СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Г. Шнитке (текст выступления)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.Г. Шнитке (текст выступления)»

Альфред Гарриевич Шнитке – зеркало своего времени

Слайд 1 Быть незамкнутой, готовой открыться новым веяниям времени – эти слова сказаны вовсе не о политике, они адресованы музыке. Слайд 2 Они адресованы тому, кто смог воплотить эти принципы в жизнь - Альфреду Гарриевичу Шнитке.

Альфред Гарриевич родился в ноябре 1934 г. в городе Энгельс в немецкоговорящей семье, мать (Мария Иосифовна) – немка, отец (Гарри Викторович) – еврей. Слайд 3 В семье Альфреда национальный вопрос никогда не был причиной конфликтов, складывается впечатление, что его вовсе не было. Чего нельзя сказать о власти. Например, в 1941 г. Шнитке должны были выселить из Энгельса из-за немецкого происхождения. Но отцу удалось доказать, что он еврей, хоть и родился в Германии, семью оставили в городе. Немецкий стал первым языком Шнитке. Взрослея, он начал говорить по-русски с отцом и по-немецки с матерью.

Слайд 4 Вспоминая о событиях 1941 г. в Энгельсе, Шнитке говорил, что в это время ему напомнили о корнях. На улицах 7-летнему Альфреду незнакомцы вслед кричали «Жид!». Немецкое имя и происхождение порождали чувство того, что он немец, но в обстановке 40-х гг. это чувство приравнивалось к стыду, страху. Тем не менее Шнитке никогда не отрекался от своей семьи, от своих корней. Но признавал наличие проблемы самосознания. Слайд 5 Уже после окончания войны, 1946 г., семья уезжает в Вену к находящемуся там по долгу службы отцу. По воспоминаниям Шнитке, жизнь там была неуютной, т.к. они находились на положении ненужных оккупантов. Но именно там он понял, что история существует и что она совсем рядом. Практически в каждом здании, на сцене, в музыке.

Слайд 6 Атмосфера в семье располагала к изучению иностранных языков, переводческой деятельности, но только не к занятию музыкой. В 12-летнем возрасте в Вене он начал свой путь, пусть несистематично и не всегда методично. Серьёзное музыкальное образование он получил в Москве.

В разговорах о жизни учёных, деятелей искусства, рефреном повторяется мысль о том, что желание учиться новому, творить, изменять не иссекает в них. Не исключением становится и Альфред Гарриевич. Он упорно и самостоятельно старался освоить самые азы. Даже в музыкальной школе (1948 г.) он выделялся, виной стал возраст.

Слайд 7 Частные учителя Шнитке отмечали его талант и тенденцию к непринятию его в ситуации того времени.

К моменту написания уже исключительного и выдающегося произведения он успел закончить музыкальную школу, училище, позже на его базе будет создан Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, а также композиторский факультет Московской консерватории.

Слайд 8 Во время одного из занятий студентам консерватории был задан вопрос о требованиях к композитору. Шнитке выделил следующие: высокий общественный и общекультурный кругозор. Неудивительно, что его творчеству были присущи внимание к проблемам эпохи и судьбам человечества. Развитию общекультурного кругозора будущего композитора способствовало и НСО, оно, по выражению знающих людей, стало «окном…, ведущим в лабораторию музыкального мышления».

Слайд 9 В 60-е гг. Шнитке второй раз женился. Избранницей стала пианистка Ирина Фёдоровна Катаева, вскоре родился сын Андрей, также связавший свою жизнь с музыкой. В семье Альфреда Гарриевича и Ирины Фёдоровны вопрос национальности роли не играл. Важным было «то, что он в себя впитал, воспринял, что прочел, чем дышит».

Слайд 10 Он считал, что культура – совмещение высокого и низкого, человек всегда находится между этими началами.

Слайд 11 Особый интерес, на мой взгляд, представляет дипломное сочинение Альфреда Гарриевича – оратория «Нагасаки». В основу написания оратории легли события атомной бомбардировки японского города Нагасаки. По словам Шнитке, в ней отражена смерть с её безжалостностью, жестокостью, дикой в своей бессмысленности. Это то произведение, в котором история невероятно эмоциональна. Тщеславие наций, раскаяние учёных, трагичные судьбы людей – эти мысли связаны не только с ораторией, они и есть XX век.

Слайд 12 Альфред Шнитке стал первым в советской музыке, кто продемонстрировал её необъятную панораму.

Шнитке творил в своей «музыкальной лаборатории» исключительное и завораживающее искусство. Он умело создавал драматургию своих произведений, соединяя темы страданий, предательств, жизни и смерти. В его партитурах солирующая скрипка и группа струнных становились глашатаями светлых сил, соседствующих с тёмной стороной отщепившихся от общего плана контрабаса, духовых, ударных, фортепиано. Эти стороны призваны показать внутреннюю борьбу человека, его совести, обстоятельств, желаний, и вместе с тем души.

Не только прошлое, но и будущее соединялось в его «лаборатории».

Слайд 13 В 70-е гг. Альфред Гарриевич пишет музыку к фильмам, работает в Германии и в России, ещё одной причиной оставаться в Германии были вспышки антисемитизма в России.

Слайд 14 Позже у него спросили – считает ли он себя русским композитором? Альфред Гарриевич сказал, хотя в нём нет ни капли русской крови, вся его жизнь прошла в России, поэтому, несмотря ни на что, он ощущает себя русским.

1990-е гг. стали продолжением периода признания творчества и серьёзным испытанием для композитора. Он продолжал интенсивно работать, им были написаны партитуры опер «Жизнь с идиотом» (1991), «История доктора Иоганна Фауста» (1994), 6-7-8 симфонии; начал преподавать в Гамбургском институте музыки и театра. Ему была присвоена японская премия «Империал», Государственная премия и премия «Триумф» в России. В течение пяти лет у него случилось два инсульта.

Последнее сочинение – 9 симфонию – Шнитке не завершил. Альфред Гарриевич Шнитке умер в августе 1998 года в Гамбурге.

Слайд 15 Он стремился показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности.

А.Г. Шнитке своим творчеством продолжил традицию передачи вечных ценностей, лежащих вне времени. Он вошёл в историю как создатель неповторимых образов столетия, учитель, философ, пример сильного и думающего человека.