Тема урока
«Всем кошкам кошка» в рассказе А. И. Куприна «Ю-ю».
Цель урока:
осмысление значимости животных для нас в рассказе «Ю-ю».
Задачи урока:
- проанализировать содержание рассказа, понять тему, основную мысль, определить проблемы, поднятые автором, актуальность произведения;
- учиться наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую речь, выделять значимые части текста для анализа ;
- сформулировать свою точку зрения на произведение…
Александр Иванович Куприн, 1870 – 1938 г.
А. И. Куприн был большим любителем животных. Он всегда относился к ним с пониманием и уважением.
У него самого были кошки, собаки, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов. Писал он о собаках («Белый пудель»), о кошках («Ю-ю»), о лошадях («Изумруд»), о слонах («Слон», «Слоновая прогулка»).
- Рассказ «Ю-ю» (1927г.) очень интересен для анализа, т. к. не только талантливо и живо рисует нам обаятельный облик Ю-ю, но и даёт представление о творческой манере писателя, о его характере, об отношении Куприна к людям, животным – словом, к жизни, которую он любил всеми силами души.
Выбираем прилагательные и словосочетания, описывающие Ю-ю:
Темно-каштановая, с огненными пятнами, пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная, широкие штанишки,
пушистый комок, бархатные перчаточки, хвост как ламповый ёрш…
словарь
- Манишка - нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристегиваемый к мужской сорочке.
- ламповый ёрш – щётка для чистки
стёкол керосиновых ламп.
- Аршин – старинная русская мера
длины, равная 0,71 м.
МЕТАФОРЫ
- На груди пышная белая манишка
- Задние лапки в широких штанишках
- Хвост как ламповый ёрш
- Пушистый, горбатый в лопатках комок
- Две передние бархатные перчаточки
Проблемы:
- Живём рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем.
- А почему?
Что подчёркивает рассказчик в животных?
- Индивидуальность: у каждой – своя особенная душа, свои привычки, свой характер. Совсем как у людей!
Чему он учит Нику?
- Не верь тому, что тебе говорят дурного о животных.
- Не верь тому, что кажется на первый взгляд.
- Часто люди приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески.
- Люди весьма медленно и тяжело понимают животных, а животные – людей гораздо быстрее и тоньше.
Что сумели разглядеть в Ю-ю доктор и рассказчик во время болезни Коли?
- Серьёзно относился к кошке, глубоко проникает в её внутренний мир, в её неповторимую кошачью психологию, насмешливые замечания доктора его оскорбляют.
- Видит в гордой и преданной красавице Ю-ю с её «спокойным величием души» лишь «комического, курьёзного кота».
Рассказчик
Доктор
Вывод:
- Каждому, кто когда-либо вырастил животное, заботился о нём, любил его, знакомо чувство, что твой пёс или кот – часть тебя самого. Когда посторонний, равнодушный взгляд скользнёт по дорогому тебе существу, когда в нём заметят только что-то забавное, это так же неприятно, как поверхностное и ложное суждение о тебе самом.
Главная мысль:
- Ю-ю делами доказывает существование у неё чувств, мыслей, привязанностей.
- Не смей судить о том, чего тебе не дано понять!
- Мы не можем без них, а они без нас!
Рефлексия:
- После этого урока…
- Я понял, что…
- Я извлёк для себя уроки…
- Этот рассказ заставил меня задуматься…
Домашнее задание
- Напишите сочинение-миниатюру о своей собаке или кошке.