СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля; способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе; воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».»

Тема. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».

 Цели урока: определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля; способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе; воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.



Ход урока

I.Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.

Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик)

II.Актуализация знаний

1.В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа?

III. Первичное усвоение новых знаний.

 1. Страницы истории русского театра до A. H. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Н. Островского: Д. И. Фонвизин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь.
   2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в „тройке“, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз», — писал В. Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
    3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные «клиенты» — купцы — позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
   4. Творческий путь А. Островского.
      — Первое произведение — пьеса «Несостоятельный должник» — появилось в 1847 г. в газете «Московский городской листок». В 1850 г. это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале «Москвитянин». Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, «повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».
      — «...Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал Островский в 1853 г., определяя появление нового героя, героя с «горячим сердцем», честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Доходное место», «Лес», «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» и др. «И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю», — говорит героиня пьесы «Воспитанница». «Ничего я не боюсь» — вот главное в новом герое Островского.
      — «Гроза» (1860) — пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
      — «Лес» (1870) — пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
      — «Снегурочка» (1873) — взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
      — «Бесприданница» (1879) — взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме «Гроза».
  5. Особенности стиля Островского:
      — говорящие фамилии;
      — необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
      — специфические авторские ремарки;
      — роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
      — своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
      — фольклорные моменты;
      — параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
      — значимость первой реплики героя;
      — «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
      — своеобразие речевой характеристики героев.
     IVИтоговые вопросы
      — Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
      — Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга? Почему так сложно «осовременивать» пьесы А. Н. Островского?
     VИтог урока

 А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

VI.Домашнее задание.

1.Прочитать пьесу «Гроза»

2.Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев  (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!