленный


Лекция № 6


















Перед суффиксами -л-, -в-, -вш- в глаголах, деепричастиях и при­частиях пишется та же гласная, что и в инфинитиве:


клеИть — клеил — склеив — склеивший;

лаЯть — лаял — залаяв — лаявший;

видЕть — видел — увидев — увидевший.

Правописание суффиксов глаголов и прилагательных

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

  1. Рассла_ваться.

Б. Фланел_вый.

  1. Окольц_вать.

Г. Неулыбч_вый.

  1. А, Б, Г. 2) Б, В. 3) В, Г. 4) А, В, Г.

Проверяемые орфограммы: 1) правописание глагольных суффик­сов (-ыва-/-ива-, -ова-/-ева-, -ва-); 2) правописание суффиксов прилага­тельных (-лив-, -чив-, -ев-/-ов-) (см. таблицу внизу).

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вить, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залить — заливать, заливаю; преодолеть — преодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять — застревать, застреваю; затмить — затме­вать, затмеваю; продлить — продлевать, продлеваю.

Суффикс

Способ проверки

Примеры

-ова- (-ева-)

Если в 1-м лице ед. ч. глагол оканчивается на -ую, -юю

советовать — сове­тую

ночевать — ночую

-ыва- (-ива-)

Если в 1-м лице ед. ч. со­храняется -ыва-, -ива-

испытывать — ис­пытываю

вздрагиватьвздрагиваю




Н — нн в различных частях речи

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Во многих картинах Айвазовского, по мнению искусствоведов, со- вмеще(1)ы художестве(2)ые достоинства и большая познавательная це(3)ость.

  1. 1; 2) 1, 2; 3) 3; 4) 2, 3.

Первый шаг в повторении этой орфограммы — разграничение оты­менных прилагательных и отглагольных прилагательных и причастий, поскольку их написание подчиняется различным правилам.

Наибольшую трудность представляет разграничение кратких прила­гательных и причастий. Можно указать на следующие признаки крат­ких причастий:

  1. обозначают действие и могут быть заменены глаголами: сумма собрана в короткий срок — сумму собрали в короткий срок;

  2. при них есть или к ним может быть добавлено зависимое слово в творительном падеже: сумма собрана (кем?) учениками.

По звучанию могут совпадать наречия, краткие причастия и краткие прилагательные среднего рода.

Он испуга_о озирался — озирался (как?) испуга_о, это — наречие, обра­зованное от прилагательного испуганный (от глагола испугать совершен­ного вида), — следовательно, нужно писать испуганно.

Общество было испуга_о переменами — есть зависимое слово, отве­чающее на вопрос чем?; можно заменить глаголом: Перемены испугали общество — следовательно, это — краткое причастие. Нужно писать испугано.

Его лицо было бледно и испуга_олицо (каково?) испуга_о — краткое прилагательное (на это указывает и однородное скуазуемое, выражен­ное кратким прилагательным бледно). Следовательно, как и в полной форме испуганный (от глагола совершенного вида), нужно писать ис­пуганно.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи

В каком предложении не со словом пишется слитно?

  1. Воздух, еще (не)накаленный знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

  2. Старый вороной конь (не)подкован кузнецом.

  3. Мы часто (не)дооцениваем свои возможности.

  4. Далеко не четкий план развития производства подвергли критике.

Начинать рассуждение необходимо с определения части речи.

Обращаем внимание на следующие моменты:

  1. наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями: слитно — очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти и т.п.; раздельно — отнюдь не, далеко не, никак не, нисколько не, ничуть не, ни для кого не и т.п.;

  2. противительный союз но в значении «и» предполагает слитное написание прилагательных и наречий с частицей не: неширокая,

но глубокая река (противопоставления нет: неширокая и глубокая);

  1. раздельно пишется не в оборотах не кто иной, как и не что иное, как;

  2. приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недоста­точности по сравнению с нормой: пленные недоедали, недогля­деть за ребенком; глагол с частицей не и приставкой до- обозна­чает незаконченное, прерванное действие: не доел суп; не дос­мотрел фильм.

Правописание служебных слов

В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. У каждого человека своя манера вести спор, и (по)тому, как он это делает, можно определить характер человека, а так(же) его наме­рения.

  2. Женя то(же) упорно тренировался, потому(что) ему предстоя­ло трудное восхождение.

  3. Что(бы) образ был более колоритным, актер импровизировал, при- (чем) делал это очень талантливо.

Правописание предлогов

Слитно

Раздельно

Через дефис

Ввиду (= из-за)

В течение

Из-за

(но: иметь в виду)

В продолжение

Из-под

Вслед (= за)

В заключение

По-над

Навстречу (= к)

В отличие

По-за

Вроде (= подобно)

По причине


Вместо (= за)

За исключением


Наподобие (= подобно)

В отношении


Насчет (= о)

По истечении


Сверх (= над)

Во избежание


Вблизи (= у)

На протяжении


Позади (= за)

В деле


Напротив (= перед, у)

В силу, в связи


Наперекор судьбе

В виде


Вследствие (= из-за)

В области, в смысле


Впоследствии (не предлог,

По мере, в меру


но запомнить стоит)

По поводу В целях (= для)

Со стороны (= от) За счет





4) (В)течение всего утра меня не покидало ощущение, (как)будто что-то должно случиться.

Материал, знание которого необходимо для выполнения данного задания, можно представить в виде таблиц.

Правописание союзов

Союзы

Другие части речи

1. Союз чтобы

1. Местоимение что и частица

Ей даже захотелось, чтобы он за

бы (бы можно переставить на

нею погнался.

другое место)

2. Союзы тоже и также (их

Что бы вы посоветовали мне по­читать?

можно заменить союзом и)

Я тоже (также) хочу посмот-

2. Местоимение то и наречие

реть (= и я). Он читает, рисует,

так с частицей же (частицу мож-

а также поет (= и поет).

но отбросить или прибавить к со-

3. Союзы зато, затем, причем, при-

четанию слово самое)

Каждый из пассажиров испыты-

том, потому, оттого, поэтому

вал то же чувство, что и он (=

Выступление прошло удачно, при-

то самое).

чем впервые в этом году. Доклад

Они исчезли из вида так же вне-

содержательный и притом инте-

запно, как и появились (= так).

ресный по форме. Затем и вернул­ся, чтобы узнать новости.

3. Местоимения с предлогами за

4. Вводное слово итак

то, за тем, при чем, за чем, по тому, от того, по этому (к мес-

Итак, новый семестр начинается.

тоимению можно поставить воп-

5. Союзы так что, так как, как

рос, заменить его другим словом или добавить к нему определе-

будто, при этом, то есть, пото-

ние)

му что, не то..., не то, для того

Студенты получили деньги за то,

чтобы.

что перевыполнили план. За чем

Сочетание во что бы то ни стало

пойдешь, то и найдешь.

Дождик, наверное, вправду по­утих, потому что заметно по-

4. Союз и и наречие так (к на-

светлело. Анисья... посматривала

речию можно поставить вопрос,

на Доньку, как будто вся ее жизнь

добавить обстоятельство)

зависела от одной Доньки.

И так мы шли всю ночь.




Задания по пунктуации

Раздельно


Правописание частиц


Через дефис


  1. Частицы будто, бы (б), же (ж), ли (ль)

Прочитал бы, если б, здесь же, ка­кой же, однако ж, навряд ли, едва ль.

  1. Частицы ведь, вон, вот, даже, мол

Так ведь, вон там, вот так, даже он.


  1. Частицы де, кое (кой), ка, либо, нибудь, с, тка, тко, то

Она-де, нате-ка, кое-кто, кой- что, кто-либо, чей-нибудь, откуда-нибудь, да-с, ну-тка, где- то, что-то.

Если между частицей кое (кой) и местоимением есть предлог, то все сочетание пишется в три слова: кое от кого, кое на чем, кой у кого, кое с чьим

  1. Частица таки после глаго­лов, наречий, частиц Отговорил-таки, нашелся-таки, долго-таки, опять-таки, все- таки, довольно-таки.

Но: Дети таки пришли вовремя. Вы. таки выздоровели.


7 заданий по пунктуации включают следующие пунктограммы:

  • знаки препинания в простом и сложном предложениях с со­юзом и;

  • знаки препинания в предложениях с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами);

  • знаки препинания при вводных конструкциях;

  • знаки препинания при однородных членах предложения;

  • двоеточие и тире в простом и сложном предложениях;

  • знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным;

  • знаки препинания в сложном предложении с несколькими при­даточными (с разными видами связи).

Знаки препинания в простом
и сложном предложениях с союзом и

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсут­ствия в предложении:

Двигатель не успел по-настоящему остыть (,) и его запустили в течение нескольких минут.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запя­тая.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

Для успешного выполнения задания необходимо умение отличать сложное предложение от простого с однородными сказуемыми. Не­которую сложность для учеников представляют сложносочиненные предложения, включающие односоставные предложения: Солние взош- лот , и во дворе вскоре стало тепло и уютно2.

Также следует обратить внимание на случаи, когда в сложносочи­ненном предложении не ставится запятая перед и:

  1. обе части имеют общий второстепенный член (чаще всего об­стоятельство): В саду дозревает рябина1 и липа роняет листья2;

  2. обе части имеют общее придаточное предложение: Когда я воз­вращался1. в небе уже блестели звезды2 и на улииах зажигались Фонари3:

  3. обе части являются вопросительными или восклицательными предложениями: Как прекрасна ночь1 и как загадочно ночное море2!

Знаки препинания
при вводных конструкциях

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я хотела ему два словца сказать, да (1) признаюсь (2) оробела.

Душа моя (3) я помню (4) с детских лет чудесного искала.

  1. 1, 2; 2) 2, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

Нахождение верного ответа предполагает:

  1. знание типичных вводных слов (список можно найти в любом учебнике);

  2. знание слов, которые не являются вводными: авось, большей ча-

стъю, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вообще, вряд ли, все же, все равно, все-таки, в сущности, в частно­сти, даже, едва ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако ж, определенно, особенно, отчасти, по за­мыслу, по крайней мере, поистине, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, при этом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы;

  1. умение разграничивать вводные слова и омонимичные им чле­ны предложения: последние часто являются сказуемыми и не могут быть опущены: Все казалось прочно слаженным (М.Горький) — Она, казалось, ждала ответа (М.Лермонтов).

Слово однако является вводным, если стоит в середине или в кон­це предложения: Обычно уверенный в себе, здесь он, однако, смутился. В начале простого предложения однако является союзом и запятой не отделяется: День пасмурный, однако дождя нет.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Запятая между однородными членами

Рассмотрим типичное задание.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Зна­ки препинания не расставлены.)

  1. На научной конференции выступали с докладами как ученые так и студенты.

  2. Линия берега то поднимаясь то опускаясь приятно тревожит глаз.

  3. Он страшно бледен был и худ и слаб (см. схему на стр. 12).

  4. Мне и Аркадию было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.

Распространенной ошибкой является пропуск запятой перед пер­вым из повторяющихся союзов в случае, когда перечисление начато не союзом, а членом однородного ряда: Он страшно бледен был, и худ, и слаб.

Стоит обратить внимание на то, что типичным ответом в этом задании является конструкция с двойным союзом: На научной конфе­ренции выступали с докладами как ученые, так и студенты.

Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Черты смуглого лица его были выразительны: черные глаза, орли­ный нос и густая борода обличали в нем иностранца.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло­жения.

  2. Вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чем говорится в первой части.

Задание предполагает умение различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Кроме того, необ­ходимо знать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и отражение их на письме с помощью зна­ков препинания — двоеточия и тире.

Например, в приведенном задании важно выделить две граммати­ческие основы в сложном предложении (Черты смуглого лииа его были выразительны1: черные глаза, орлиный нос и густая борода обличали в

Схема

Орфография и пунктуация

СО Сл


















Знаки препинания в сложном предложении
с несколькими придаточными
(с разными видами связи)


В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хаджи Мурат сел и сказал (1) что (2) если только пошлют на лез­гинскую линию и дадут войско (3) то он ручается (4) что поднимет весь Дагестан.

  1. 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3.

Наибольшую трудность в этом задании представляет наличие/от- сутствие запятой на стыке союзов.

Если рядом оказываются два подчинительных союза (союзных сло­ва) или сочинительный союз с подчинительным, то запятая на стыке союзов не ставится, если далее следует часть двойного союза: то, так, но (в этом случае придаточную часть нельзя опустить): Давно заметил, что когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревь­ев, то в этом есть особенная глубокая прелесть. (М.Пришвин)

[ ], (что (когда ), то ).

Если вторая часть союза отсутствует, то запятая на стыке союзов ставится: Кони так устали, что, когда с них сняли тюки, они легли на землю. (В.А. Арсеньев)

[ ], (что, (когда ), ).

В приведенном предложении есть вторая часть двойного союза то, следовательно, на стыке союзов запятая не нужна: Хаджи Мурат сел и сказал, что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско, то он ручается, что поднимет весь Дагестан.

Ответ: 1.

В предложении смешанного типа (с сочинительной и подчини­тельной связью) сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения. В этом случае запятая перед ним не ставится: К постели подошла Ирина и, когда он сел, протянула ему стакан апельси­нового сока.

ТЕСТ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква и?

В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой кон­ференции весьма начита(3)ы, а тезисы их докладов обоснова(4)ы рядом доказательств.

  1. 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 2, 4.

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. Отк_заться, д_лина, разг_раться;

  2. озл_бление, озн_меновать, прис_гать;

  3. одр_хлеть, фил_гранный, поз_лотить;

  4. ск_рлатина, ут_лщение, соч_тание.

  1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

  1. Д_писать, пр_износить, р_збавлять;

  2. бе_вкусный, бе_снежный, бе_злобный;

  3. пр_творщица, пр_нарядиться, показать без пр_крас;

  4. пред_юльский, без_сходность, вз_мать.

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква а(я)?

  1. Выкач_нный воздух, знач_щий факт;

  2. слыш_щий песню, скач_щий конь;

  3. та_щий лед, щебеч_щая птица;

  4. пристрел_нное оружие, леле_щий мечту; 0 0

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. В то(же) время я осознал, что Марина была так(же) прекрас­на, как и тогда.

  2. Иванов вышел (на)встречу гостям, (на)ходу поправляя галстук.

  3. Водный ключ то(же) бьет сильно, (от)чего вся поверхность воды неспокойна.

  4. Что(бы) я ни пожелал, все сбывается, но как-то (не)кстати.

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Возвращались (по)одиночке, что(бы) не вызывать подозрений.

  2. (С)начала казалось, что эти факты удалось скрыть, но вскоре (за)границей стали появляться скандальные публикации.

  3. Мы так(же), как и вы, ничего не знали о том, что его дела пошли (в)гору.

  4. Ему (до)зарезу нужны были деньги, и он уже (в)серьез подумы­вал о крупном займе.

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсут­ствия в предложении:

Было ясно ( ) и стрижи низко летали над изумрудно-зеленой тра­вой.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запя­тая.

  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее от­сутствия в предложении:

Уже зацвели гордые георгины ( ) и астры расправили свои нежные лепестки.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запя­тая.

  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Раздосадованный (1) услышанной от сестры (2) новостью (3) ге­нерал шел через залу (4) быстро и (5) не удостаивая никого взглядом.

1) 1, 2, 3; 2) 3, 4; 3) 3; 4) 1, 2, 4.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и (1) наконец (2) такими частицами, которые (3) решительно (4) не имеют никакого значения.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 3, 4.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Было (1) однако (2) уже поздно, хотя дорога (3) казалось (4) все еще освещалась лучами заходящего солнца.

1) 1, 2; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 3, 4;

  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Зна­ки препинания не расставлены.)

  1. Большую часть вечера и ночи я провел с братом и досыта наго­ворился о старине.

  2. Результаты эксперимента интересуют как российских так и за­рубежных ученых.

  3. На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и свер­кал яркими огнями.

  4. Ветер поднимал целые тучи листьев и сучьев и крутил их в воз­духе.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

С утра льет дождь — поездку за город пришлось отложить.

  1. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложе­ния.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой вывод, следствие из первой части.

  3. В первой части бессоюзного сложного предложения указывает­ся время или условие того, о чем говорится во второй части.

  4. Во второй части бессоюзного сложного предложения содержит­ся противопоставление.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Отец сдержал свое слово: через день он вернулся в Уфу.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло­жения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Этот небольшой мостик (1) за которым (2) начинался запретный луг (3) манил нас к себе.

1) 1, 2, 3; 2) 1; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я видел (1) что комнату заливает солнечный свет (2) и (3) что (4) если задернуть гардины (5) все очарование исчезнет.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 4, 5; 3) 1, 2, 5; 4) 1, 2, 4, 5.

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне сказали (1) что дом отца продан (2) и (3) что (4) если нужно подыскать жилье (5) то следует обращаться в мэрию.

1) 1, 2, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 4, 5; 3) 1, 5; 4) 1, 2, 5.

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом?

  1. Из дома, возле которого находился колодец, вышла женщина.

  2. Ворона, которой доставляло удовольствие нас будить, наконец- то улетела.

  3. Замок, который возвышался над долиной, поразил нас своим великолепием.

  4. Пилот, для которого прозвучало это объявление, двинулся к терминалу.

Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

2

3

1

3

4

3

1

2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

3

1

2

2

2

3

4

2

3

3




Оценка

Количество правильно выполненных заданий

5 (отлично)

18-20

4 (хорошо)

14-17

3 (удовлетворительно)

10-13




Вопросы для закрепления материала

  1. Сколько заданий тестовой части ЕГЭ посвящено вопросам ор­фографии и пунктуации?

  2. Перечислите орфограммы, которые отражены в заданиях ЕГЭ по русскому языку.

  3. Какие разделы пунктуации должны быть в центре внимания обобщающего повторения?

Литература

  1. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому госу­дарственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «Рустест», 2006.

  2. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. М.: Прометей, 2000.

  3. Русский язык. Полный школьный курс. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.


0 См.: Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государ­ственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «Рустест», 2006.

  1. 0В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?Завис_вший.

Б. Затм_вать.

  1. Влюбч_вый.

Г. Наста_вал.

  1. А, В, Г; 2) А, Б, В; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.


  1. 0В каком предложении ие со словом пишется слитно?За дверью оказался (не)кто иной, как наш сосед Иван Петрович.

  2. На нашем пути оказался еще (не)покрытый льдом пруд.

  3. Пассажиры сидели в купе, (не)глядя в окна вагона.

  4. Я молчал, прислушиваясь к этому странному, (не)знакомому ощущению.