СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Грин "Алые паруса: мечта и реальность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.Грин "Алые паруса: мечта и реальность"»

Конспект урока литературы для 6 класса


Тема урока: А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Мечта и реальность.
Цели урока: Рассмотреть в противопоставлении мир жестокой реальности и романтической мечты в повести.
Задачи:
находить ответы на поставленные вопросы; развивать творческое воображение, память, мышление;  воспитывать веру в прекрасную мечту и стремление её достигать;

создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений;

Оборудование:
мультимедийная установка, учебник, плакат с изображением парусника с алыми парусами, смайлики, краткий видео обзор из х/ф «Алые паруса».


Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что у нас сегодня не совсем обычный урок? У нас сегодня гости! Прошу вас не бояться, не стесняться, работаем активно!

-Ребята, как вы думаете, с чего мы начнем урок? (высказывания учащихся). А начнем мы урок сегодня… конечно же, с улыбки!!! (СЛАЙД 1)

-На прошлом уроке мы с вами закончили изучение писателей 19в. Каких писателей вы запомнили и какие их произведения вам понравились? (ответы учащихся)

-Отлично. А сегодня и на следующих уроках мы с вами начнем знакомиться и будем изучать творчество писателей 20 в. И на этом уроке познакомимся с таким писателем, как Александр Степанович Грин (СЛАЙД 2)

(СЛАЙД 3) -Вглядываясь в лицо человека на портрете, невольно обращаешь внимание на печальные глаза, плотно сжатые губы, морщинки и бесконечную грусть, которая словно окутала весь его облик. Александр Грин на портретах и фотографиях практически никогда не улыбается. Почему? Может быть, истоки этого кроются в его жизни, в его биографии. Попытаемся же понять и разобраться в этом.

(СЛАЙД 4) -Грин создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Критик К. Зелинский назвал эту страну ГРИНландией.

2. Сообщение о биографии А.С.Грина учащимся

- Спасибо! Вот мы немного и познакомились с биографией писателя. А может у кого есть дополнения, какие-нибудь интересные факты о нем? (слушаем желающих учащихся). Спасибо.

3. Беседа с учащимися о понятиях

А)- ребята, а что такое мечта?

- вы когда-либо мечтали о чем-нибудь необычном?

- приходилось ли такому случиться, что ваша мечта осуществилась?

Б) – А что же такое реальность?

4. Игра «Ассоциации».

-Давайте с вами немного поразмышляем, подумаем и скажем, какие ассоциации у вас вызывает алый цвет? (Высказывания учащихся). Для некоторых это : агрессия, ярость, кровь, злоба, опасность. Для других же это солнце, лето, чувства, любовь, стремление

5. Постановка темы и целей урока.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока из вышесказанного…

Тема нашего урока: Александр Степанович Грин. «Алые паруса»: мечта и реальность. (СЛАЙД 5).

И сегодня мы с вами поговорим о 1 главе «Предсказание».

6. История создания.

- Но прежде давайте узнаем, как создавалась эта повесть.

(СЛАЙД 6) Ученик: Повесть-феерия была создана 23 ноября 1922 года. Упоминание о набросках “Алых парусов” датируется уже 1917 годом. Идея произведения была навеяна Александру Грину воспоминанием - автор увидел в магазине игрушек одномачтовый корабль с белыми парусами. Александр Грин подумал, что символично было бы перекрасить белый парус на красный, или даже лучше на алый. Именно алый цвет ассоциировался у автора с ликованием и радостью.


(СЛАЙД 7) УЧЕНИК: "Алые паруса" - это поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная любовью к жизни, верой в то, что человек способен совершать чудеса. Алые паруса стали для Грина символом красоты, символом мечты.

- Мы услышали новое для нас слово, это слово феерия. А что же оно означает? Может кто догадывается?

Итак, ребята (СЛАЙД 8) Феерия – театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. После изучения всей повести, мы с вами постараемся найти и определить- что же фееричного здесь было.

7. Беседа о прочитанном.

Дома вы должны были прочитать 1 главу.

-Кто были главными героями в этой главе?

-(СЛАЙД 9)Лонгрен возле кроватки…

-А кто такой Лонгрен?

-Сколько лет служил Лонгрен матросом на «Орионе»? (10 лет)

-Сколько месяцев соседка ухаживала за девочкой? (3 мес)

-(СЛАЙД 10 ) Мэри просит помощи у Меннерса

-Куда и почему пошла Мэри? ­– Соглашался ли Меннерс помочь Мэри?

-К кому обратилась молодая мама за помощью?

-Кто такой Меннерс? (держал трактир-лавку и считался состоятельным человеком)

-На что жила семья Лонгрена?

-Каким человеком был Лонгрен?

-Каким ребенком росла Ассоль?

-(СЛАЙД 11 ) Меннерс попал в беду.

-Найдите в тексте слова, как Меннерс просил о помощи Лонгрена( стр.12)

-Почему Лонгрен отказал в помощи?

-Почему дети перестали общаться с Ассоль? ( слышали разговоры взрослых и дразнили тем, что ее отец ел человеческое мясо и делает фальшивые деньги)

-Однажды Ассоль спросила у отца «Почему их любят?». Что на это ответил отец? (Они не умеют любить. -А как это уметь? –И он взял девочку на руки и начал крепко целовать зажмурившиеся глаза.)

-(СЛАЙД 12 ) Ассоль отпустила парусник в ручей

-(СЛАЙД 13) Волшебник поднял парусник

-Кто такой Эгль? (известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок)

-Что предсказал Эгль Ассоль? Найдите слова в тексте ( стр.23)

-Как жители Каперны отнеслись к этой истории, к этой сказке? (СЛАЙД 14 )



8. Физминутка. Проводит подготовленный ученик

9. Закрепление полученных знаний



Мир реальности

Мир мечты

Жизнь семьи Лонгрена: (СЛАЙД 15)

  • история гибели жены: «так уж нет почти ни одной семьи где я не взяла бы в долг…»

  • «Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви»;

  • прослужил 10 лет, покинул службу;

  • отец стал делать игрушки: «этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»;

Жить ради дочери: (СЛАЙД 17)

  • общение с отцом, его неповторимые рассказы о предметах морского обихода, о лодках, о морских скитаниях, о суевериях моряков.

Жизнь Каперны: (СЛАЙД 16)

  • однообразная жизнь (работа – трактир);

  • люди живут приземлёнными заботами:

наработаться, выспаться, накормить семью;

  • после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери;

  • дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят её, насмехаются над ней


Жизнь мечтательной Ассоль: (СЛАЙД 18)

  • подаренная Эглем сказка;

  • жизнь Ассоль в ожидании чуда: «Ты как думаешь: придёт волшебниковый корабль за мной или нет?»



-Молодцы, ребята! Теперь мы с вами немного разобрались, что же в главе «Предсказание» было реального, а что относилось к мечте.



10. Проверочная работа

-Сейчас мы с вами выполним небольшую проверочную работу в виде теста.

1. Кем работал Лонгрен до смерти своей жены?

А) Военным

+ Б) Моряком

В) Летчиком

Г) Археологом


2. Зачем жена Лонгрена пошла к Меннерсу?

+ А) Занять денег

Б) Устроиться на работу

В) Заложить кольцо

Г) Продать драгоценности


3. От чего умерла Мери?

А) От брюшного тифа

Б) От туберкулёза

+ В) От воспаления лёгких

Г) От голода


4. Как Лонгрен стал зарабатывать себе на жизнь, перестав ходить в плаванья?

А) Работал в трактире

+ Б) Делал игрушки и продавал

В) Работал столяром

Г) Работал в поле


5. Какой поступок Лонгрена вызвал осуждение и враждебность жителей деревни по отношению к нему и Ассоль?

А) Он убил Меннерса

Б) Он украл обручальное кольцо Мери

В) Он начал много пить

+ Г) Он не спас Меннерса, когда мог


6. Как назывался город, в котором родилась Ассоль?

+ А) Каперна

Б) Флоренция

В) Пастилья

Г) Кастанеда


7. Что отвечал отец Ассоль на вопрос, почему остальные их не любят?

А) Они злые

Б) Они глупые

В) Они думают только о деньгах

+ Г) Они не умеют любить


8. Сколько было лет Ассоль, когда отец попросил ее отнести сделанные игрушки в город?

А) 5 лет

+ Б) 8 лет

В) 12 лет

Г) 15 лет


9. Кем был старый Эгль?

+ А) Собирателем легенд и сказок

Б) Писателем

В) Моряком

Г) Хозяином магазина


10. Что рассказал Эгль Ассоль?

А) Что отец Ассоль построит корабль с алыми парусами

+ Б) Что ее заберёт принц на корабле с алыми парусами

В) Что жители деревни полюбят Ассоль

Г) Что Ассоль станет грозой морей


-Теперь давайте поменяемся листочками с соседом, возьмем ручку с другими чернилами и проверим.

-Хорошо ли справились с заданием???

-Отлично!

-Теперь я хочу вам показать небольшой видео фрагмент всего фильма. А вы внимательно посмотрите и послушайте. (СЛАЙД 19 )

-Мы с вами заметили, что конец этого фильма счастливый. Захотелось ли вам изучить это произведение полностью?



(СЛАЙД 20 ) "Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Ребята, нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.



11. Рефлексия

-Вы заметили перед собой смайлики? Ваша задача при помощи смайликов высказать свое мнение:

- мне все понравилось и было интересно;

- что-то было не понятно и вызвало затруднения;

- я почти ничего не понял, мне было не интересно.

И нужный смайлик наклеить на понравившийся парус.



Давайте теперь попробуем сами себя оценить. Как вы думаете, на какую оценку вы работали…

12. Дз Прочитать вторую главу «Грей»

(СЛАЙД 21 )

Всем спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!