А
лександр Иванович Куприн
«Гамбринус»
Дорогой друг! Ты познакомился с произведением А.И.Куприна «Гамбринус». Надеемся, рассказ тебе понравился. И конечно, немаловажную роль в этом сыграл главный герой, Сашка. Вот о нем сегодня мы и поведем разговор.
Ты, наверное, хорошо представил себе Сашку уже по первым главам. Что бы тебе хотелось сразу записать о нем?
_
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А
еще какие средства помогают читателю в раскрытии характера героя?
Основные элементы сюжета:
1)________________________________
_____________________________________
2)____________________________________
___________________________________
3)__________________________________
____________________________________
4)___________________________________
_____________________________________
Итак, поработаем с эпизодами.
Эпизод 1. Сашка в Гамбринусе.
Сравни два портрета Сашки: до появления публики и после. Что ты заметил? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А менялся ли характер музыки?
Для чего автор так подробно описывает игру героя на скрипке?______________________________
____________________________________________________________________________
Какое положение в Гамбринусе занимает Сашка?___________
______________________________________________
______________________________________________
Выпишите слова, раскрывающие чувства героя в этом эпизоде
______________________________________________
______________________________________________
________________________________________________________
Итак, мы пришли к выводу о том, что для Сашки Гамбринус ___________
_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________,
а для Гамбринуса Сашка ____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Эпизод 2.Посещение Гамбринуса профессором
из консерватории.
1.____________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________
Ну а теперь сделай выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпизод 3. Сашку призывают на войну
Каково отношение посетителей Гамбринуса к войне?__________________
_________________________________________________________
Какие внешние проявления Сашки показывают, что для него это тяжелая, неприятная обязанность?______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
А теперь сопоставьте чувства и поступки Сашки в эпизоде прощального выступления
Чувства Поступки
Автор использует здесь прием ______________________для того, чтобы_________________________________
_________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод: как Сашка относится к войне? ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Э

пизод 4. Какой эпизод, по-твоему, является кульминационным? Почему ты так думаешь?________________________________________________________________________________________
_____________________________________________
_______________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Какие исторические события упоминаются
в предыдущих
г
лавах?_________________________________________
Есть ли разница в отношении Сашки к русско-японской войне и
к русской революции? __________________________________________
3. Почему Сашка отказывается играть народный гимн для сыщиков?
________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4
. Какие причины заставляют Сашку оскорбить Мотьку Гундосого и затеять с ним драку? ______________________________________________
_
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как раскрывается в этой сцене герой?________________________________
____________________________________________________________
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпизод 5.______________________________________________
Почему в последнем эпизоде Сашка не вызывает у нас жалости?
______________________________________________
______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Будем подводить итоги?
Попробуй дать характеристику главному герою
(Если необходимо, вернись к записям, сделанным ранее)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какой художественный прием помогал нам в раскрытии образа Сашки? С какой целью он использовался автором на протяжении всего произведения?________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К
аких литературных героев ХIХ века напоминает Сашка?___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Попробуем сравнить: словосочетания, характеризующие героя ХIХ ( и м я )
подчеркни … ; а героя ХХ века ( Сашка) …. Общее подчеркни дважды.
Исключительный герой, отвергает деспотические законы общества, одинок,
стремиться помериться силами с непокорной стихией, с достойным соперником,
стремиться к свободе, не признает и не принимает ничьей помощи, находится в гуще людей и событий, стремится к далекому и недостижимому миру, открыто выражает свой протест против несправедливости.
Какие традиции используют писатели ХХ века в создании своих героев? А в чем проявилось их новаторство?
Итак, в ХХ веке как переосмысление героя-романтика в литературе появляется новый герой -