МОУ «Алан Бексерская ООШ"
Высокогорского района РТ
Урок литературы
А.Грин «Алые паруса»
Подготовила
учитель Хайрутдинова Гузалия Рустамовна
Тема: А.Грин «Алые паруса» «Делать чудеса своими руками»
Цели: Продолжить работу над текстом, анализируя образы повести-сказки с учетом их своеобразия; осуществить ассоциативный анализ образов главных героев, их символику; помочь учащимся творчески осмыслить содержание феерии. Развивать навыки анализа художественного произведения. Формировать гуманистические идеалы, оптимизм как стиль жизни.
Оборудование: рисунки детей, портреты А.Грина, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок творчества с элементами презентации проекта.
Человек умирал, не зная,
Что ко всем берегам земли Шли, как алая птичья стая,
Им придуманные корабли.
Ход урока
На мультимедийной доске - портрет писателя I Мотивация учебной деятельности.
Организация класса
Вступительное слово учителя
(учитель читает стихотворение) Везли мороз по небу волоком.
Сковало небо льдом, как реку.
И ледяным корявым облаком
Сломало крылья человеку. *
Скорей к врачу, но ошарашенно Таращась из дверей больницы,
Хирург ответил пострадавшему,
Что профиль клиники - не птицы. Ветеринар с яйцо испариной
Покрылся, словно слон в простуде,
И разорался, как ошпаренный,
Что профиль клиники - не люди.
А крылья покрывались язвами
И заживо на теле гнили...
Нет, крылья не были заразными,
Но человека обходили...
И муки жгли, его испытывая, Напившись, был от боли трезвый.
И как-то в ночь острейшей бритвою
Он крылья сгнившие отрезал.
И раны затянулись шрамами
И стали через месяц гладки, и на спине торчали - самыми Обыкновенными - лопатками.
А небо по весне оттаяло.
И человек, рожденный небом,
Стремился ввысь, взлетал отчаянно,
Но он уже крылатым не был.
Какие чувства испытывали вы, слушая эти строки? Как вы думаете, какое отношение имеют они к сегодняшнему уроку?
Ученик:
-Есть люди, умеющие видеть небо, а есть - только ползающие по земле; есть люди, умеющие мечтать, и есть те, кто не отрывается от реальности; есть живущие сердцем, а есть воспринимающие жизнь только посредством желудка; есть герои крылатые, а есть брюхоногие. Этот контраст можно выразить строками из стихотворения поэта Поройкова:
Один булыжник видит под ногами, Другой - звезду, упавшую на снег.
3. Какова тема нашего урока, подскажите мне.
Учитель:
-Сегодня мы будем говорить о людях, верящих в мечту, и продолжать открывать для себя писателя, умеющего мечтать.
/на мультимедийной доске слайды с портретами писателя разных
периодов его жизни/
II Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа:
1.Какие мысли и чувства вас волновали, когда вы читали это произведение?
Ученик:
-Конечно, это произведение никого не оставит равнодушным. Ведь в этой сказке показано единоборство человечности и бесчеловечности, она как бы призывает нас пробиться сквозь толстое стекло жизни к высоким, хотя нехитрым простым истинам. И ведь Грин прав: у каждого в жизни должны быть свои алые паруса, своя мечта .
На прошлом уроке мы разделились на 2 группы (исследователей и слововедов)
. Кто и для чего придумал слово «Гринландия»? Что оно обозначает?
Отвечает группа «исследователей»:
- Грин создал вымышленную страну, в которой происходит действие
большинства его произведений. Теперь её по имени автора называют
«Гринландией». У неё своя топография, хотя подчас в её берегах и горных
тропах, в общем облике городов можно угадать приметы Крыма. У неё своя
этнография - города, посёлки, населяющие их люди не имеют определённой
национальной принадлежности. Но Гринландия - это не бегство писателя от
действительности, а умение подняться над реальностью жизни и выразить
заложенный в ней «блистающий мир» и противостоящую ему мещанскую Каперну с её грубостью, пошлостью, лицемерием.
В 1965 г. возникли палаточные городки почитателей А.Грина -«Зурбаганов». Они были созданы на тёплой и доброй земле Грина - в Крыму. Среди трещин скал, сухой травы и вечно бьющегося о скалы моря выросли дома-палатки «Президент», «Арамея», «Секрет», «Роза ветров».
Просмотр слайдов с видами Крыма.
Учитель :Вкаком жанре написано произ ведение, какие символы в нем прсутствуют и что они обозначают ,представляем слово "слововедам"
Ученики: Призведение написао в жанре Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.
Мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая действительность, созданная авторской фантазией.
- Как вы думаете, в чем смысл названия этой сказки? Используйте при
ответе слово «символ». Но сначала давайте вспомним, что означает слово
«символ» -в переводе с греческого означает тайна.
/ответ уч-ся «слововеда»/
Что является символом данного произведения? (поэтический символ - алые паруса).На фоне
чего происходит действие?
Уч-ся:
- На фоне моря.
Учитель:
- Правильно. Без моря не было бы этой повести. А какое оно - море?
Ученик:
-Море - доброе и злое, тёплое и холодное. В этой сказке-повести, мне кажется, оно тоже является символом, как и алые паруса.
Учитель:
- Символом чего здесь может быть море?
Ученик:
- Символом ожидания, символом жизни. Оно и рыбаков кормит, и оно же
является символом воплощения мечты.
Учитель:
- Если бы вам предложили выразить понятие «музыка моря», что бы вы
предложили?
Ученик:
- Мы подобрали музыку произведения Рахманинова
можно почувствовать хрупкий и мечтательный характер Ассоль с её
мечтательностью, нежностью, тонким чувством прекрасного; можно услышать
отголоски легенд, которые рассказывал сказочник Эгль; увидеть плывущий
корабль, который приближает Грэя к любимой.
/Звучит »/музыка Рахманинова)
Учитель:
- А какие символы своей мечты избрали бы вы?
Ответы уч-ся: мяч (спорт), гитара (музыка), холст (художники класса), книга (интеллектуалы), голубь (мир). Рассказы уч-ся о том, что они делают для реализации своей мечты.
Наш журналист хочет сделать интервью. Амина.
Учитель:
Поговорим о главных героях произведения. Как верили в свою мечту Ассоль и Грей и жители Каперны.
Учитель
:Вера в мечту
Нужна ли человеку мечта?
А. Грин написал такие строки:
Мечта разыскивает путь,-
Закрыты все пути;
Мечта разыскивает путь,-
Намечены пути,-
Мечта разыскивает путь,-
Открыты ВСЕ пути.
Нет! Иначе они не стали бы дразнить и оскорблять Ассоль. Не кричали бы, что Лонгрен с дочерью одичали или повредились в рассудке. Не пытались бы её задеть, указывая на несуществующие алые паруса.
Что спасло Ассоль? Что помогло ей выжить и выстоять среди той грязи, которая ее окружала?
Вера! Вера в исполнение своей мечты. Она верила, несмотря ни на что. Все эти годы она ждала свои алые паруса.
Кто подарил ей эту мечту : инсценировка предсказание Эгля ( Мы показать инсцениравку хотим Салават и Алия)
— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну.
— Это все мне? — тихо спросила девочка.; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?
— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено.
Нет! Для них Ассоль по-прежнему «полоумная». Именно так отвечает Меннерс на вопрос Грея.
На этот вопрос ответил угольщик. Парадокс - человек, которого покрывала рабочая грязь, сумел сохранить чистой душу. Он, один из немногих, кто смог понять Ассоль.
(Чтение от слов «Она говорит, как большая, но причудлив ее разговор. Прислушиваешься - как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так...)
Оказывается, Ассоль видит во всем красоту и старается показать ее другим. Да, только люди слепы, а чтобы скрыть свою слепоту, обвиняют девушку, не скрывающую своего видения.
Грин награждает Ассоль за ее веру. И в один из дней она дождалась свои алые паруса.
5.«Иди к мечте своей, и час наступит твой...»
Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?
- Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку
- Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь
Просмотр фрагмента фильма (встреча Ассоль и Грея)
Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися
Случайно ли они встретились в жизни?
Чем близки эти герои?
Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец
Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?
Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.
Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?
Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.
Вывод: Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».
Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».
физкультминутка.
2. Ответить на вопросы по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)
1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)
2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)
3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)
- Раз мы заговорили об Ассоль, давайте дадим ей характеристику по
методу акростиха, (коллективное составление акростиха).
Алый, антипод А
Сказка, скромность С
Свобода, сердце, С
странность
Одиночество, обрыв, О
ожидание
Любовь Л
Ь
Комментарии и выводы учителя.
словесный диктант соответствие:2 группа
Кому из героев повести принадлежат слова:
/
Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.
(Лонгрен)
У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен.(Эгль)
Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Ты
увидишь красивого принца. (Эгль)
Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла
кровь.(Грэй)
Я здесь! Я здесь! Это я! (Ассоль)
Вот я пришел. Узнала ли ты меня? (Грэй)
8.Блиц-диктант.
А) Ассоль жила в .. .(деревне Каперна) *
Б) Эгль - это ... (собиратель сказок, легенд, песен)
В) Грэй купил шелк в ... (Лиссе)
Г) Дед Грэя умер от .. .(разрыва сердца)
9. Итоговая беседа. Вопросы классу:
1) Какие же «семена» посеял А.Грин в сердцах людей, прочитавших его замечательное произведение?
Ответы уч-ся: (нарисован парусник, при ответе белый парус превращают в алый, переворачивая его)
Романтизм, мечтательность
любовь к людям
оптимизм
уверенность в том, что чудеса нужно делать своими руками
искренность
умение ждать
умение видеть прекрасное вокруг нас
2) В начале урока было прочитано стихотворение, в котором были слова
«… и ледяным корявым облаком сломало крылья человеку…».
Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?
Ученик:
Сломать крылья человеку, т.е. заставить его разувериться в жизни могут суровые жизненные обстоятельства (потеря работы, потеря близкого человека, болезнь). К сожалению, сейчас практики, реалисты выживают лучше, чем мечтатели, быстрее адаптируются, приспосабливаются к жизни. Но хорошо, что и в наше время есть люди, которые, не думая о том, какие доходы принесут им
плоды их труда, продолжают мечтать, хотят вырваться из обыденной реальности.
Учитель:
А как связано это стихотворение с Ассоль?
Ученик:
- И Ассоль, и герой стихотворения изначально крылаты. Однако испытания на духовную и душевную прочность, (жесткие жизненные обстоятельства поэт воплощает в аллегорическом образе «ледяного корявого облака») герою лирического произведения не под силу. Ассоль же, невзирая на обитателей Каперны, сохраняет свою душу живой, не дает ненависти преодолеть себя, продолжает верить в мечту. И мы понимаем, что Грин хочет
сказать нам: «Будьте оптимистами, именно благодаря им развивается мир.
Дерзайте и никогда не сдавайтесь!».
2) Чему учат гриновские герои?
Ученик:
Мне нравится, что Грин со страниц своей сказки устами своих героев говорит нам: «Каждый человек может все! Не бойтесь мечтать, но помните о том, что эту мечту воплотить в жизнь сможете только вы! Трудитесь, делайте все для воплощения своей мечты в реальность!».
Он говорит: «Слушай себя. Пойми себя. Тогда ты поймешь и окружающих».
IV Итоги урока. Рефлексия
.Сегодня на уроке у меня получилось,
Я узнал..Осталось непонятным..Рефлексия своих действий рефлексия
Оценивание. Предлагает алгоритм самооценки
Алгоритм:
1.участие в уроке(мои ответы)
2готовность дом. Задания
3 моя роль в группе
4 выступление с отчетом
5 поведение. Оценивают свои результаты Домашнее задание :
1.Написать сочинение "Моя мечта"
2.Выписать художественно-выразительные средства из отрывков по выбору: "Всреча Ассоль и Эгля" или "Встреча Ассоль и Грея".
Ученик:
- Грин похоронен на старокрымском кладбище под разросшейся алычой.
На высоком холме над кладбищем - пирамида из серых и желтых камней,
похожая на парус. На одной из плит высечен корабль с алыми парусами. Все,
кто приезжает сюда поклониться писателю, приносят камень и пирамида
растет.
23 августа на холме горит костер памяти. А на родине Грина, в маленьком городе Слободском - другой памятник. В основание его заложена капсула с обращением к людям 20 18 года.
.
VI. Оценки: Заключительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами пытались понять: что значит «делать чудеса своими руками?». Естественно, сразу на этот вопрос не ответить и жизнь еще не раз заставит вас искать ответ на него. Но если Грин своим произведением заставил вас размышлять над этим вопросом - это уже хорошо. Я желаю каждому из вас исполнения вашей крылатой мечты. Найдите свою точку приложения сил, чтобы наиболее полно реализовать собственную личность. че. Желаю счастья и успехов в жизни!
-V. Музыкальный итог урока.
Звучит музыка (Ребята ,давайте верить в чудеса"»).
Уч-ся подпевают. На мультимедийной доске слайды: Ассоль и Грей; бригантина, уплывающая вдаль; море, виды Крыма.
И в заключение споем песню.
- Ребята! Надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
С друзьями легче море переплыть
И соль морскую есть, что нам досталась.
И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…
Приложение.
11. Викторина.
(На доске на ватмане нарисован парусник с белыми парусами. За каждый правильный ответ ученик выходит к доске и наклеивает паруса из красной бумаги.)
1. Настоящая фамилия Александра Грина. (Гриневский)
2. Название корабля, на котором приплыл Грей. («Секрет»)
3. Как звали мать Ассоль. (Мери)
4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)
5. Какой незначительный эпизод, как назвал его автор, сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)
6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть нашла и забыла?» Что так напуго Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)
7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)
- Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, неся людям радость. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это обязательно будет, если только вы постараетесь сами