СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Дом с мезонином"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика разработки: дистанционное обучение

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Дом с мезонином"»



Класс : 8

Тема «А.П.Чехов «Дом с мезонином»

Цели: - выяснить смысла рассказа;

-развить знания учащихся о героях, играющих в жизнь;

-содействовать воспитанию нравственных качеств



  1. Приветствие

Добрый день!

  1. Запишите в тетрадь тему нашего урока «А.П.Чехов «Дом с мезонином»»

  2. Несколько слов об авторе. (Запишите кратко в тетрадь)

4. История создания рассказа «Дом с мезонином».

Осенью 1889 года сестра АЛ.Чехова Мария знакомит его с молодой учительницей гимназии, своей подругой Ликой Мизиновой, красивой, обаятельной, интеллигентной девушкой. Лика становится частой гостьей в доме Чеховых.

Летом 1891 года вся семья отдыхала в Алексине, куда приглашена была и Лика. По пути в Алексин девушка знакомится с владельцем усадьбы Богимово Калужской губернии Е.Д.Былим-Колосовским. Тот, в свою очередь, узнав, что любимый им писатель Чехов живет на даче в Алексине, приглашает его на лето к себе в усадьбу. Антон Павлович принимает приглашение. Именно богимовское лето 1891 года положено в основу рассказа, в начале которого перед читателем предстаёт имение Былим-Колосовского и в котором некоторые черты хозяина имения переданы Белокурову.

5.Минутка отдыха.



6.Вопросы для анализа рассказа «Дом с мезонином». (Ответить письменно)

— Как рассказчик характеризует помещика Белокурова?

— Что представляет собой имение Белокурова?

Что представляет собой усадьба Волчаниновых?

Как складываются отношения художника и Лидии?

Как характеризует себя рассказчик, как раскрывает своё чувство к Жене?

6. Итог урока. Проблематика произведения.

Тема идеологических споров остаётся открытой. Художник анализирует своё чувство к Жене во внутреннем монологе: «Я любил Женю. Должно быть, я любил
её за то, что она встречала и провожала меня, за то, что смотрела на меня нежно и с восхищением. Как трогательно прекрасны были её бледное лицо, тонкая шея, тонкие руки, её слабость, праздность, её книги. А ум? Я подозревал у неё недюжинный ум, меня восхищала широта её воззрений, быть может, потому что она мыслила иначе, чем строгая, красивая Лида, которая не любила меня.

Я нравился Жене как художник, я победил её сердце своим талантом, и мне страстно хотелось писать только для неё, и я мечтал о ней, как о своей маленькой королеве, которая вместе со мною будет владеть этими деревьями, полями, туманом, зарёю, этою природой, чудесной, очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадёжно одиноким и ненужным».

Нельзя не заметить, что в этом монологе « … в самой характеристике переживаний и особенно их мотивов автор допускает вариативность … ».

Герой не вполне уверен в своём чувстве: «должно быть», «может быть». Он думает, что любит Женю, потому что она любила его, а строгая, красивая Лида не любила. Но в то же время ощущается неожиданное, робкое и трепетное чувство к Жене, что составляет поэтическую прелесть рассказа. Рождается любовь, крепнет надежда на творческое возрождение художника, пейзаж способствует нарастанию тревоги, вызывает ощущение неизбежной драмы.

Лидия считает, что художник не достоин её сестры и разрушает их возможное счастье.

Права или не права Лидия? Прямого однозначного ответа на этот вопрос автор не даёт.

Но на следующее утро после романтической прогулки с Женей художник приходит домой к Волчаниновым и сразу слышит голос Лиды, диктующей детям: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру». И В этом можно увидеть авторскую иронию по отношению к художнику.

Финал рассказа остаётся открытым, Чехов не разъясняет своей позиции в решении любовной темы, предоставляет право читателю самому решать судьбу художника и оставляет надежду: « … мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают и что мы встретимся … Мисюсь, где ты?»

7.Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

8. Домашнее задание.

Пройти по ссылке, посмотреть фрагмент художественного фильма «Дом с

мезонином»

https://www.youtube.com/watch?v=mnwXsNCXT7o&t=8s

Ответьте на вопросы:

-Почему Лида с презрением относится к художнику?

- Действительно ли Лида так переживает за народ?

- В чём заключается роль искусства в жизни человека по мнению художника?

-На чьей стороны вы? Почему? (ответы на вопросы в тетради)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!