Тема. А. К. Толстой «Курган» как историческая баллада. Историческое прошлое в балладе. Авторская позиция.
Задача: познакомить учащихся с содержанием исторической баллады А. К. Толстого «Курган» , раскрыть авторскую позицию.
Метод: проблемно- поисковый.
Оборудование :портрет А.К. Толстого, издания баллад, репродукция картины «Курган», аудиозапись баллады «Курган»
Повторение: литературные жанры.
Теория литературы :историческая баллада, рефрен.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Опрос. Повторение изученного .
Карточки ( 5 учащимся)
Фронтальный опрос :
1 Какие литературные рода вы знаете?
2 В свою очередь, литературные рода состоят из жанров. Какие жанры относятся к эпосу, лирике, драме?
3 К какому жанру относится баллада?
4 Что такое баллада?
5Какие жанровые разновидности (типы) баллад вы знаете?
3 Объявление темы и задачи урока.
Тайна – черта баллады.
Выступление учащихся о творчестве А.К.Толстого.
1А.Толстой- известный поэт и драматург.Родился 24 августа 1817 года в Петербурге.
Воспитанием мальчика занималась мама, она приглашала для сына русских и иностранных гувернёров ( воспитателей).Читать Алёша научился очень рано,полюбил стихи и начал сочинять сам.
«С шестилетнего возраста я начал марать бумагу-настолько поразил моё воображение, некоторые произведения нашил лучших поэтов»,- вспоминал он, став взрослым.
2Ребята, вы ,наверное, читали сказку А. Погорельского «Чёрная курица» , в которой мальчик Алёша попал к подземным жителям.
Эту сказку писатель сочинил для своего племянника А.Толстого. Я хочу сказать, что в жизни сказочного героя много похожего на жизнь реально существовавшего мальчика.
3 А. Толстой в детстве жил у своего дяди, известного писателя А. Перовского, печатавшегося под псевдонимом А. Погорельский, жил на Украине. Толстой получил хорошее домашнее образование .У дяди он встречал много писателей .С 10 летнего возраста мальчика возили за границу. В поездках вёл дневники, где записывал свои впечатления, встречи и события.
4 Дядя - писатель поощрял поэтические опыты племянника. Он показал стихи юного Алексея своим знакомым поэтам –Александру Сергеевичу, Василию Андреевичу Жуковскому.
5 При посредстве В.А.Жуковского – А .Толстой был представлен восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру 2, и был в числе детей , приходивших к царевичу по воскресеньям для игр. Отношения , таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни А.Толстого.
6 Творчество писателя многожанрово . Наряду со стихами он писал фантастические повести, драматические произведения на темы русской истории, очерки , сатирические рассказы и стихотворения, поэмы. Баллады.
7Многие писатели печатали свои произведения под псевдонимами. Псевдоним был и у А.Толстого –Краснорогский (от названия имения Красный Рог)
Козьма Прутков – коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник» и «Искра» в 1850-60 годы печатались поэты А.К.Толстой, братья Жемчужниковы Александр, Владимир и Алексей
2 Cлово учителя о жанре баллада.
Баллада- особая форма народной песни, повествующая о каких-то событиях или рассказывающая историю жизни того или иного известного героя.
Баллады были главным образом распространены в средние века в Европе. Именно здесь они получили своё основное развитие. История, о которой повествуется в балладе, рассказывается всегда простым, ясным и понятным языком, зачастую с использованием диалогов основных действующих лиц. Некоторые баллады сопровождаются особыми танцами. Исполняться баллады могут как в музыкальном сопровождении одного или нескольких музыкальных инструментов, так и без них. Но ,несмотря ни на что, главным в этой народной песне остаётся смысл. Поэтому исполнители баллад всегда акцентируют голосом внимание слушателей на самых важных и интересных отрывках(немало прекрасных мелодий создано для музыкального сопровождения баллад).
3 Работа с текстом.
Когда восходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Воздух прозрачен, свеж, всюду хорошо видно. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. В непонятной дали ,если долго всматриваться в неё высятся и громоздятся туманные , причудливые образы. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь час- другой… Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит птица, и мало- помалу на память приходят сказки, рассказы, легенды, баллады и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою.
-Какое впечатление произвёл на вас данный текст?
-Какая картина вам представилась?
4 Работа по картине ,которую нарисовали художники школы искусств.
( образы, созданные поэтом, художники перенесли на бумагу)
5 Чтение произведения.
-Каков жанр баллады?
-Композиция произведения.
-Понятен ли язык произведения7
-Анализ баллады по строфам( ключевые слова, ИВС)
-Есть ли в балладе диалог? Для чего он?
-Каким стихотворным размером написана баллада?
- Почему ямб? (чтобы было легко и понятно)
-Есть ли в произведении слово или группа слов, строка или несколько строк, повторяющихся в стихотворении? (Знакомство с рефреном)
6 Первоначально баллада «Курган» была значительно длиннее: после слов «С кургана забытого прах…» было ещё несколько строк (чтение)
-Как вы думаете, почему в окончательном варианте автор отбросил эти строки?
-В одном из своих писем А.К.Толстой писал, что в его балладах «сквозит современностью». Как вы понимаете эти слова?
7 Работа с эпиграфом «Тайна – черта баллады»
-Где же в балладе тайна?
-Какие мысли рождает в поэте созерцание кургана в степи?
-Разгадана ли тайна баллады?
-Какой памятник прошлых лет встретили мы в балладе?
8 Урок хочу закончить стихотворением ростовской поэтессы Ирины Яворовской , в котором говорится о том, что земля наша богата, она дарит нам своё изобилие, красоту, и за это мы должны быть ей благодарны.
Поля, дождём умытые, холмы, зарёй облитые,
И шляпки одуванчиков, как солнца островки,
Дороги лента длинная, кресты церквей старинные,
Берёзки в сарафанчиках да ивы вдоль реки.
И в каждом дуновении печаль и откровение земли,
Людьми измученной, но светлой и святой.
Одна она – пророчица, и поклониться хочется
И ручейка излучине, и ласточке простой.
И попросить прощения за наше неумение
Беречь нерукотворную красу её всегда,
Молясь, чтоб не состарилась, чтоб снова озаряла нас,
И все невзгоды чёрные исчезли без следа.
9 Оценки за работу на уроке.
10 Домашнее задание: выучить отрывок из баллады наизусть.