Открытый урок по литературе в 6 классе
"Не бойтесь творить добрые дела..."
(По рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»)
Тип урока – урок систематизации знаний.
Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, используя задания творческого характера; на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать характер героя.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения;
применять умения подбирать материал, пользуясь текстом.
Метапредметные:
личностные: развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания;
познавательные: развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать нужную информацию, делать выводы;
регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия;
коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.
Добру человек у человека учится
Ч. Айтматов
Ход урока
Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) (Слайд № 1)
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что значит быть добрым? Что такое доброта?
У вас есть листочки, на которых в графе «до» запишите свой ответ.
Ученики:
1. Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.
2. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему-либо.
4. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель:
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?
Ученики:
- О доброте, о людях и их поступках.
Учитель:
- Действительно, тема нашего урока «Твори добро!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится» (Слайд № 2)
II. Формулирование целей урока (1 мин.) (Слайд № 3)
Учитель:
- Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор";
- разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения;
- дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблематику рассказа.
Но прежде чем мы начнём разговор о доброте, проверим, насколько внимательно вы его прочитали произведение.
Словарная работа. (2 мин.) (Слайд № 4)
Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III.Художественный анализ текста. (10 мин.)
Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Трагедия в их семье была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо.
2. Вопрос к классу:
Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).
С чего начинается рассказ? Давайте перенесемся в семью Мерцаловых, представим, как трудно им приходилось, какие чувства испытывали главные герои. (4 слайд, каморка, плач младенца)
Театральная постановка.
Какие чувства вызвала у вас эта сцена? Смогли ребята передать сложность ситуации? Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.
Как вы думаете, почему семья попала в беду?
Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.
“В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?
(Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).
“Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?
(Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).
(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).
Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?
(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).
Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).
(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
IV. Особенности изображения действительности. (12 мин)
Учитель:
- Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.
(Учитель читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины»). (Слайд № 8)
Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение: «деревья дремали».
Эпитет: «великое спокойствие».
Метафора: «глубокая тишина».
Учитель:
- Скажите, какая природа в рассказе?
Ученики:
- Царственная, спокойная, роскошная.
Учитель:
- А что говорится о семье Мерцаловых?
Ученики:
- Она ведёт нищенское существование. Все это, во-первых, служит противопоставлением.
Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение – уйти из жизни.
V. ФИЗМИНУТКА. (2 мин.)
Учитель:
- Мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.
Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
VI. Работа в парах. (3 мин.)
Учитель:
- Что было «чудесного» в поступках незнакомца? (Отвечают ученики).
- Запишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?
Выводы учащихся:
- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы.
Учитель:
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. (Слайд № 9)
V. Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (3 мин.) (Слайд № 10)
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
VI. Работа с текстом. (2 мин.)
Учитель:
- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?
Ученики:
- «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?
Учитель:
- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Выводы учащихся:
- В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. (Слайд № 11)
VII. Дискуссия.(6 мин.)
Учитель:
- Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду?
Ответы учеников.
Учитель:
- И название этому чуду - доброта, милосердие, сострадание. (Слайд № 12)
Объясните, а что такое в вашем представлении милосердие, сострадание, доброта?
Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Есть в нашем современном обществе такое чудо, как милосердие?
Ответы учащихся. (Слайд № 13)
Учитель:
- И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.
У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза прозрачная, искрящая, на солнце горит всеми цветами радуги. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, а мы по крупицам, по бусинкам будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками.
Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в этот сосуд по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки).
Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
VIII. Рефлексия урока. (3 мин.)
Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас?
Каких у нас людей больше добрых или злых? Докажите, приведя примеры из своей жизни.
Учитель:
- В начале урока мы поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте теперь ответим на этот вопрос.
Ученики:
- В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых. Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением обратит внимание на бедного.
Перед вами листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта?
Изменилось ли ваше мнение о доброте?
Ученики:
- Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.
IX. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд № 14)
Напишите сочинение-размышление (по выбору) или выберите смайлики на тему «Добро и доброта».
Темы сочинений
1. Почему деятельное сострадание - это чудо?
2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
Источники
Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. М.: 2016. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 288 с.
Наталия Егорова: Литература. Универсальные поурочные разработки. 6 класс. ФГОС. Вако, 2015 г.
Иллюстрации к книге «Наталия Егорова - Литература. Универсальные поурочные разработки. 6 класс. ФГОС»
https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-tvori-dobro-po-rasskazu-
https://diafilm.net/static/slide/4/3898/33.jpg?v=1512486220
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-tema-sluzheniya-lyudyam-v-rasskaze-ai-kuprina-chudesniy-doktor-klass-fgos-1701969.html