СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И. Куприн "Тапер"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен с применением технологии модерации и предполагает групповую работу. В конце урока учащиеся оценивают работу группы по предложенным им критериям.

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн "Тапер"»

Открытый урок литературы на тему:

«Торжество таланта и трудолюбия в рассказе

А.И. Куприна «Тапёр»

Цели урока:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении торжества подготовленного талантом и трудолюбием чуда в жизни человека;

  • формировать исследовательские навыки учащихся, навыки выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы;

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа.



Оформление доски: портрет Куприна, клавиши фортепиано, фигурка человечка, шарики и тучки, кластер (открывается по ходу урока)

Оборудование: доска, учебник, проектор, презентация, запись рапсодии Ф.Листа.


Ход урока

Вступительное слово учителя, инициация

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.И. Куприна, великого русского писателя 19 века. Мы погружаемся в необычную атмосферу рассказа «Тапер». (Слайд 1)

- Вам предстоит определить тему нашего урока. Для этого обратимся к раздаточному материалу, который есть на ваших партах.


Задания:

Определите ключевое слово, повторяющееся в афоризмах, и предложите возможную тему урока.

  • Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим. (Василий Осипович Ключевский)

  • Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Людвиг ван Бетховен)

  • Кто рожден с талантом и ради этого таланта, — найдет в нем свое счастье. (Иоганн Вольфганг Гёте)

  • Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается. (Морис Мартен дю Гар)

  • Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек. (Абдуррахман Нуреддин ибн Ахмад Джами)

  • Если талант - это искра Божья, то нужно приложить ещё немало усилий, чтобы из неё возгорелся огонь творчества. (Бауржан Тойшибеков)

Учащиеся должны прочитать разложенные на партах на листах напечатанные афоризмы и по ключевым словам попытаться определить ТЕМУ УРОКА, которая записывается учащимися. (в теме пропущено слово «трудолюбие», к нему учащиеся должны подойти в ходе работы над содержанием рассказа). (Слайд 2)

Целеполагание

- А теперь исходя из темы сформулируйте цели урока. (Слайд 3)

Учащиеся определяют цели и задачи по словам-подсказкам:

Рассказать о …

Описать …

Объяснить …

Выявить…



Формирование ожиданий учеников

Учитель:

- Ребята, что вы ожидаете от этого урока? А чего опасаетесь? Какие трудности могут возникнуть у вас в процессе работы? (РАБОТА С ЧЕЛОВЕЧКОМ, ТУЧКАМИ, ШАРИКАМИ)

- И в конце урока мы с вами вернемся к нашему «человечку» и посмотрим, оправдались ли наши ожидания.


Интерактивная лекция



- Ребята, как вы понимаете слово талант? (Ответы детей)

- Как определяет ТАЛАНТ словарь Ожегова? (группа Лингвистов)
ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «талант»? (Составление кластера)
Талант – дар, умение, мастерство, божий дар, красота, творчество, одаренность, глубина, многогранность, успех, триумф, …

- О каком герое рассказа «Тапер» мы можем сказать: «Он талантливый человек»? (Юрий Азагаров )
(Слайд 4)

- Это произведение написано в жанре святочного (рождественского) рассказа. Само определение рассказа указывает на истоки жанра. Действие рассказа всегда происходит в святки, святые дни, святые вечера – двенадцать дней после Рождества до Крещения. Рождественский рассказ – самый светлый жанр в мировой литературе. Здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и с главным героем рассказа Юрием Азагаровым.


- Сегодня мы подробно поговорим об этом герое. Для этого нам предстоит поработать в группах.



Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)


Группа «Лингвисты» (Слайд 5, 6)


(работа с толковым словарем). Составление «Словарика эпохи».

В толковом словаре С.И.Ожегова найти значение слов: тапёр, шрёдеровское пианино, реальное училище, сумятица, хлебосольный, испокон века.

Расскажите об атмосфере, царившей в семье Рудневых.


Группа «Портретисты» (Слайд 8)


Пользуясь текстом произведения рассказать о внешности главного героя – Юрия Азагарова.

О чем говорят детали одежды тапера: подержанный мундирчик реального училища, башлык?

На какую деталь портрета обращает наше внимание автор?

Глаза, «слишком большие для такого худенького детского лица смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно».

Группа «Психологи»


Какое впечатление произвел на собравшихся мальчик-тапер?


Как меняется выражение лица тапера, интонация его голоса, когда он отвечает на вопросы Лидии? Почему это происходит?


Почему герой перечислил произведения, входящие в его репертуар, хотя заносчивая Лидия его об этом не просила?


Какая деталь говорит о мастерстве исполнителя еще до того, как он начал играть?



Прослушивание фрагмента указанной в тексте венгерской рапсодии Ф. Листа.(Слайд 9)


Группа «Музыканты»


Сообщение о венгерских рапсодиях Ф. Листа. Обращение к портрету композитора (Слайд 10)


Ференц Лист (1811—1886) — венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, общественный деятель.

Венгерские рапсодии Ференца Листа принадлежат к числу наиболее ярких оригинальных его художественных созданий.

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.


Учитель:

- Какое впечатление произвела на собравшихся игра музыканта?

- Как реагируют гости на появление незнакомца?


Сообщение об А.Г.Рубинштейне. Обращение к портрету композитора. (Сайд 11)

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (1829—1894) — композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог.

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), был третьим сыном в состоятельной еврейской семье.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность


Учитель:

- Прочитайте выразительное описания портрета А.Г.Рубинштейна от слов «...в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих» до слов «...заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную...».


- Какие детали нам помогают понять, что тапер — настоящий талант?

«Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ...»


Группа «Артисты» (Слайд 12)


- О чем могли говорить, «едучи в санях в морозную рождественскую ночь», великий маэстро и начинающий музыкант? Придумайте диалог и разыграйте его по ролям.


Группа «Аналитики» (Слайд 13)


Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Тапёр». Подготовьте краткий пересказ произведения.

Почему герой рассказа Чехова не стал таким музыкантом, как Юрий Азагаров?


Талант — присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыков и опыта. Очень часто одного таланта недостаточно, чтобы достигнуть высот мастерства. Нужны трудолюбие, терпение, везение, умение не опускать руки, когда, кажется, что жизнь не сложилась. Юрий Азагаров тверд, силен духом, талантлив, а герой Чехова предается отчаянию, поэтому вряд ли чего-нибудь сможет добиться в искусстве.



Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)


- Итак, ребята, что же еще необходимо человеку помимо наличия таланта, чтобы он добился успеха, осуществил свою мечту? Вернемся к теме урока и определим пропущенное слово… (трудолюбие) (Слайд 14)


(Слайд 15)

- Перед вами высказывания известных людей о труде и таланте. Прочитайте их.
«Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире» (М.Горький)
«Работа – это главное в жизни» (Э.Хемингуэй)
«Труд – отец счастья» (Франклин)
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата» (Ш.Руставели)
«Легким трудом счастья не добудешь» (К.Федин)


- Какая мысль объединяет все эти высказывания? (Нужно много трудиться, чтобы достичь желаемых результатов в жизни)

Давайте вернемся к кластеру, который мы составили в начале нашего урока. Какого слова не хватает рядом со словом талант?

В кластер добавляется пропущенное слово ТРУДОЛЮБИЕ.


- Определите основную идею рассказа. (Слайд 16)

Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей.

Куприн учит нас тому, что если веришь в себя и свой талант, искрен­не стараешься достичь совершенства, то и в твоей жизни обязательно произойдёт чудо.

Учитель:

- Ребята, главный герой рассказа почти ваш сверстник (он говорит о себе, что ему 14 лет, возможно, преувеличивая свой возраст). А что вам удалось сделать к своим 11 – 12 годам? Чем вы можете гордиться? (Учащиеся рассказывают о своих достижениях).


-Итак, ребята, мы подводим итог нашей работы. Давайте посмотрим, оправдались ли наши ожидания и сбылись ли опасения. (ЧЕЛОВЕЧЕК)

-А теперь оцените свою работу на уроке по тем критериям, которые вам предложены.




Состав группы

Выполненная работа

Участвует в обсуждении

Участвует в подготовке материала для выступления

Участвует в презентации работы группы

Итоговая оценка группе


















Эмоциональная разрядка


- Я хочу показать вам один видеосюжет. (выступление фигуристки Юлии Липницкой на олимпийских играх ). Узнали героиню?
- Ей всего 15 лет. А она уже олимпийская чемпионка. Благодаря таланту, настойчивости и трудолюбию она смогла осуществить свою мечту – стать олимпийской чемпионкой.

- Если вы согласны с позицией автора и тоже считаете, что человеку надо трудиться, чтобы развивать свой талант и стремиться к осуществлению своей мечты, то выберите любую цветную нотку и прикрепите ее к нашим клавишам.

(оформление доски)

Домашнее задание: написать мини-сочинение (10 – 15 предложений) на тему:
«Что нужно делать для того, чтобы развить свой талант?» (Слайд 17)
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!