Литературное чтение 2 класс
Тема урока: А. Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Два снежка»
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А. Барто и А. Яшина; формирование умения эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.
Задачи урока:
отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; формировать навыки сравнения и анализа;
развивать память, внимание, речь; развивать интерес к информации, которую несет текст;
воспитывать чуткость, доброту.
Корректировать внимание, воображение, мышление.
Тип урока: формирование навыков и умений.
Материальное обеспечение: портреты А. Барто, Л. Яшина, картины на тему «Зима», кормушка.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура.
Планируемые результаты
предметные: уметь определять содержание произведения по его названию или иллюстрации; читать стихотворение выразительно, передавая его настроение; чувствовать ритм стихотворения;
личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; проявлять нравственные качества характера (доброта, чуткость, внимание);
системно-деятелъностные: применять умение выражать свои чувства, мысли, уметь оценивать результаты собственной и коллективной деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.(по карточкам)
Кто автор произведения? ________________________________________________ Название произведения? __________________________________________________ К какому жанру относится? __________________________________________________ Почему автор так назвал произведение? (своё мнение) _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ |
Фаза вызова интереса.
Мне приснились морозы,
Мне приснилась зима —
Ледяные берёзы,
Голубые дома.
В белом облаке пара,
В мёрзлом звоне саней —
Лебединая пара
Белогривых коней.
Сруб колодца малинов.
А заглянешь в ведро —
От серебряных льдинок,
Как от рыбок пестро.
Анализ:
Герою стихотворения нравится зима или она вызывает у него грусть?
Почему вы так думаете?
Какие необыкновенные образы находит автор, чтобы показать красоту зимы? Какие цвета есть у зимы?
С чем сравнивает автор белогривых коней? Попробуйте представить себе белогривых коней такими, чтобы они походили на лебедей.
Какое еще сравнение есть в- стихотворении? (Серебряные льдинки в воде похожи на серебристых рыбок.)
Постановка задач урока.
Да, сегодня мы прочитаем стихотворения о зиме, узнаем о жизни и творчестве автора.
Работа по теме урока.

Александр Яковлевич Яшин (Попов)- 27 марта 1913г, 11 июля 1968г. Отца звали Яков, псевдоним от имени произошёл Яков, Яша-Яшин.
Поэт и прозаик, Александр Яковлевич Яшин (Попов) родился в 1913 году в деревне Блудново, в крестьянской семье. Яшин происходил из уважаемого рода Поповых. Дед будущего поэта Михаил Михайлович Попов открыл в Блуднове сельскую школу, которая находилась в его же доме. Бабушка – Авдотья Павловна была известной на всю округу сказительницей. Маленький Саша рос любознательным мальчиком, он любил бывать в доме деда, слушать бабушкины присказки и побаски.
Мальчик рано осиротел. Его отец- Яков Попов не вернулся с войны. В память об отце он возьмёт литературный псевдоним Яшин.
В 1927 году поступает в Никольский педагогический техникум.
Уже тогда он «заболел» поэзией, и твёрдо решил, что станет поэтом.
В 1934 году, в Архангельске выходит первая книжка стихов Александра Яшина- «Песни Северу».
В 1941 году Яшин уходит добровольцем на фронт. В дневнике он записывает:
К концу войны за его плечами были осаждённый Ленинград, морская пехота, Сталинград, бои на Черноморье.
За годы войны печати вышло 5 сборников стихов: «На Балтике было», «Красная горка», «Город гнева», «Клятва», « Земля богатырей».
Первичное чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Откройте учебник на странице 111 и прочитайте имя автора стихотворения.
Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь по названию, о чем может быть это стихотворение.
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Подтвердились ли ваши предположения.
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Выразительное чтение:
Работа в тетрадях:
Физкультминутка.
Продолжение работы по теме урока.
Рассказ учителя об А. Барто

У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал стихотворений А. Барто. Как вы считаете, почему?
Вспомните, какие стихотворения вы слышали в детском саду или дома от мамы, бабушки, когда вам было всего три или четыре года. ( Зайка, Капитан, Бычок, Самолет и др.)
Агния Львовна Барто (1906-1981) писала песенки, считалки, сатирические и лирические стихи, поэмы для детей. Большое внимание уделяла созданию положительных детских характеров, описанию хороших, полезных дел ребят, тонко высмеивала лень, хвастовство, зашайство, неуважение к труду и другие недостатки в поведении детей. Родилась Агния 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача. Начальное образование в биографии Агнии Барто было получено дома. Затем она поступила учиться в гимназию, а также посещала хореографическое училище. Примерно тогда же были написаны ее первые стихи.
Первичное чтение стихотворения «Два снежка».
Проверка восприятия.
Как вы думаете, это сказочное произведение? Почему?
О чем в нем рассказывается?
С каким настроением рассказывает автор о снежках? Найдите слова, с помощью которых автор выражает свое отношение.
(На доске записаны слова, которые ученики будут выбирать.)
С радостью
С грустью
С нежностью
С восхищением
С недоумением
Спокойно
Весело
Повторное чтение.
4. Работа по вопросам.
Скажите, это стихотворение - описание или повествование? Почему вы так думаете?
На какие две части можно разделить стихотворение? Назовите тему каждой части. Какой из снежков «хороший», а какой «плохой»?
Работа в тетрадях.
А) Я кидаю снежок.
Б) В меня кидают снежок.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Итак, из скольких частей состоит стихотворение А.Барто?
О чем рассказывается в 1 -й части? Что содержит 2-я часть стихотворения?
К чему призывает А. Яшин в своем стихотворении?
Какое произведение понравилось больше и почему?
Д/З:
Стихотворение наизусть. Дорисовать кормушку.
4