Конспект урока литературы для 6 класса
Тема урока: А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Мечта и реальность.
Цели урока: Рассмотреть в противопоставлении мир жестокой реальности и романтической мечты в повести.
Задачи: находить ответы на поставленные вопросы; развивать творческое воображение, память, мышление; воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;
создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;
Оборудование:
мультимедийная установка, учебник, плакат с изображением парусника с алыми парусами, смайлики, краткий видео обзор из х/ф «Алые паруса».
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что у нас сегодня не совсем обычный урок? У нас сегодня гости! Прошу вас не бояться, не стесняться, работаем активно!
-Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем урок? (высказывания учащихся). А начнем мы урок сегодня… конечно же, с улыбки!!! (СЛАЙД 1)
-На прошлом уроке мы с вами закончили изучение писателей 19в. Каких писателей вы запомнили и какие их произведения вам понравились? (ответы учащихся)
-Отлично. А сегодня и на следующих уроках мы с вами начнем знакомиться и будем изучать творчество писателей 20 в. И на этом уроке познакомимся с таким писателем, как Александр Степанович Грин (СЛАЙД 2)
(СЛАЙД 3) -Вглядываясь в лицо человека на портрете, невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик. Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается. Почему? Может быть, истоки этого кроются в его жизни, в его биографии. Попытаемся же понять и разобраться в этом.
(СЛАЙД 4) -Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну ГРИНландией.
2. Сообщение о биографии А.С.Грина учащимся
- Спасибо! Вот мы немного и познакомились с биографией писателя. А может у кого есть дополнения, какие-нибудь интересные факты о нем? (слушаем желающих учащихся). Спасибо.
3. Беседа с учащимися о понятиях
А)- ребята, а что такое мечта?
- вы когда-либо мечтали о чем-нибудь необычном?
- приходилось ли такому случиться, что ваша мечта осуществилась?
Б) – А что же такое реальность?
4. Игра «Ассоциации».
-Давайте с вами немного поразмышляем, подумаем и скажем, какие ассоциации у вас вызывает алый цвет? (Высказывания учащихся). Для некоторых это : агрессия, ярость, кровь, злоба, опасность. Для других же это солнце, лето, чувства, любовь, стремление
5. Постановка темы и целей урока.
Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока из вышесказанного…
Тема нашего урока: Александр Степанович Грин. «Алые паруса»: мечта и реальность. (СЛАЙД 5).
И сегодня мы с вами поговорим о 1 главе «Предсказание».
6. История создания.
- Но прежде давайте узнаем, как создавалась эта повесть.
(СЛАЙД 6) Ученик: Повесть-феерия была создана 23 ноября 1922 года. Упоминание о набросках “Алых парусов” датируется уже 1917 годом. Идея произведения была навеяна Александру Грину воспоминанием - автор увидел в магазине игрушек одномачтовый корабль с белыми парусами. Александр Грин подумал, что символично было бы перекрасить белый парус на красный, или даже лучше на алый. Именно алый цвет ассоциировался у автора с ликованием и радостью.
(СЛАЙД 7) УЧЕНИК: "Алые паруса" - это поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом мечты.
- Мы услышали новое для нас слово, это слово феерия. А что же оно означает? Может кто догадывается?
Итак, ребята (СЛАЙД 8) Феерия – театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. После изучения всей повести, мы с вами постараемся найти и определить- что же фееричного здесь было.
7. Беседа о прочитанном.
Дома вы должны были прочитать 1 главу.
-Кто были главными героями в этой главе?
-(СЛАЙД 9)Лонгрен возле кроватки…
-А кто такой Лонгрен?
-Сколько лет служил Лонгрен матросом на «Орионе»? (10 лет)
-Сколько месяцев соседка ухаживала за девочкой? (3 мес)
-(СЛАЙД 10 ) Мэри просит помощи у Меннерса
-Куда и почему пошла Мэри? – Соглашался ли Меннерс помочь Мэри?
-К кому обратилась молодая мама за помощью?
-Кто такой Меннерс? (держал трактир-лавку и считался состоятельным человеком)
-На что жила семья Лонгрена?
-Каким человеком был Лонгрен?
-Каким ребенком росла Ассоль?
-(СЛАЙД 11 ) Меннерс попал в беду.
-Найдите в тексте слова, как Меннерс просил о помощи Лонгрена( стр.12)
-Почему Лонгрен отказал в помощи?
-Почему дети перестали общаться с Ассоль? ( слышали разговоры взрослых и дразнили тем, что ее отец ел человеческое мясо и делает фальшивые деньги)
-Однажды Ассоль спросила у отца «Почему их любят?». Что на это ответил отец? (Они не умеют любить. -А как это уметь? –И он взял девочку на руки и начал крепко целовать зажмурившиеся глаза.)
-(СЛАЙД 12 ) Ассоль отпустила парусник в ручей
-(СЛАЙД 13) Волшебник поднял парусник
-Кто такой Эгль? (известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок)
-Что предсказал Эгль Ассоль? Найдите слова в тексте ( стр.23)
-Как жители Каперны отнеслись к этой истории, к этой сказке? (СЛАЙД 14 )
8. Физминутка. Проводит подготовленный ученик
9. Закрепление полученных знаний
Мир реальности | Мир мечты |
Жизнь семьи Лонгрена: (СЛАЙД 15) история гибели жены: «так уж нет почти ни одной семьи где я не взяла бы в долг…» «Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви»; прослужил 10 лет, покинул службу; отец стал делать игрушки: «этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»; | Жить ради дочери: (СЛАЙД 17) общение с отцом, его неповторимые рассказы о предметах морского обихода, о лодках, о морских скитаниях, о суевериях моряков. |
Жизнь Каперны: (СЛАЙД 16) однообразная жизнь (работа – трактир); люди живут приземлёнными заботами: наработаться, выспаться, накормить семью; после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери; дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят её, насмехаются над ней | Жизнь мечтательной Ассоль: (СЛАЙД 18) |
-Молодцы, ребята! Теперь мы с вами немного разобрались, что же в главе «Предсказание» было реального, а что относилось к мечте.
10. Проверочная работа
-Сейчас мы с вами выполним небольшую проверочную работу в виде теста.
1. Кем работал Лонгрен до смерти своей жены?
А) Военным
+ Б) Моряком
В) Летчиком
Г) Археологом
2. Зачем жена Лонгрена пошла к Меннерсу?
+ А) Занять денег
Б) Устроиться на работу
В) Заложить кольцо
Г) Продать драгоценности
3. От чего умерла Мери?
А) От брюшного тифа
Б) От туберкулёза
+ В) От воспаления лёгких
Г) От голода
4. Как Лонгрен стал зарабатывать себе на жизнь, перестав ходить в плаванья?
А) Работал в трактире
+ Б) Делал игрушки и продавал
В) Работал столяром
Г) Работал в поле
5. Какой поступок Лонгрена вызвал осуждение и враждебность жителей деревни по отношению к нему и Ассоль?
А) Он убил Меннерса
Б) Он украл обручальное кольцо Мери
В) Он начал много пить
+ Г) Он не спас Меннерса, когда мог
6. Как назывался город, в котором родилась Ассоль?
+ А) Каперна
Б) Флоренция
В) Пастилья
Г) Кастанеда
7. Что отвечал отец Ассоль на вопрос, почему остальные их не любят?
А) Они злые
Б) Они глупые
В) Они думают только о деньгах
+ Г) Они не умеют любить
8. Сколько было лет Ассоль, когда отец попросил ее отнести сделанные игрушки в город?
А) 5 лет
+ Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 15 лет
9. Кем был старый Эгль?
+ А) Собирателем легенд и сказок
Б) Писателем
В) Моряком
Г) Хозяином магазина
10. Что рассказал Эгль Ассоль?
А) Что отец Ассоль построит корабль с алыми парусами
+ Б) Что ее заберёт принц на корабле с алыми парусами
В) Что жители деревни полюбят Ассоль
Г) Что Ассоль станет грозой морей
-Теперь давайте поменяемся листочками с соседом, возьмем ручку с другими чернилами и проверим.
-Хорошо ли справились с заданием???
-Отлично!
-Теперь я хочу вам показать небольшой видео фрагмент всего фильма. А вы внимательно посмотрите и послушайте. (СЛАЙД 19 )
-Мы с вами заметили, что конец этого фильма счастливый. Захотелось ли вам изучить это произведение полностью?
(СЛАЙД 20 ) "Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.
Ребята, нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
11. Рефлексия
-Вы заметили перед собой смайлики? Ваша задача при помощи смайликов высказать свое мнение:
- мне все понравилось и было интересно;
- что-то было не понятно и вызвало затруднения;
- я почти ничего не понял, мне было не интересно.
И нужный смайлик наклеить на понравившийся парус.
Давайте теперь попробуем сами себя оценить. Как вы думаете, на какую оценку вы работали…
12. Дз Прочитать вторую главу «Грей»
(СЛАЙД 21 )
Всем спасибо за урок!