Класс : 8
Тема «А.П.Чехов «Дом с мезонином»
Цели: - выяснить смысла рассказа;
-развить знания учащихся о героях, играющих в жизнь;
-содействовать воспитанию нравственных качеств
Приветствие
Добрый день!
Запишите в тетрадь тему нашего урока «А.П.Чехов «Дом с мезонином»»
Несколько слов об авторе. (Запишите кратко в тетрадь)
4. История создания рассказа «Дом с мезонином».
Осенью 1889 года сестра АЛ.Чехова Мария знакомит его с молодой учительницей гимназии, своей подругой Ликой Мизиновой, красивой, обаятельной, интеллигентной девушкой. Лика становится частой гостьей в доме Чеховых.
Летом 1891 года вся семья отдыхала в Алексине, куда приглашена была и Лика. По пути в Алексин девушка знакомится с владельцем усадьбы Богимово Калужской губернии Е.Д.Былим-Колосовским. Тот, в свою очередь, узнав, что любимый им писатель Чехов живет на даче в Алексине, приглашает его на лето к себе в усадьбу. Антон Павлович принимает приглашение. Именно богимовское лето 1891 года положено в основу рассказа, в начале которого перед читателем предстаёт имение Былим-Колосовского и в котором некоторые черты хозяина имения переданы Белокурову.
5.Минутка отдыха.
6.Вопросы для анализа рассказа «Дом с мезонином». (Ответить письменно)
— Как рассказчик характеризует помещика Белокурова?
— Что представляет собой имение Белокурова?
— Что представляет собой усадьба Волчаниновых?
— Как складываются отношения художника и Лидии?
— Как характеризует себя рассказчик, как раскрывает своё чувство к Жене?
6. Итог урока. Проблематика произведения.
Тема идеологических споров остаётся открытой. Художник анализирует своё чувство к Жене во внутреннем монологе: «Я любил Женю. Должно быть, я любил
её за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением. Как трогательно прекрасны были её бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, её слабость, праздность, её книги. А ум? Я подозревал у неё недюжинный ум, меня восхищала широта её воззрений, быть может, потому что она мыслила иначе, чем строгая, красивая Лида, которая не любила меня.
Я нравился Жене как художник, я победил её сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для неё, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарёю, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадёжно одиноким и ненужным».
Нельзя не заметить, что в этом монологе « … в самой характеристике переживаний и особенно их мотивов автор допускает вариативность … ».
Герой не вполне уверен в своём чувстве: «должно быть», «может быть». Он думает, что любит Женю, потому что она любила его, а строгая, красивая Лида не любила. Но в то же время ощущается неожиданное, робкое и трепетное чувство к Жене, что составляет поэтическую прелесть рассказа. Рождается любовь, крепнет надежда на творческое возрождение художника, пейзаж способствует нарастанию тревоги, вызывает ощущение неизбежной драмы.
Лидия считает, что художник не достоин её сестры и разрушает их возможное счастье.
Права или не права Лидия? Прямого однозначного ответа на этот вопрос автор не даёт.
Но на следующее утро после романтической прогулки с Женей художник приходит домой к Волчаниновым и сразу слышит голос Лиды, диктующей детям: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру». И В этом можно увидеть авторскую иронию по отношению к художнику.
Финал рассказа остаётся открытым, Чехов не разъясняет своей позиции в решении любовной темы, предоставляет право читателю самому решать судьбу художника и оставляет надежду: « … мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают и что мы встретимся … Мисюсь, где ты?»
7.Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал(а)…
8. Домашнее задание.
Пройти по ссылке, посмотреть фрагмент художественного фильма «Дом с
мезонином»
https://www.youtube.com/watch?v=mnwXsNCXT7o&t=8s
Ответьте на вопросы:
-Почему Лида с презрением относится к художнику?
- Действительно ли Лида так переживает за народ?
- В чём заключается роль искусства в жизни человека по мнению художника?
-На чьей стороны вы? Почему? (ответы на вопросы в тетради)