Автор Крылкова Светлана Владимировна
Урок- проект
« Что значит быть счастливым?» ( По рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)
Вид проекта: межпредметный, исследовательский, долгосрочный, групповой.
Форма проведения: урок литературы в 8-м классе. Приложение к уроку – презентация.
Постановка проблемы
Все мы не раз задумывались: “Как же заинтересовать учеников, чем привлечь внимание каждого?” Трудно поспорить с тем, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, в том числе и нетрадиционных уроков, помогут решить поставленные задачи.
Практическая направленность проекта состоит в том, что знания, полученные при его выполнении, можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, на классных часах.
Реализация проекта:
проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников;
составляется план проекта, оформляется материал по презентации;
на завершающем этапе проводится рефлексия, обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.
Цели проекта:
воспитание чувства ответственности за свое счастье и счастье ближних;
учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;
привитие исследовательских навыков при подготовке материала.
на основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна выяснить, счастливы ли герои рассказа и в чем заключается счастье
Предварительное домашнее задание (распределить по группам):
1 группа: “ Счастлива ли Вера Алмазова?”.
2 группа: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.
Содержание проекта
Вступление.
Обсуждение эпиграфа
Выступление 1 группы
Выступление 2 группы
Сохранение семейных ценностей в жизни людей
Подведение итогов.
Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.
Комментарии по выступлению, вопросы |
1 группа | 2 группа | Я (моя позиция) |
| | |
Оценка за выступления | Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал (а)? |
| | |
Структура урока
Презентация
Урок может начаться с беседы.
Учитель.
Счастье - это объемное слово. Почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.
Как вы относитесь к высказыванию А.С.Макаренко: “ «Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть»? (Слайд №2)
2. Эпиграф урока: (Слайд № 3)
« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон)
Учитель: Предлагаю вам ещё раз внимательно прочитать слова Платона. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важными значимым, заставляет задуматься?
А сейчас мы рассмотрим, в чем заключается счастье для героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»
3. Выступление 1 группы: “ Счастлива ли Вера Алмазова?”.
(Слайд №4 )
4. Выступление 2 группы: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.
(Слайд №5)
5. Э. Асадов «Счастье». (Слайд №6) Беседа о смысле стихотворения. Сохранение семейных ценностей в жизни людей
Учитель.
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека
- А по-вашему, что же такое счастье? (Выслушиваются высказывания учащихся о счастье)
- В чем, по-вашему, заключается счастье Алмазовых?
- Согласны ли вы с высказыванием « Семейное счастье – это повседневный труд обоих супругов?»
-Чему научил нас этот рассказ?
6. Итоги урока.
Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.
В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на тему: « Что значит быть счастливым?».
Ф. Ницше
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/16/s_58a5dbd29b8d3/s563795_5_1.png)
Счастье - это когда тебя понимают,
большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты. Конфуций
Как, оказывается, мало надо, чтобы быть по-настоящему счастливым. Не правда ли?
Я согласна с афоризмом: счастье - не лучший друг, оно приходит, когда тебе хорошо, и уходит, когда плохо! Действительно, счастье человека складывается из тех мгновений, когда человеку хорошо и когда он испытывает истинное удовлетворение, миг проходит и несчастье тут как тут!
`...не желай богатства и любви, желай счастья, и ты найдёшь то, что сделает тебя счастливым`!
Какое счастье, что у нас есть Кто-то,
Кому ты нужен, нужен ты любой!
Кто проявляет к нам свою заботу,
На чьем плече находим мы покой.
Кто выслушает нас и не осудит,
Кто руку верную в нужде подаст,
Кто злость в душе бушующей остудит
И никогда, в несчастье не предаст.
Как хорошо, что этот Кто-то рядом,
Когда нет сил на свете больше жить.
Он все поймет и теплым, добрым взглядом
Подскажет, что же делать, как же быть.
Еще, тот Кто-то просто пожалеет,
И посочувствует твоей судьбе
И нежно на груди своей пригреет,
Не думая, при этом, о себе.
Ах, как же нужен этот просто Кто-то-
Соломинка на жизненном пути.
Спасенье наших душ его забота,
Но очень сложно нам его найти
Dорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/16/s_58a5dbd29b8d3/s563795_5_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/16/s_58a5dbd29b8d3/s563795_5_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/16/s_58a5dbd29b8d3/s563795_5_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/16/s_58a5dbd29b8d3/s563795_5_5.jpeg)