СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.М.Горький. Автобиографический характер повести "Детство". Изображение "свинцовых мерзостей жизни".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.М.Горький. Автобиографический характер повести "Детство". Изображение "свинцовых мерзостей жизни".»

Алексей Максимович Горький (Пешков) (1868-1936).

Автобиографическая трилогия «Детство» (1913 ), «В людях» (1916),

«Мои университеты» (1923),(опубликована в газете «Русское слово»).

Трилогия-это три самостоятельных произведения, объединенных в одно целое общей идеей, сюжетом, главными героями.

Автобиографическая повесть- писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий.

Повесть написана от 1 лица, авторское «я» - это Алёша Пешков, он и автор, и повествователь. Это художественное произведение. Задачей Горького было показать «свинцовые мерзости жизни» того социального слоя, к которому он принадлежал, а не только семьи деда Каширина. Поэтому он придумал эпизод, который подчеркивал деспотизм деда, характерный для многих отцов этого класса.

Краткий сюжет: тяжелая трагедия постигла семью Алеши: умер от холеры отец, не стало новорожденного брата Максима. Алеша с матерью переезжают в Нижний Новгород в дом деда Василия Каширина.

Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Глава №1.


Какой видит Алеша бабушку Акулину Ивановну?

Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло и радость «светилась изнутри..»

Речь- говорила. словно воспевая слова, похожие на цветы.

Глаза-темные, как вишни, вспыхивали приятным светом.

Лицо- множество морщин, темная кожа щек.

Нос- рыхлый, с раздутыми ноздрями, красный на конце.

Сутула, горбатая, полная, двигалась легко и ловко, точно большая кошка, ласковый зверь(сравнение).

Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни?

«до нее, как будто спая я….силой для трудной жизни»)

О чем говорят ее восклицания: «как хорошо-то!»

Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.

Зачитать строчки о знакомстве с дедом.

Почему не понравился дед?

Смотри текст.

Разговор с матерью, с Алешей «выдернул» из толпы, «…отодвинул…»…

Вывод: Бабушка везет свою овдовевшую дочь и внука домой, они плывут на пароходе, это тема дороги. Для Алешиной мамы эта дорога –путь назад, в тяжелое прошлое. Она отчуждена от всех, погружена в свое горе. Для бабушки- возможность забыть о том, что ждет ее дома. Пусть хоть на короткое время, но она счастлива. Для Алеши путь по Волге-прекрасное мгновение жизни, путь к новой, незнакомой жизни, дорога надежды. Алеша, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.

Ответить на вопросы по тексту (письменно).

1.Как звали бабушку Алеши?


2.Сколько ей лет?


3.Она нюхала


4.Какие диковинные истории она рассказывала внуку?


5.Найдите описание матери Алеши



6.Знакомство с дедом. Его описание.



7.Описание дома деда.



8. двора



Глава №2.

1. Странность жизни в доме деда Каширина.

2.История с наперстком.

3.Порка детей.

4.Воспоминания деда о своей жизни.

Причина вражды между дядьями.

Братья Михаил и Яков требовали у отца раздела имущества, а возвращение сестры-усилило желание братьев разделиться.

Сцена драки между братьями вызвала у Алеши изумление.

Мальчик рос в семье, где царили уважение и любовь.

Наказание Алеши.

Окрасил белую праздничную скатерть в синий цвет. после несправедливого наказания мальчик повзрослел. обострилось его восприятие мира, он стал лучше относиться к деду, присматриваться к людям.

Рассказ деда о бурлацкой жизни заставил Алешу по- другому взглянуть на него.

Вывод: Алеша знакомится с родственниками, среди которых ему предстоит жить. Мальчика окружают вражда и предательство. Жестокость царит во всем. Жажда наживы превращает деда, его сыновей в зверей. И только бабушка помогает Алеше остаться человеком.



1.За что был наказан Алеша?



2. Кем в молодости был дед?

Своей силой супротив



3.Сколько Волгу-мать вымерял?




4.А на четвертый год кем работал дед?


5.Описание Цыганка



Светлые проявления человеческой личности в повести. Глава №3.

1.Дружба Цыганка и Алеши.

2. Судьба Цыганка (подкидыш).

3.Простодушие, ребячливость (сравнение с Иваном-царевичем, Иваном-дурачком).

4. Раскрытие характера Цыганка в его танце.

6.История короткой жизни и гибели Цыганка.

Вывод: Любовь бабушки, душевная щедрость Цыганка, терпимость Григория к людям помогли Алеше выжить, не стать «незаметным», в отличие от других детей в доме. Алешу тянет к людям нравственно здоровым и душевно красивым, какими были бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.

Глава №4. «Пожар». Хорошее Дело.

1.Григорий Иванович знаком с дедом 37 лет.

2.Вместе начинали общее дело.

3.Мастер не мог выбиться в хозяева.

4. От тяжелой работы он ослеп.

5. Домочадцы смеялись над ним.

6. Только бабушка и Цыганок относились к мастеру иначе.

7.Дед выгоняет Григория.

8. Расставание Алеши с Хорошим Делом.

Глава №5.

1.Раздел между дядьями.

2.Болезнь деда.

3.Дед учит Алешу читать.

Вывод:

Глава №7.


Почему Алеша убегал от Григория Ивановича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню?

1.Мальчику было стыдно перед ним, стыдно, что дед отказал старому мастеру в крове и еде.

2.Деталь портрета : добрые глаза

3.Иногда бабушка кормила его.

4.Лет через 10 дед сам ходил по улицам города нищий и просил милостыню.

Письменная работа. Мини- сочинение

Когда я читал(а) повесть «Детство», я думал(а) , что самый интересный персонаж-….., потому что




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!