СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Грин "Алые паруса"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята! Надо верить в чудеса..... Урок литературы. А.Грин. "Алые паруса"

 

Просмотр содержимого документа
«А.Грин "Алые паруса"»

Урок-путешествие-игра по феерии Александра Грина «Алые паруса»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, выставка рисунков к феерии «Алые паруса».

Цели урока:

  1. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по изучению произведения Александра Грина «Алые паруса»

  2. Стимулировать у учащихся интерес к творчеству А. Грина.

  3. Формировать сплочённость классного коллектива

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Вступительная беседа.

Учитель: Сегодня на уроке я зажгла свечу в память об изумительном человеке – Александре Грине. Грин – человек тяжёлой, мучительной судьбы, создавший в своих рассказах заманчивый событиями, прекрасными человеческими чувствами и светлыми праздниками. Годы унижений и голода не смогли убить живую душу писателя, его стремление уйти в мир светлой мечты. На всю жизнь взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Настоящее признание пришло к нему, когда он уже был создателем целой воображаемой страны со своими городами, полями, кораблями, людьми, людьми, умеющими любить и мечтать, смело вступающими в борьбу со злом. Эта страна Грина получила название Гринландия.

Ученица:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С солёной, как море, бушующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

Учитель: Предлагаю вам совершить путешествие по придуманной писателем Гринландии. Вы готовы? Тогда начинаем нашу виртуальную экскурсию по Гринландии.

Учитель: Отправляемся в музей Александра Грина в Феодосию. (Слайд 3) Морской фасад музея украшает панно «Бригантина». Романтическое оформление музея помогает многочисленным посетителям лучше понять духовную жизнь его героев.

Карта – первое, с чем встречаешься, переступив порог гриновского музея. Гринландию не отыщешь ни на одной карте мира, и всё-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл книгу Грина. Грин сам придумал эти моря, острова, проливы. На страницах своих книг он выстроил города со странными экзотическими названиями, населил их сильными, мужественными людьми.

Трюм фрегата Море у Грина – это не только место действия его произведении, это образ – символ, который олицетворяет силу, мощь человеческого духа. Не случайно все любимые гриновские герои – это добрые и отважные капитаны

Прямо против входа – портрет Александра Грина. Грустно-тревожное лицо с глубокими, внимательными глазами. В этой комнате Грин как бы наедине со своими кораблями.

Рабочий кабинет Грина Сохранился в том виде, каким он был при жизни писателя. Именно здесь создавались его замечательные произведения. Чаще всего Грин писал зимой, преимущественно по утрам. Утро – его любимые рабочие часы.

Каюта гриновских странствий

В центре расположено панно, на котором изображён корабль, плывущий по океану навстречу солнцу, рядом – глобус, керосиновые лампы, портреты, книги.

Ростральная

Почти все посетители, входя в эту комнату, сразу обращают внимание на модель алопарусного корабля, рождающую в душе образы ослепимтельной гриновской феерии. Это произведение создавалось в суровое, переломное время. Революционные катаклизмы, распри Гражданской войны потрясали страну. У повести – сказочная основа. Но за внешней сказочностью содержится глубокая правда о силе добра.

«Алые паруса» - самая светлая и солнечная книга Александра Грина. Произведение победно прошло под алыми парусами все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей спустя почти сто лет после её создания. (1920). «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть по жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Видеоклип на песню «Ассоль»

  1. Основная часть урока. Игра сопровождается под слайд-шоу по феерии «Алые паруса».

Учитель: Сегодня у нас внеклассное мероприятие по феерии Александра Грина «Алые паруса» Предлагаю вам немного поиграть, а для этого необходимо разделиться на две команды. (класс делится на две команды) В игре будут принимать участие две команды. Придумайте, пожалуйста, название своим командам и напишите их на карточках. Помогать мне сегодня будут двое ребят из нашего класса. А теперь я приглашаю по одной девочке и мальчику из каждой команды для проверки домашнего задания. А домашнее задание у вас было подготовить выразительное чтение наизусть монолога Ассоль и Грея. (см. приложение 1) Это и будет ваш первый конкурс. Оценивать этот конкурс буду я, учитываются выразительность, артистичность, за этот конкурс вы можете получить 5 баллов.

(Ребята читают наизусть монологи)

Учитель: Следующий конкурс называется «Угадай героя». За правильный ответ команда получает 1 балл.

Ученик в костюме Лонгрена читает: Я - матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором прослужил десять лет и к которому привязан сильнее, чем иной сын к родной матери»

Учитель: Назовите героя из произведения «Алые паруса».

(1 команда отвечает)

Появляется ученик в костюме Эгля , учитель читает: «Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы, серая блуза, заправленная в синие брюки, трость и сумка. Глаза, серые как песок и блестящие как чистая сталь, взгляд смелый и сильный» Кто это?

(отвечают ребята из 2 команды)

Учитель: Следующий конкурс называется «Что это?». Вы должны угадать, что находится в чёрном ящике. За правильный ответ вы можете принести своей команде по 1 баллу.

Звучит мелодия из передачи «Что? Где? Когда? (вынос чёрного ящика)

Задание 1 команде: В чёрном ящике находится то, что было изображено на картине в библиотеке в доме Грея. (корабль)

Задание 3 команде: В чёрном ящике находится то, что подарил Грей Ассоль? (кольцо)

Учитель: Молодцы! Следующий конкурс «Вопрос героя»

Ученик, переодетый в костюм Эгля: Я – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Однажды я сидел в лесу у небольшого ручья, как вдруг ручей выплеснул прелестную яхту с алыми парусами, а вслед за ней появилась милая девочка Ассоль. Мой вопрос: Какую сказку-предсказание я рассказал Ассоль? (Однажды громада алых парусов блого корабля двинется прямо к Ассоль. Храбрый красивый принц будет стоять на этом корабле, он увезёт её с собой в страну, где много света и счастья).

Ученик, переодетый в костюм Лонгрена: Моя жена Мэри умерла от воспаления лёгких, поэтому надо было растить восьмимесячную дочь. Я занялся ремеслом, мастерил модели лодок, пароходов. После смерти жены стал замкнутым. Однажды мой поступок окончательно испортил отношения с жителями деревни. Что это за поступок? (Однажды лавочник Меннерс попал в шторм, он звал на помощь, но Лонгрен не сдвинулся с места, а только напомнил ему, как он оставил без помощи его жену)

Ученик, переодетый в костюм Эгля:Что мне, собирателю преданий и сказок, напоминало имя «Ассоль»? (Оно музыкально, как шум морской раковины)

Ученик, переодетый в костюм Лонгрена: Какая моя игрушка вызвала особый восторг у Ассоль? (Яхта с алыми парусами.. Алый цвет ярко горел в её руке, как будто она держала огонь)

Учитель: Следующее задание «Разгадай кроссворд» (см. приложение 2)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Во время выполнения задания может звучать видеоклип песни «Зурбаган» в исполнении Владимира Преснякова или звуки моря.

Учитель: Александр Грин устами Грея говорит, что чудеса можно делать своими руками. Любая мечта способна воплотиться в жизнь, если прилагать усилия для достижения цели. Пока человек живёт, он мечтает, так как рождён для счастья и свободы.

Подведение итогов игры. Вручение грамот.

Учитель: Время показало, что Грин – писатель, нужный нашему времени. Его творения вызывают желание жизни, смелости, красоты и любви. Всем своим творчеством писатель утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Попробуйте выполнить письменную работу, ответить на вопрос «А какое маленькое чудо я могу совершить?

Наш урок я хочу завершить песней «Ребята, надо верить в чудеса»











Приложение1

Монолог Ассоль:

«Жалостно и обидно смотреть. Я видела по его лицу, что он груб и сердит. Я с радостью убежала бы, но, честное слово, сил не было от стыда. И он стал говорить: «Мне, милая, это больше не выгодно. Теперь в моде заграничный товар, все лавки полны им, а эти изделия не берут». Так он сказал. Он говорил ещё много чего, но я всё перепутала и забыла. Должно быть, он сжалился надо мною, так как посоветовал сходить в «Детский Базар» и «Аладдинову Лампу».

Монолог Грея:

«Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».








Приложение 2Кроссворд

  1. Имя капитана Грея.

  2. Какой предмет стоял на столе в доме у Грея?

  3. Назовите цвет, который выбрал Грей, чтобы сшить паруса.

  4. На какой палец капитан Грей надел кольцо Ассоль?

  5. Слуга, друг маленького Грея

  6. Как звали маму Грея?

  7. Из какого материала делал Лонгрен игрушки на продажу?

  8. Кто полз по странице книги, когда Ассоль её читала?

  9. Как называется корабль Грея?

  10. Страна, созданная воображением писателя.










Приложение 3

В Ландсберг «Ребята, надо верить в чудеса»

Ребята, надо верить в чудеса.

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнутся паруса

И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,

И алый парус правда гордо реет

В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль.

В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть

И есть морскую соль, что нам досталась,

А без друзей на свете было б очень трудно жить

И серым стал бы даже алый парус.


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!