СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И.Введенский «Учёный Петя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.И.Введенский «Учёный Петя».»

Ф.И.О. студента: Чистякова Арина Алексеевна

Тема урока: А.И.Введенский «Учёный Петя».

Тип урока: Урок открытия нового знания

Класс:

Цель: Познакомить детей со стихотворением А.И.Введенского “Ученый Петя”.

Планируемые результаты:

Предметные

Познакомятся с стихотворением А.И.Введенского «Ученый Петя»;

Научатся делить текст на смысловые части, читать вдумчиво, замечать необычные обороты; речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные

Познавательные умения: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник.

Регулятивные умения: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные умения: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Личностные

Способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к изучению литературы, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним.







Этап урока

Образовательная цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Алексеевна и я проведу у вас сегодняшний урок литературного чтения. Прежде чем начать знакомство с новым произведением, предлагаю узнать, чему оно будет посвящено, а так же познакомиться с новым понятием.

Разгадайте ребус:

-Какой ответ у вас получился? (Ученый)


приветствуют учителя




разгадывают ребус



  1. Актуализация опорных знаний

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

-Как вы думаете, кто такие ученые? (предположения учащихся)

Учёный — специалист в какой-либо области, внёсший вклад в науку. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

-Можем ли мы подобрать слова-синонимы?

(образованный, грамотный, умный, мудрый, знающий, начитанный, компетентный, мудрец, просвещенный, человек науки, деятель науки, эрудированный, грамотей, мыслящий)

-Кто-нибудь из вас знает ученых? Вы самостоятельно или же с родителями устраивали эксперименты? Расскажите о своём опыте.

-Ребята, вы являетесь учёными практически каждый день - узнаёте каждый раз что-то новое, рассуждаете, делаете проекты и т.д

-А чтобы быть истинными учёным, каким должен быть человек? (целеустремленным, умным, усидчивым)

Отвечают на вопрос учителя


предполагают собственные варианты



Делятся собственным опытом



Рассуждают на тему ученых


  1. Этап выявления места и причины затруднения


Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Работа с портретами

-Как вы думаете, кто эти люди?

-Что их объединяет?

-А можно ли этих людей назвать учеными?

-Как вы думаете, в сегодняшнем произведении, которое мы изучим, автор расскажет нам про одного из этих людей?

-Сегодня мы познакомимся с новым поэтом. Откройте учебник на странице 97 и прочитайте его фамилию. (А.Введенский.)

-Знаете ли вы такого поэта? (нет)


Работают с портретами ученых

анализируют и делают выводы


Знакомятся с поэтом





  1. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

-Тогда какой мы можем сделать с вами вывод? (мы не знакомы с творчеством А.Введенского)

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (А.Введенский «Учёный Петька»)

- Откройте учебник на странице 97. Правильно ли мы определили тему урока?

-Когда вы узнали тему нашего урока, как вы думаете, какая будет его главная цель? (Познакомиться с писателем и его творчеством)

-Что бы ничего не забыть, предлагаю вам вместе со мной составить план нашего урока:

1. Познакомиться с биографией А.Введенского;

2. Познакомиться с произведением «Учёный Петька»

формулируют тему урока


ставят самостоятельно цель урока


составляют план



  1. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Александра Ивановича Введенского, который был очень дружен с уже известными вам поэтами: Хармсом и Владимировым, и тоже писал свои стихи для журналов “Чиж” и “Еж”. А. Введенский родился в 1904 году в семье Петроградского служащего. Он жил в Петербурге. Получил филологическое образование, что дало ему возможность писать произведения для детей. Александр Иванович прекрасно знал немецкий и французский языки. Это позволило ему стать одним из лучших пересказчиков сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Введенский – автор более 40 стихотворных и прозаических книг для детей дошкольного и школьного возраста. В своем творчестве Введенский опирался на русское народное творчество, его искусство выросло из всякого рода небылиц, докучных сказок, заклинаний.

Прежде чем начать читать стихотворение, нужно размяться.

Речевая разминка
Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик,
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы.
Дождик, дождик,
Где же ты? - Эту песенку написал Александр Введенский.

- Прочитайте название. Предположите о чём это стихотворение.
- Прослушайте.
-Понравилось ли стихотворение? 

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? 


Знакомятся с биографией поэта






Выполняют речевую разминку
















Отвечают на вопросы учителя

Слушают стихотворение в прочтении учителя

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

А зачем автор назвал стихотворение «Ученый Петя»?

- Соотнеси название с содержанием стихотворения. Что вызывает у тебя улыбку?

- Давайте представим себе, что о себе думал мальчик, за какие качества автор хотел посмеяться над ним?

- Как надо прочитать название стихотворения: С восхищением, с усмешкой, с грустью? Что подсказывает тебе правильный ответ?

- А как менялось отношение ребят к Петиным ответам, давайте проследим. (Сказали, удивились, засмеялись)

- Найди в тексте слова и выражения, которые очень похожи на небылицы. Прочитай их.

 Прочитайте, какой первый вопрос задавали дети.(Почему облетает зеленый лист?)

- Что ответил Петя?

- Так ли это, как вы считаете?

- Листья на деревьях опадают осенью потому, что с наступлением холодов корневые волоски не могут всасывать воду с растворенными в ней минеральными веществами. Так как растения испаряют воду с поверхности листьев, то растения могут погибнуть от засухи, если они вовремя не избавятся от листьев.Листочки, которые опадают, не содержат ничего полезного, питательного. Питательные вещества находятся осенью у растений в корне и стебле (сердцевине), а в листьях осенью содержится только то, что растениям не нужно. Растения от этого избавляются. Они сбрасывают листву, а с ней уходят из растения ядовитые вещества. Если на зиму останутся листья, а зима будет снежной, - ветки надломятся под тяжестью снега.

- Прочитайте второй и третий вопросы, которые задавали дети Пете.

- Попробуйте ответить сами, почему идет снег?

- Вся вода, находящаяся на Земле, постепенно испаряется с поверхности рек, озер, морей и океанов под действием солнечных лучей. Поэтому в воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.Водяной пар постепенно поднимается вверх и когда температура становится ниже нуля, онзамерзает. Так образуются снежинки. Маленькие кристаллы сначала очень малы и свободно летают в воздухе, соприкасаясь друг с другом исклеиваясь. Так они становятся тяжелее. И когда они набирают вес на столько что становятсятяжелее воздуха, снежинки начинают падать на землю. Это явление называется снегопадом.

- Кто такой зяблик? (Птичка)

- Почему зяблик не летит?

- Зяблик произошло от слова зябнуть - мёрзнуть. Зяблики прилетают ранней весной и улетают поздней осенью, когда все зябнут и мёрзнут. Достаточно вспомнить одну старую русскую примету, которая гласит, что поет зяблик к морозу. Эти маленькие перелетные птицы действительно прилетают с зимовки очень рано, когда весна только-только вступает в свои права и сразу же начинают петь свои песни. Причем конец трели зяблика часто обрывается резким росчерком, словно у певца вдруг внезапно перехватило горло, например, от холода. В народе говорили, что если поет зяблик, то и человеку еще предстоит зябнуть, жди весенних холодов.

- Прочитайте 4 и 5 вопросы, которые задают дети.

- Что ответил Петя?

- Как на самом деле происходит смена дня и ночи?

- Помимо вращения земли вокруг солнца земной шар вращается вокруг своей оси. Полный оборот вокруг своей оси происходит за 24 часа, которые называют сутками. При этом находясь на поверхности Земли, мы не ощущаем движения земного шара, а лишь можем наблюдать его, исходя из видимого перемещения солнца, звезд. Так летом световой день длится дольше ночи, а зимой наоборот, ночь длиннее дня.

- А как живут рыбы под водой? Действительно ли они живут в домиках?(Дети утверждают, что нет.)

- Оказывается, есть такая рыбка – трехиглая колюшка, которая строит домик (у рыб он называется гнездо). Заботу о потомстве берет на себя не только самка, но и самец. Он плавничком гоняет воздух – таким образом, обогащает воду кислородом. В момент опасности самец может спрятать икринки и мальков во рту.

- Где же можно найти ответы на интересующие вас вопросы? (В энциклопедиях)

- Какой вопрос в конце произведения ставит автор? (А не врет ли Петя?)

- Как бы вы на него ответили?

- Действительно ли Петя Ученый?

- Что же действительно нужно делать, чтобы стать ученым?

- К какому литературному жанру отнесём это произведение? Юмористическому

На сколько внимательно и плодотворно вы сегодня работали, проверим с помощью теста.


Анализируют стихотворение



отвечают на вопросы



читают стихотворение по частям

















  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

  1. А.И.Введенский писал свои стихи для журналов:

а «Чиж» и «Ёж»

б «Мурзилка»

  1. А.И.Введенский автор более

а 100 стихотворных и прозаических книг

б 40 стихотворных и прозаических книг

  1. Главными героями в стихотворении «Учёный Петя» являются:

а Петя и его семья

б Петя и ребята

  1. Автор действительно считает Петю учёным?

а да

б нет

  1. К какому жанру можно отнести это стихотворение

а лирическое стихотворение

б юмористическое стихотворение

Выполняют самостоятельную работу с проверкой по эталону


  1. Включение нового в систему знаний и повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Придумай самостоятельно похожую историю.

История похожая на стихотворение "Учёный Петя" для 2 класса в прозе

Миша любил похвастать своим умом и знаниями. Он всем говорил, что он самый умный и может ответить на любой вопрос.

Однажды дети во дворе решили проверить знания Миши. Они спросили его, почему рыбы плавают, а птицы летают.

Миша ответил, что рыбы плавают, а птицы летают, потому что их никто не учил ходить.

Тогда дети спросили его, почему Земля круглая.

Миша сказал, что Земля круглая, потому что катиться в космосе.

Дети спросили Мишу, почему днём мы не видим звёзд, а Миша сказал, что звёзды зажигают на ночь, а днём тушат.


Самостоятельно придумывают похожую историю, как в стихотворении

делятся результатами







  1. Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Какой урок следует извлечь из этого стихотворения?

-Над чем вы задумались после чтения этого стихотворения?

- На чьем месте вы бы не хотели оказаться?

-Оцените свою работу за урок. Кого вы бы хотели похвалить за работу на уроке?



Оценивают свою работу на уроке

делают выводы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя