СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Куприн "Куст сирени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект, подготовка к сочинению.

Рассуждение на тему "Что такое счастье?"

 

Просмотр содержимого документа
«Тест Да или Нет»

Тест «Да или нет»


  • 1.Николай был смелый, решительный человек.

  • 2.Он поступал в Московский государственный университет.

  • 3. Алмазовы были небогаты.

  • 4.Они заложили все свои драгоценности.

  • 5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.






Тест «Да или нет»


  • 1.Николай был смелый, решительный человек.

  • 2.Он поступал в Московский государственный университет.

  • 3. Алмазовы были небогаты.

  • 4.Они заложили все свои драгоценности.

  • 5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.








Тест «Да или нет»


  • 1.Николай был смелый, решительный человек.

  • 2.Он поступал в Московский государственный университет.

  • 3. Алмазовы были небогаты.

  • 4.Они заложили все свои драгоценности.

  • 5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.



Просмотр содержимого документа
«Тест №2»

Тест

  • 1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Галя

б. Софья

в. Вера

  • 2. Какой характер был у героини?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

  • 3. Какие кусты посадили они?

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

  • 4. Какая фамилия у героини рассказа?

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

  • 5. Какие чувства героиня испытывает к своему мужу?

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение






Тест

  • 1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Галя

б. Софья

в. Вера

  • 2. Какой характер был у героини?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

  • 3. Какие кусты посадили они?

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

  • 4. Какая фамилия у героини рассказа?

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

  • 5. Какие чувства героиня испытывает к своему мужу?

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение


Просмотр содержимого документа
«Урок»


Автор Крылкова Светлана Владимировна

Урок- проект

« Что значит быть счастливым?» ( По рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)


Вид проекта: межпредметный, исследовательский, долгосрочный, групповой.

Форма проведения: урок литературы в 8-м классе. Приложение к уроку – презентация.

Постановка проблемы

Все мы не раз задумывались: “Как же заинтересовать учеников, чем привлечь внимание каждого?” Трудно поспорить с тем, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, в том числе и нетрадиционных уроков, помогут решить поставленные задачи.

Практическая направленность проекта состоит в том, что знания, полученные при его выполнении, можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, на классных часах.

Реализация проекта:

  1. проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников;

  2. составляется план проекта, оформляется материал по презентации;

  3. на завершающем этапе проводится рефлексия, обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Цели проекта:

  • воспитание чувства ответственности за свое счастье и счастье ближних;

  • учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;

  • привитие исследовательских навыков при подготовке материала.

  • на основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна выяснить, счастливы ли герои рассказа и в чем заключается счастье





Предварительное домашнее задание (распределить по группам):

1 группа: “ Счастлива ли Вера Алмазова?”.

2 группа: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.

Содержание проекта

    1. Вступление.

    2. Обсуждение эпиграфа

    3. Выступление 1 группы

    4. Выступление 2 группы

    5. Сохранение семейных ценностей в жизни людей

    6. Подведение итогов.



Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.

Комментарии по выступлению, вопросы


1 группа

2 группа


Я

(моя позиция)

 

 

 

 

 

Оценка за выступления

Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал (а)?

 

 

 

 

 

 

Структура урока

Презентация

      1. Урок может начаться с беседы.

Учитель.

Счастье - это объемное слово. Почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.

Как вы относитесь к высказыванию А.С.Макаренко: “ «Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть»? (Слайд №2)

2. Эпиграф урока: (Слайд № 3)

« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон)



Учитель: Предлагаю вам ещё раз внимательно прочитать слова Платона. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важными значимым, заставляет задуматься?

А сейчас мы рассмотрим, в чем заключается счастье для героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

3. Выступление 1 группы: “ Счастлива ли Вера Алмазова?”.

(Слайд №4 )

4. Выступление 2 группы: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.

(Слайд №5)



5. Э. Асадов «Счастье». (Слайд №6) Беседа о смысле стихотворения. Сохранение семейных ценностей в жизни людей





Учитель.

Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».

Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания. 

По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться. 

Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета! 

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека



- А по-вашему, что же такое счастье? (Выслушиваются высказывания учащихся о счастье)

- В чем, по-вашему, заключается счастье Алмазовых?

- Согласны ли вы с высказыванием « Семейное счастье – это повседневный труд обоих супругов?»

-Чему научил нас этот рассказ?



6. Итоги урока.

Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.

В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на тему: « Что значит быть счастливым?».







































  • Хороший брак покоится на таланте и дружбе.

Ф. Ницше



Счастье - это ...

Счастье - это когда тебя  понимают,

большое счастье - это когда тебя  любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.      Конфуций


Как, оказывается, мало надо, чтобы   быть по-настоящему счастливым. Не правда ли?

   

Я согласна с афоризмом: счастье - не лучший друг, оно приходит, когда тебе хорошо, и уходит, когда плохо! Действительно, счастье человека складывается из тех мгновений, когда человеку хорошо и когда он испытывает истинное удовлетворение, миг проходит и несчастье тут как тут!
`...не желай богатства и любви, желай счастья, и ты найдёшь то, что сделает тебя счастливым`!

Какое счастье, что у нас есть Кто-то,
Кому ты нужен, нужен ты любой!
Кто проявляет к нам свою заботу,
На чьем плече находим мы покой.
Кто выслушает нас и не осудит,
Кто руку верную в нужде подаст,
Кто злость в душе бушующей остудит
И никогда, в несчастье не предаст.
Как хорошо, что этот Кто-то рядом,
Когда нет сил на свете больше жить.
Он все поймет и теплым, добрым взглядом
Подскажет, что же делать, как же быть.
Еще, тот Кто-то просто пожалеет,
И посочувствует твоей судьбе
И нежно на груди своей пригреет,
Не думая, при этом, о себе.
Ах, как же нужен этот просто Кто-то-
Соломинка на жизненном пути.
Спасенье наших душ его забота,
Но очень сложно нам его найти
Dорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек! 






Просмотр содержимого презентации
«Урок - проект»

Урок - проект

Урок - проект

«Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть»
  • «Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть»
« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
  • « Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
Счастлива ли Вера Алмазова?

Счастлива ли Вера Алмазова?

Счастлив ли Николай Алмазов?

Счастлив ли Николай Алмазов?

Что же такое счастье?  Одни говорят: «Это страсти:  Карты, вино, увлечения –  Все острые ощущения». Другие верят, что счастье –  В окладе большом и власти,  В глазах секретарш плененных  И трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье –  Это большое участье:  Забота, тепло, внимание  И общность переживания.  По мненью четвертых, это –  С милой сидеть до рассвета,  Однажды в любви признаться  И больше не расставаться.  Еще есть такое мнение,  Что счастье – это горение:  Поиск, мечта, работа  И дерзкие крылья взлета!  А счастье, по-моему, просто  Бывает разного роста:  От кочки и до Казбека,  В зависимости от человека
  • Что же такое счастье? Одни говорят: «Это страсти: Карты, вино, увлечения – Все острые ощущения».
  • Другие верят, что счастье – В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных.
  • Третьи считают, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, внимание И общность переживания. 
  • По мненью четвертых, это – С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться. 
  • Еще есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета! 
  • А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека

Просмотр содержимого презентации
«Вера Алмазова»

Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»

Цель

Цель

  • На основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна
  • выяснить, счастлива ли героиня рассказа?
Мы должны научиться на уроке:

Мы должны научиться на уроке:

  • видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом
  • показывать психологическую точность имени
  • понимать замысел создания образа героини
Это нам поможет:

Это нам поможет:

  • Подготовиться к написанию домашнего сочинения на тему:« Что значит быть счастливым?».
Счастлива ли Вера Алмазова?

Счастлива ли Вера Алмазова?

Что такое счастье?

Что такое счастье?

  • Счастье  — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения
Вера Николаевна Алмазова

Вера Николаевна Алмазова

  • Героиня рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» молодая женщина, Вера Алмазова, жена офицера, учащегося в Академии генерального штаба.  Они небогаты, и Вере приходится прикладывать все усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. «Она отказывала себе во всем необходимом» , создавая нужный для напряженно работающего мужа комфорт. Она должна всячески поддерживать мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Не будь ее, он «махнул бы на все рукою» , не находя в себе достаточно энергии. 
Значение имени Вера

Значение имени Вера

  • Это русское имя, оно имеет то же значение, что и слово `вера`.
  • Вера в детстве уравновешенная девочка, с логическим складом ума. Любит самые разные безделушки, и все ненужные в доме вещички, в конце концов, оказываются среди ее игрушек. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится. Учится прилежно, охотно ухаживает за младшим братиком или сестренкой. Близких подруг у Веры немного.
  • Вера имеет хорошо организованный практический ум. Она способна трезво оценивать обстановку и проявляет сообразительность в конкретных делах. У Веры есть музыкальные способности. Она способна научиться хорошо играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Значение фамилии Алмазова

Значение фамилии Алмазова

  • Фамилия Алмазов происходит от слова «алмаз», которое было заимствовано у тюркоязычных народов и кроме значения «драгоценный камень», также имело смысл «закаленная сталь». Имя Алмаз (Алмас), которое можно перевести как «не тронет, не возьмет» - было чрезвычайно распространено и популярно в татарской ономастике. В качестве русской фамилии Алмазов встречается начиная с XV в
Как Вера встречает трудности?

Как Вера встречает трудности?

  • Вера разделяла с ним все его проблемы и «приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом» . Она была для мужа «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой» . Ее муж легко падает духом, раздражается, выплескивает на Веру все свои обиды. Но она находит в себе терпение не обижаться, а утешать его и находить выход из положения. 
Как она помогла мужу?

Как она помогла мужу?

  • Она предлагает необычное решение – посадить кусты сирени в том месте, где на плане муж пролил чернила. Вера спорит с мужем и добивается своего. Верочка с легкостью решает рас­статься со своими драгоценностями, ясно, что спокойствие мужа для неё важнее всего. Николай принимает заботу жены, он тоже любит её, просто по-другому.
Почему сирень всегда будет её любимым цветком?

Почему сирень всегда будет её любимым цветком?

  • Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. … «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ? … Автор уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдает свои драгоценности
Счастлива ли Вера Алмазова?

Счастлива ли Вера Алмазова?

  • Муж Веры действительно любит её, но он слабый человек, легко поддающийся отчаянию. Вере приходится нести двойную ношу ответственности за семью, искать пути преодоления трудностей, постоянно поддерживать бодрость в любимом человеке. Ей трудно, но она счастлива, и ее трудное счастье заслуживает уважения, потому что она его выстрадала
Тест 1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?  а. Галя  б. Софья  в. Вера

Тест

  • 1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Галя

б. Софья

в. Вера

2. Какой характер был у героини?
  • 2. Какой характер был у героини?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

3. Какие кусты посадили они?
  • 3. Какие кусты посадили они?

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

4. Какая фамилия у героини рассказа?
  • 4. Какая фамилия у героини рассказа?

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

5. Какие чувства героиня испытывает к своему мужу?
  • 5. Какие чувства героиня испытывает к своему мужу?

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение

Ответы

Ответы

  • 1. в
  • 2. б
  • 3. в
  • 4. б
  • 5. а

Просмотр содержимого презентации
«Николай Алмазов)»

А.и куприн  «Куст сирени» Счастлив ли Николай Алмазов? .

А.и куприн «Куст сирени»

Счастлив ли Николай Алмазов? .

Что такое счастье?

Что такое счастье?

  • Счастье- чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.(по словарю С.Ожегова)
  • Счастливый- полный счастья, такой, которому благоприятствует удача, успех.
Значение имени Николай

Значение имени Николай

  • Значение и происхождение:   победитель народов (греч.).  Энергетика  и  Карма:   энергия имени  Николай  обладает удивительной подвижностью, в ней странным образом общительность порою сочетается с безапелляционностью, веселость — со строгостью, легкость — с достаточной жесткостью и напряженностью. Все это часто приводит к тому, что характер Николая как будто целиком создан из противоречий, до того трудно бывает его понять. С другой стороны, это может найти свое отражение в его разносторонности и широте взглядов. Почти наверняка в общении с ним будет трудно отыскать какую-либо область, в которой он бы не имел своего собственного мнения. Впрочем, не надо представлять Колю этаким всезнайкой, просто это свойство любого быстрого ума, починяющегося более интуиции, чем логике. Кстати говоря, это утверждение легко проверить — достаточно выяснить, какую игру он предпочитает — «медленные» шахматы или «быстрые» шашки? Скорее всего, он выберет второе.
Характеристика Николая

Характеристика Николая

  • Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Это очень тяжело, там сложные экзамены, из – за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Необходимо оправдаться перед профессором, но как? Николай считает, что всё пропало. Он совершенно убит этой неудачей, резко отвечает жене. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать». Его страшит предстоящий позор: «Через месяц опять в полк, да ещё с позором, с треском».
Как Николай встречает трудности.

Как Николай встречает трудности.

  • «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и почти раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…»
Неприятная ситуация

Неприятная ситуация

  • У Веры более сильный и решительный характер, она помогла мужу поступить в Академию. Алмазовы небогаты, и Вера «отказывала себе во всём необходимом», чтобы жизнь Николая была комфортной, потому что он напряженно работал. Она страдает за него и быстро готова действовать, чтобы вызволить мужа из неприятной ситуации (муж пролил чернила на чертёж местности, потому что долго засиделся над работой). Вера придумывает посадить кусты сирени и оправдать появившееся на плане местности пятно.
Неожиданный выход

Неожиданный выход

  • Собрав последние ценности семьи, она закладывает их в ломбарде, а на эти деньги покупает у садовника кусты сирени. Ночью они нанимают работников, чтобы те посадили кусты.
Долгожданная радость

Долгожданная радость

  • Победу мужа Вера принимает как собственную. Заставляет мужа рассказывать во всех подробностях об истории с кустами. Она поняла, что муж поступил в Академию генерального штаба.
Торжество любви «Алмазов был весь в пыли, но лицо его сияло торжеством одержанной победы». Они шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь».

Торжество любви

«Алмазов был весь в пыли, но лицо его сияло торжеством одержанной победы». Они шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь».

Меняется ли алмазов под влиянием жены?

Меняется ли алмазов под влиянием жены?

  • Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону. Он даже профессора Академии сначала ненавидел, называл его «Немец», «Педант», а после истории с сиренью стал говорить «Умница такой», «Знания – просто чудовищные».
Счастье николая алмазова

Счастье николая алмазова

  • Сила любви помогла Вере сделать для мужа всё, чтобы преодолеть невзгоды. Для него большое счастье, что такой верный и преданный человек, как Вера, есть в его жизни.
Смысл названия рассказа

Смысл названия рассказа

  • Рассказ назван так, потому что благодаря кусту сирени, находчивости Веры, Николай поступил в Академию генерального штаба. Он понял, что их жизнь зависит не от «Немца», «Педанта», а от них самих. Люди-сами творцы своего счастья.
Тест «Да или нет»

Тест «Да или нет»

  • 1.Николай был смелый, решительный человек.
  • 2.Он поступал в Московский государственный университет.
  • 3. Алмазовы были небогаты.
  • 4.Они заложили все свои драгоценности.
  • 5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.
Правильные ответы

Правильные ответы

  • 1.Нет
  • 2.Нет
  • 3.Да
  • 4.Да
  • 5.Да


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!