Алексей Максимович Горький (Пешков) (1868-1936).
Автобиографическая трилогия «Детство» (1913 ), «В людях» (1916),
«Мои университеты» (1923),(опубликована в газете «Русское слово»).
Трилогия-это три самостоятельных произведения, объединенных в одно целое общей идеей, сюжетом, главными героями.
Автобиографическая повесть- писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий.
Повесть написана от 1 лица, авторское «я» - это Алёша Пешков, он и автор, и повествователь. Это художественное произведение. Задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» того социального слоя, к которому он принадлежал, а не только семьи деда Каширина. Поэтому он придумал эпизод, который подчеркивал деспотизм деда, характерный для многих отцов этого класса.
Краткий сюжет: тяжелая трагедия постигла семью Алеши: умер от холеры отец, не стало новорожденного брата Максима. Алеша с матерью переезжают в Нижний Новгород в дом деда Василия Каширина.
Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
Глава №1.
Какой видит Алеша бабушку Акулину Ивановну? | Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло и радость «светилась изнутри..» Речь- говорила. словно воспевая слова, похожие на цветы. Глаза-темные, как вишни, вспыхивали приятным светом. Лицо- множество морщин, темная кожа щек. Нос- рыхлый, с раздутыми ноздрями, красный на конце. Сутула, горбатая, полная, двигалась легко и ловко, точно большая кошка, ласковый зверь(сравнение). |
Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? | «до нее, как будто спая я….силой для трудной жизни») |
О чем говорят ее восклицания: «как хорошо-то!» | Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу. |
Зачитать строчки о знакомстве с дедом. Почему не понравился дед? | Смотри текст. Разговор с матерью, с Алешей «выдернул» из толпы, «…отодвинул…»… |
Вывод: Бабушка везет свою овдовевшую дочь и внука домой, они плывут на пароходе, это тема дороги. Для Алешиной мамы эта дорога –путь назад, в тяжелое прошлое. Она отчуждена от всех, погружена в свое горе. Для бабушки- возможность забыть о том, что ждет ее дома. Пусть хоть на короткое время, но она счастлива. Для Алеши путь по Волге-прекрасное мгновение жизни, путь к новой, незнакомой жизни, дорога надежды. Алеша, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной. |
Ответить на вопросы по тексту (письменно).
1.Как звали бабушку Алеши? | |
2.Сколько ей лет? | |
3.Она нюхала | |
4.Какие диковинные истории она рассказывала внуку? | |
5.Найдите описание матери Алеши | |
6.Знакомство с дедом. Его описание. | |
7.Описание дома деда. | |
8. двора | |
Глава №2.
1. Странность жизни в доме деда Каширина.
2.История с наперстком.
3.Порка детей.
4.Воспоминания деда о своей жизни.
Причина вражды между дядьями. | Братья Михаил и Яков требовали у отца раздела имущества, а возвращение сестры-усилило желание братьев разделиться. |
Сцена драки между братьями вызвала у Алеши изумление. | Мальчик рос в семье, где царили уважение и любовь. |
Наказание Алеши. | Окрасил белую праздничную скатерть в синий цвет. после несправедливого наказания мальчик повзрослел. обострилось его восприятие мира, он стал лучше относиться к деду, присматриваться к людям. |
Рассказ деда о бурлацкой жизни заставил Алешу по- другому взглянуть на него. |
Вывод: Алеша знакомится с родственниками, среди которых ему предстоит жить. Мальчика окружают вражда и предательство. Жестокость царит во всем. Жажда наживы превращает деда, его сыновей в зверей. И только бабушка помогает Алеше остаться человеком. |
1.За что был наказан Алеша? | |
2. Кем в молодости был дед? Своей силой супротив | |
3.Сколько Волгу-мать вымерял? | |
4.А на четвертый год кем работал дед? | |
5.Описание Цыганка | |
Светлые проявления человеческой личности в повести. Глава №3.
1.Дружба Цыганка и Алеши.
2. Судьба Цыганка (подкидыш).
3.Простодушие, ребячливость (сравнение с Иваном-царевичем, Иваном-дурачком).
4. Раскрытие характера Цыганка в его танце.
6.История короткой жизни и гибели Цыганка.
Вывод: Любовь бабушки, душевная щедрость Цыганка, терпимость Григория к людям помогли Алеше выжить, не стать «незаметным», в отличие от других детей в доме. Алешу тянет к людям нравственно здоровым и душевно красивым, какими были бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.
Глава №4. «Пожар». Хорошее Дело.
1.Григорий Иванович знаком с дедом 37 лет.
2.Вместе начинали общее дело.
3.Мастер не мог выбиться в хозяева.
4. От тяжелой работы он ослеп.
5. Домочадцы смеялись над ним.
6. Только бабушка и Цыганок относились к мастеру иначе.
7.Дед выгоняет Григория.
8. Расставание Алеши с Хорошим Делом.
Глава №5.
1.Раздел между дядьями.
2.Болезнь деда.
3.Дед учит Алешу читать.
Вывод:
Глава №7.
Почему Алеша убегал от Григория Ивановича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню? | 1.Мальчику было стыдно перед ним, стыдно, что дед отказал старому мастеру в крове и еде. |
2.Деталь портрета : добрые глаза |
3.Иногда бабушка кормила его. |
4.Лет через 10 дед сам ходил по улицам города нищий и просил милостыню. |
Письменная работа. Мини- сочинение
Когда я читал(а) повесть «Детство», я думал(а) , что самый интересный персонаж-….., потому что