СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Человек в футляре"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнение расскзаов "ранних" и "поздних". Анализ рассказа. Тилогия "Маленькая трилогия". Футлярность. Задание.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Человек в футляре"»

Рассказы Чехова «Позднее» творчество (90-е г.г.) «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6» сжатость формы; рассуждения о судьбе, о любви, смысле жизни ; не дает оценку своим героям; через внешние проявления , жесты – истинные чувства; Трагичность человеческого бытия; «жалеющая улыбка» автора  «Ранее» творчество (80-е г.г.) «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия» сжатость формы; высмеивание пороков; быстрое развитие сюжета, конфликта; упор на быте персонажа , чтобы раскрыть его психологию и эмоциональное содержание жизни ; настрой читателя на рефлексию ; «грустная улыбка» автора

Рассказы Чехова

«Позднее» творчество

(90-е г.г.)

«Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6»

  • сжатость формы;
  • рассуждения о судьбе, о любви, смысле жизни ;
  • не дает оценку своим героям;
  • через внешние проявления , жесты – истинные чувства;
  • Трагичность человеческого бытия;
  • «жалеющая улыбка» автора

«Ранее» творчество

(80-е г.г.)

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Хирургия»

  • сжатость формы;
  • высмеивание пороков;
  • быстрое развитие сюжета, конфликта;
  • упор на быте персонажа , чтобы раскрыть его психологию и эмоциональное содержание жизни ;
  • настрой читателя на рефлексию ;
  • «грустная улыбка» автора

Рассказ  «Человек в футляре»

Рассказ «Человек в футляре»

Анализ произведения От чьего лица ведется повествование? Кто главный герой рассказа охарактеризуйте его. Какое слово ключевое в его описании? Как он пытался « убежать от действительности»? Для чего? Как к нему относятся окружающие ? Что должно было случиться в его жизни? Опишите Вареньку? Как она появилась в городе? Как познакомился Беликов и Варенька? Что за история с карикатурой ? Почему она так задела Беликова? Что однажды возмутило Беликова в поведении Вари и ее брата? Для чего Беликов пошел домой к «Коваленк ам »? Чем закончился этот поход? Что расстроило Беликова больше всего в итоге истории?* Что с ним случилось? Как отреагировали все знакомые на его смерть? Что они испытывали потом?

Анализ произведения

  • От чьего лица ведется повествование?
  • Кто главный герой рассказа охарактеризуйте его. Какое слово ключевое в его описании?
  • Как он пытался « убежать от действительности»? Для чего?
  • Как к нему относятся окружающие ?
  • Что должно было случиться в его жизни?
  • Опишите Вареньку? Как она появилась в городе?
  • Как познакомился Беликов и Варенька?
  • Что за история с карикатурой ? Почему она так задела Беликова?
  • Что однажды возмутило Беликова в поведении Вари и ее брата?
  • Для чего Беликов пошел домой к «Коваленк ам »? Чем закончился этот поход?
  • Что расстроило Беликова больше всего в итоге истории?*
  • Что с ним случилось?
  • Как отреагировали все знакомые на его смерть? Что они испытывали потом?
Анализ произведения Как реагирует на историю собеседника слушатель – Иван Иванович? Какая мысль появляется в его голове? «— То-то вот оно и есть,  А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр? » «— Видеть и слышать, как лгут,  и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно! О Чем это говорит Иван Иванович?

Анализ произведения

  • Как реагирует на историю собеседника слушатель – Иван Иванович? Какая мысль появляется в его голове?

«— То-то вот оно и есть, А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр? »

«— Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!

О Чем это говорит Иван Иванович?

«Футлярность» Футлярность - это обозначение ограниченности , косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний.

«Футлярность»

Футлярность - это обозначение ограниченности , косности, неспособности личности выйти за пределы стандарта и предписаний.

«Маленькая трилогия» «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» рассказчик – Палел Константинович Алехин; рассказчик – учитель гимназии Буркин; рассказчик – Иван Иванович Чимша-Гималайский; Рассказывает о своем бывшем коллеге – Беликове ; Рассказывает о своем родном брате – Николае ; Рассказывает о соей любви к замужней женщине Анне Алексеевне Луганович ; слушатели – Буркин и Иван Иванович Чимша-Гималайский; слушатель – ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский; слушатели – Буркин и Палел Константинович Алехин; место – «краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия» место – в доме у Алехина, зашли случайно. место – в доме у Алехина, утром следующего дня. Общая идея – мысль о «футлярной жизни», т.е. об ограниченности человека, его жизни, его мыслей какими-то стандартами, правилами, предписаниями и пр.

«Маленькая трилогия»

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

рассказчик – Палел Константинович Алехин;

рассказчик – учитель гимназии Буркин;

рассказчик – Иван Иванович Чимша-Гималайский;

Рассказывает о своем бывшем коллеге – Беликове ;

Рассказывает о своем родном брате – Николае ;

Рассказывает о соей любви к замужней женщине Анне Алексеевне Луганович ;

слушатели – Буркин и Иван Иванович Чимша-Гималайский;

слушатель – ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский;

слушатели – Буркин и Палел Константинович Алехин;

место – «краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия»

место – в доме у Алехина, зашли случайно.

место – в доме у Алехина, утром следующего дня.

  • Общая идея – мысль о «футлярной жизни», т.е. об ограниченности человека, его жизни, его мыслей какими-то стандартами, правилами, предписаниями и пр.

Из «Крыжовника»

  • «Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился . Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти , стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет , счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».
Домашнее задание Читать «Ионыч» Доп.оц.: кроссворд по рассказу

Домашнее задание

  • Читать «Ионыч»
  • Доп.оц.: кроссворд по рассказу