Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить правильной постановке дыхания перед чтением; осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, грамзапись «Голоса птиц», таблица на постановку дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А.Куприна, выставка книг, иллюстрации птиц.
Ход урока.
I Орг.момент урока.
IIЭмоциональный настрой.
- Посмотрите на доску и выберете один конверт, который вам больше всего понравился.
- Сегодня мы продолжаем работать над большим разделом «Весна, весна красна…»
- Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает)
- Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки)
- А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран)
- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки…)
А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу? (Чтобы читатели насладились ее красотой; чтобы люди берегли природу; чтобы мы любили свою Родину).
Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.
На какие группы мы можем разделить портреты этих известных людей. (поэты: А.Фет, А.Пушкин, С.Есенин, Ф.Тютчев и писатели А.Куприн, Н.Сладков).
Сегодня мы познакомимся с произведениями этих двух замечательных писателей.
- Как вы думаете, что общего между ними?
- И А.Куприн, и Н.Сладков безумно любили природу, животных и воспевали их в своих произведениях)
- Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.
- Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством.
- На каком-то своем особом языке разговаривали они с птицами и животными.
- Этих писателей всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.
Эпиграф: «У животных много своей, непонятной людям мудрости» А. И.Куприн
- Как вы думаете, в чем заключена мудрость животных?