познавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.
практические – формировать умения культуры чтения, включающей в себя умение пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
развивающие – развивать критическое мышление, речь, обогащать словарный запас обучающихся;
воспитывающие – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброту.
1. Выполнить оценку героев.
2. Выявить черты рождественского рассказа.
Используемый медиа-ресурс: программа Microsoft Word. Microsoft PowerPoint.
На этом уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятия: лекция учителя, беседа, просмотр презентаций, практическая работа (анализ текста), сообщения учеников.
№п/п | Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Используемые ресурсы: ЭОР, презентация (номер слайда), тесты, раздаточный материал и т.д |
| Организационный (1 мин) | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Ребята, тема нашего урока: А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ | Взаимодействие с учителем | Слайд 1 |
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) | Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, чернят, благословят Я. Козловский - Ребята, а как вы думаете какая цель нашего урока? Цель урока – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским. (Щелкнуть на цель, когда озвучат) -Теперь составим план нашей работы. Что нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели? Вспомнить рассказ. Пересказать основные моменты по иллюстрациям. Проследить движение сюжета. Рассказать о докторе и его прототипе. Провести нравственную оценку героев. Выявить черты рождественского рассказа. (Учитель на доске пошагово размещает распечатки) -Ребята, сегодня на уроке вам будет необходимо самим оценить свою работу. Найдите на парте дорожку успеха. После выполнения каждого задания вы будете отмечать себя на этой дорожке. | Один ученик читает стихотворение Я. Козловского Ставят цель урока Называют шаги в работе. | Слайд 2,3 Распечатка этапов для доски. Дорожка успеха |
| Актуализация знаний (5 мин) | Молодцы! Теперь мы готовы к работе. И по плану нашей работы. Что мы будем сейчас делать? Блиц-опрос. -Какое впечатление произвел на вас рассказ А.И. Куприна? - Как вы думаете, какая мысль дорога в этом рассказе автору? - В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? - Какие слова в описании жилища помогают понять тяжелое положение семьи? Найдите в тексте. - Кто из героев вызывает большее сочувствие? Почему? -Как семья оказалась в такой бедственной ситуации? Как члены семьи выходят из положения, как они относятся друг к другу? - Расположите события рассказа в правильной последовательности. Поставьте номера 1-6 (Работа в парах)(2 мин) (Приложение 1) | Отвечают на вопросы. Работа с текстом (Чуткое, внимательное отношение одного человека к другому, своевременная помощь, милосердие.) («Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз, и хохотали...На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».) Работа с текстом произведения. Выполняют задание в парах. | Слайд 4. Раздаточный материал на парту |
| Первичное усвоение новых знаний. (4 мин) | -А кто же этот доктор Пирогов? -Что сделал доктор Пирогов для отечественной медицины? -А как вы думаете, жизнь Пирогова была образцом служения людям? -Почему умение служить людям всегда считалось высшей человеческой ценностью? - «Добрый талант...». Знакомство с писателем. Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя. (3 мин) | (сообщение о Пирогове) Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот , господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам. (большой вклад в хирургии) (да) | Слайд 5 Раздаточный материал приложение 2. |
| Первичная проверка понимания (6 мин) | Найдите в словаре значение слова «чудо». (на слайде) -Какое чудо совершил доктор? -Почему его поведение и поступки автор представляет «чудесными»? -Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Чудесный доктор»? - Напишем «Цифровой диктант» с последующей самопроверкой Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. 1. Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых. 2.Старшего из мальчиков зовут Гриша. 3.Семья Мерцаловых живёт в подземелье. 4. Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей. 5.Тяжело заболела мать мальчиков. 6.Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью. 7.В парке Мерцалов случайно встречает доктора. 8.Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию. 9.Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом. 10.После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему. | Работа со словарём Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе). «Цифровой диктант». Самопроверка | Слайды 6,7,8 |
| ФИЗМИНУТКА – (1 мин) | И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг. Здоровьесберегающая технология. | Приём погружения в текст. Абстрагирование. | слайд 10 |
| Первичное закрепление 5 мин | - Ребята, какова основная мысль рассказа? - У вас на столах есть таблица (приложение 3), в которой указаны основные признаки рождественского рассказа. Ваша задача в парах заполнить эту таблицу примерами событий из текста. Проверка по слайду. | (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком) Заполняют таблицу. | |
| Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин) | Зачитайте получившиеся ответы. (работа в группе) Приложение 3 Ответьте на вопрос: «Почему рассказ называют рождественским?» | Один представитель от группы зачитывает по ответу. (События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей). | Слайд 11 |
| Контрольно-регулировочный этап (2 мин) | - А теперь давайте сформулируем основные мысли урока с помощью высказываний русских писателей. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока? «Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него». (Л.Н. Толстой) «Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы». (Е.Л. Шварц) «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться». (И. Гете) «Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло». (А.С. Грин) | Выбирают высказывания и поясняют. | Слайд 12 |
| Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин) | Прием рефлексии «Пятерочка» Ребята, возьмите чистые листы на своих столах. Обведите контур своей ладони. В каждый из пальчиков запишите свое мнение по поводу урока. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения. А теперь зачитайте получившиеся рисунки. | Выполняют рефлексию | Слайд 13 |
| Домашнее задание (2 мин) | Напишите сочинение на одну из тем: Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”? Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”? В какие чудеса следует верить людям? Выполнить тест по ссылке | Записывают задание на дом. | Слайд 14,15 http://www.kazakova-op.ru/test1-50.html |
При мысли о Куприне хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому: к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».
Писатель верил, что жизнь может стать лучше, человечнее, и мечтал о том времени, когда все будут счастливы.
Многие его повести и рассказы автобиографичны, многие описывают случаи, свидетелями которых он был. К таким можно отнести и рассказ «Чудесный доктор».