СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А. Н. Тихонову посвящается»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт о мероприятиях, приуроченных к 90-летию доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и Республики Узбекистан, лауреата Премии Правительства РФ в области образования, известного русского лингвиста и лексикографа А. Н. Тихонова.

Просмотр содержимого документа
««А. Н. Тихонову посвящается»»

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ,

ПОСВЯЩЕННЫХ 90-ЛЕТИЮ А. Н. ТИХОНОВА


15 ноября 2021 года в МБОУ СОШ с. Бишкаин состоялось открытие недели русского языка и литературы, приуроченной к 90-летию доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и Республики Узбекистан, лауреата Премии Правительства РФ в области образования, известного русского лингвиста и лексикографа А. Н. Тихонова. А.Н. Тихонов – ученый, широко известный не только в России, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, автор более 400 научных работ в области русистики, тюркологии и общего языкознания. Плодами его научной деятельности явились труды в области лексикологии, лексикографии, словообразования, морфологии, фразеологии, методики преподавания русского языка, тюркологии, сопоставительного изучения языков, языковых контактов.

А . Н. Тихонов родился 20 ноября 1931 года в пос. Поташевка Аургазинского района. В 1947 году начал работать учителем русского языка в горном кишлаке Таджикистана. Окончил с отличием филологический факультет Самаркандского университета им. А. Навои (1955). В 1956-1968 годах преподавал в Самаркандском университете, с 1968  – проректор Самаркандского педагогического института. В 1974 году защитил докторскую диссертацию «Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде».

С 1978 года – в Москве, заведующий сектором, ведущий научный сотрудник в Институте русского языка АН СССР и в научно-учебном центре «Языки и культуры Северной Евразии».

С 1998 года А. Н. Тихонов преподавал в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина. 1 марта 2001 году по его инициативе при университете была образована Лаборатория учебной лексикографии.

А.Н.Тихонова отличали преданность служения науке, неустанный научный поиск, редкостные целеустремленность и трудолюбие, продуктивность исследовательской деятельности, постоянная забота о пополнении научных кадров. Научные изыскания, теоретические открытия А.Н.Тихонова быстро находили выход в практику, очевидно, потому, что в нем в одном лице соединились глубокий теоретик и неутомимый практик. В этом сказалось обостренное чувство ответственности за науку, которая должна служить обществу не завтра, а уже сегодня.

А.Н.Тихонов был первопроходцем и создателем многих лексикографических жанров. Его первые словарные опыты относились к тюркской лексикографии. В 1969 г. вышел первый в мировой лексикографической практике обратный словарь, составленный на базе тюркского языка, — «Обратный словарь узбекского языка» (в соавт.). В 1985 г. был издан «Обратный словарь чувашского языка» (в соавт.). Обратные словари представляют собой ценный источник для изучения словообразования тюркских языков, выявления их морфемных моделей. А.Н.Тихонову принадлежала идея создания «Морфемного словаря узбекского языка» (в соавт.; 1977), разработка принципов морфемного членения узбекских слов. Двумя изданиями вышел «Русско-узбекский тематический словарь» (в соавт.; 1975; 1979), который стал первым опытом такого словаря на материале русского языка с переводом на узбекский. В предисловии к нему разработаны важнейшие лингвистические и методические проблемы, связанные с составлением тематического словаря для национальных школ.

Огромны заслуги А.Н.Тихонова в создании гнездовых словообразовательных словарей. В 1978 г. вышел первый в нашей лексикографии гнездовой «Школьный словообразовательный словарь русского языка» (с тех пор он выдержал уже 5 переизданий), а в 1985 г. — первый большой гнездовой «Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах (3-е изд., испр. и доп. — 2003 г.). В них раскрыта словообразовательная структура производных слов: показано, на базе какого производящего и при помощи каких словообразовательных средств они образованы. В двухтомном «Словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова более 145 тысяч слов. Как отмечает в Предисловии к 3-ему изданию автор, «в качестве основной единицы словаря выступает словообразовательное гнездо, которое представляет собой совокупность однокоренных слов, имеющих в современном русском языке живые смысловые связи.

Словообразовательный анализ производных слов на фоне всей родни дает возможность более точно определить их словообразовательные связи и словообразовательную структуру, чем при изолированном их рассмотрении». Выход в свет двухтомного «Словообразовательного словаря русского языка» — выдающееся событие в современной лингвистике. Это фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лексико-графической практике. Глубокая разработка теоретических основ построения гнездового «Словообразовательного словаря» была обобщена в монографии «Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка» (1971), докторской диссертации «Формально-семантические отношения слов в словообразовательном гнезде» (1972), в теоретическом введении к словарю «Основные понятия русского словообразования» и в других работах. А.Н.Тихонов существенно обогатил русскую словообразовательную науку, создал теорию гнезда, определил основные понятия морфемики и словообразования. «Словообразовательный словарь» дал сильнейший импульс к развитию дериватологии. Он открыл большие перспективы перед лексикографией. А.Н.Тихонов был уверен в том, что семейство гнездовых словарей будет постоянно обогащаться новыми типами лексикографических изданий — толковых, терминологических, аспектных (синонимических, антонимических, омонимических и др.), ибо гнездо однокоренных слов — это мощная многоуровневая системообразующая единица языка. К гнездо¬вым словарям относится уникальный «Словарь русских личных имен» (в соавт.; 1995), в котором представлены словообразовательные гнезда личных имен со всеми созданными на их базе производными.

И сследования А.Н.Тихонова обогатили учение о морфеме, о морфемном составе слова. Большой вклад в развитие морфемики внес «Морфемно-орфографический словарь» (1996; 2002), в котором впервые отражено морфемное строение значительного массива русской лексики (около 100 000 слов). Словарь содержит раздел «Русская морфемика», в котором представлен теоретический материал по морфемике, теории и практике морфемного и словообразовательного анализа слов.
А.Н.Тихонов много работал над проблемой создания гнездового толкового словаря. В ряде статей он исследовал опыт создания гнездовых и атфавитно-гнездовых толковых словарей: «Словаря Академии Российской» 1789-1794 гг., «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля, первых трех томов «Словаря современного русского литературного языка» в 17-ти томах и др. А.Н.Тихонов считал, что проблема создания гнездового толкового словаря современного русского языка поныне остается актуальной задачей нашего языкознания. Им были разработаны основы построения и начата работа над «Гнездовым толковым словарем русского языка».

А. Н. Тихонов много сделал для научного обобщения лексикографического наследия В.И. Даля. Репринтному изданию «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ (1912-1914 гг.), вышедшему в издательстве «Цитадель» в 1998 г., предпослано большое предисловие, написанное А. Н. Тихоновым, в котором сведения о жизни и деятельности В. И. Даля сопровождаются лингвистическим анализом словаря и оценкой его роли в истории лексикографии.
Большой вклад внес А. Н. Тихонов в теорию лексикографии. Он создал и описал новые типы словарей, разработал способы подачи различных типов слов и других единиц языка, исследовал проблемы и наметил пути развития деривационной, двуязычной, учебной лексикографии.

А. Н. Тихонов уделял большое внимание созданию учебных словарей. И это не случайно. Его педагогический стаж, школьный и вузовский, насчитывал более 50 лет. А.Н.Тихонов неоднократно писал и говорил о том, что словари должны стать настольными книгами учащихся, должны занять достойное место в домашних и школьных библиотеках, в кабинетах русского языка. Каждый учитель обязан иметь хорошую личную словарную библиотеку, использовать словари на уроках русского языка. Под руководством А.Н.Тихонова и при его авторском участии написаны «Школьный фразеологический словарь» (в соавт.; 2001), «Орфографический словарь русского языка» (1999; 6-е изд. — 2005), «Школьный орфографический словарь русского языка» (в соавт.; 1999; 3-е изд. — 2003), «Словарь-справочник по русскому языку» (в соавт.; 1995; 7-е изд. — 2005), «Новый учебный словарь русского языка: семь словарей в одном томе» (в соавт.; 2003).

Новым словом в учебной лексикографии явилось создание «Комплексного словаря русского языка» (в соавт.; 2001; 2005). А.Н.Тихонов неоднократно говорил о том, что ученик един, и ему удобнее по всем возникающим вопросам обращаться к одному словарю. В «Комплексном словаре» благодаря оригинальной системе подачи материала раскрыта семантика 40 тысяч слов и 1500 фразеологических оборотов, размещенных в 15 тысячах словарных статьях. Словарь дает всестороннюю комплексную характеристику слова и фактически включает 15 аспектных словарей одновременно. «Комплексный словарь» был признан лучшим изданием XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки (2001 г.) в номинации «Энциклопедист». В 1996 г. А.Н.Тихонову была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за «Школьный словообразовательный словарь русского языка» и «Морфемно-орфографический словарь».

В последние годы А.Н.Тихонов работал в Елецком государственном университете им. И.А.Бунина, где возглавлял лабораторию учебной лексикографии. За этот период были подготовлены и вышли в свет «Новый учебный словарь русского языка: семь словарей в одном томе» (в соавт.: 2003), «Фразеологический словарь русского языка» (в соавт.; 2003), «Фразеологический словарь современного русского литературного языка» в 2-х тт. (в соавт.; 2004), «Словарь афоризмов, русских писателей» (в соавт.; 2004; 2005). Под руководством А.Н.Тихонова была начата работа над учебной энциклопедией «Русский язык», словарем-справочником «Трудности русского словообразования», «Грамматическим словарем русского языка», «Гнездовым толковым словарем русского языка», «Гнездовым словарем антонимов», «Словарем глагольных форм», «Словарем трудностей русского языка» и другими, планировались исследования по языку И.А.Бунина.

С реди учащихся 5 - 10 классов МБОУ СОШ Бишкаин были проведены мероприятия, посвященные жизни и творчеству нашего выдающегося земляка.
В своих выступлениях учащиеся отметили огромную заслугу А. Н. Тихонова в создании гнездовых словообразовательных словарей, ведь в них раскрыта словообразовательная структура производных слов. При планировании мероприятий учитывались познавательные интересы школьников.

Программа была разнообразной и интересной:

  • занимательный час «Словари - это наши друзья и помощники» (5 класс),

  • посещение экспозиции музея школы, посвящённой выдающемуся земляку -лингвисту (6 класс),

  • урок-конференция "В мире словарей А. Н. Тихонова" (9 класс),

  • викторина «Служение слову: лексическое наследие А. Н. Тихонова» (10класс),

  • День словаря. Итоги недели;

  • создание видеоролика «А. Н. Тихонову посвящается» (https://vk.com/video-193449154_456239106?list=cdb9f40067bee6c5d9 )


Также на тематических уроках учащимся была показана презентация о жизни и творчестве лексикографа, даны задания на умение извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач.

Словари, энциклопедии и справочники всегда будут спутниками образованного человека, интересующегося своим родным языком, его прошлым и настоящим. И для сохранения нашего языка и культуры мы должны изучать свой язык вместе с историей народа, культурой и традициями, бороться за чистоту родного языка, хранить культуру нашего народа, любить свой родной язык и свою Родину. Словарь -это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.


Учитель Павлова Н. К.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!