СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. И. Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

формировать исследовательские навыки учащихся;

развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание; воспитывать нравственное отношение к семье.

Просмотр содержимого документа
«А. И. Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье»

Урок № 45

от 28.02.

от 28.02.

от 28.02.

2018

Тема

А. И. Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

Цель урока:

познакомить с творчеством И. И. Куприна на примере рассказа «Куст сирени».

Задачи:

предметные:

определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

метапредметные:

формировать исследовательские навыки учащихся;

развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

личностные:

вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание; воспитывать нравственное отношение к семье.

Тип урока: урок-наблюдение.

Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя.

Технология: технология проблемного обучения, технология критического мышления, педагогического сотрудничества.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.

Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверка знания текста рассказа по ходу урока.

Наличие творческого задания.

Анализируют прочитанный текст.

Демонстрируют работы.

  1. Мотивация УУД

Чтение учителем стихотворения:

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали бы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любовь, тот все равно,
Что не жил...

Любовь, любовь – загадочное слово, 
Кто мог бы до конца его понять? 
Всегда во всем старо ты или ново, 
Томленье духа ты иль благодать?

- Какой темой объединены эти строчки?

- О чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

Работа с эпиграфом:

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Библия

- Как вы понимаете эти строки?

- Поделитесь впечатлением: когда прочли название рассказа Куприна, какие предположения о его сюжете появились?

- Совпали ли ваши ощущения?

-Какие ассоциации со словом «сирень»?

-Что сделает каждый второй, найдя пятилепестковый цветочек?



Внимательно слушают, вникают, настраиваются на работу.




(Темой любви).

Формулируют тему урока, цель.




Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, запись в тетрадь.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой

Знакомство с биографией писателя.

Просмотр видеоролика.

  1. Составление кластера на слово «Любовь».

  1. Вопросы для анализа рассказа:

  1. Каким Николай Алмазов возвращается домой?

  2. Как Вера поняла, что у мужа неприятности?

  3. Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

  4. Как Вера сопереживает мужу?

  5. В чём это выражается?

  6. Меняется ли поведение Алмазова под воздействием жены?

  7. Какой же выход находит Вера?

  8. Чем без промедления и почему жертвует женщина?

  9. Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

  10. Чем же заканчивается эта история?

  11. Как Вера отнеслась к успехам мужа?

  12. Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

  13. Почему читатель тоже с облегчением узнает о благополучном исходе дела?







Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Вопросы для работы с текстом рассказа.

1) Сравните поведение главных героев, их эмоции. Найдите в тексте речевые характеристики, нужные цитаты.

2) Как могут быть счастливыми такие разные по характеру люди? 3) Что же главное для счастья, по-вашему?

  1. Составление синквейна на слова «Счастье» и «Семья»

Например:

Счастье,

Трудное, желанное,

Приходит, ободряет, окрыляет.

Хочу заслужить право быть счастливым!

Свобода!

Трое работают у доски.

  1. Физминутка

Разминку проводит учащийся.

Разминка.

  1. Продолжение работы над темой

1) Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?

2) Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

3) Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Составление телеграммы.

Продумайте, каким мог быть текст телеграммы Николая Алмазова Жене Вере после встречи с профессором? О чем он захотел бы сообщить? поблагодарить? отчитаться?...

Работа в парах.

  1. Рефлексия, выставление отметок

  • Чем для вас интересен был урок?

  • Что больше всего понравилось?

  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з.

Стр.82-93; наизусть стихотворение «Россия».

Запись в дневник.

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе. Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы. Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка. После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст. Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст. Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначналюбовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!