СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов - драматург.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по творчеству А. П. Чехова.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов - драматург.»

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ»  ( А. П. ЧЕХОВ ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» ( А. П. ЧЕХОВ )

(ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

Рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с её гнётом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.

Рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с её гнётом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.

Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».

Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене всё будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».

Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди, надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта слабость, что стало с моими нервами?» – вот что говорит о себе Иванов.

Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди, надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта слабость, что стало с моими нервами?» – вот что говорит о себе Иванов.

Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка»  (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903). Основная тема – изображение судьбы провинциальной интеллигенции, лишённой каких-либо интересных жизненных перспектив.

Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1903). Основная тема – изображение судьбы провинциальной интеллигенции, лишённой каких-либо интересных жизненных перспектив.

Основные черты новаторства чеховской драматургии Отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц; нет деления акта на явления; «подводное течение», то есть наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования. На этом строится приглушённый конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.

Основные черты новаторства чеховской драматургии

Отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц; нет деления акта на явления; «подводное течение», то есть наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования. На этом строится приглушённый конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.

Пьеса «Вишневый сад» (1903). Поставлена на сцене Московского Художественного театра в том же году.

Пьеса «Вишневый сад» (1903).

Поставлена на сцене Московского Художественного театра в том же году.

Жанровое своеобразие «Вишнёвого сада».  Основной конфликт. Герои «Вишнёвый сад» – итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

Жанровое своеобразие «Вишнёвого сада». Основной конфликт. Герои

«Вишнёвый сад» – итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

О сюжете. В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трёх общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

О сюжете.

В основе сюжета – продажа дворянской усадьбы. Драматург рассказал в пьесе о судьбе трёх общественных групп: дворянства, буржуазии и интеллигенции.

О композиции. Интересна композиция пьесы: 1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи. 2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов. 3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишнёвый сад продан за долги. 4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание.

О композиции.

Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт – надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт – нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт – герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишнёвый сад продан за долги.

4. Четвертый акт – расставание с прошлым, отъезд, прощание.

1. Своеобразие конфликта Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишнёвый сад; внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

1. Своеобразие конфликта

Внешний, бытовой конфликт – борьба за вишнёвый сад; внутренний конфликт – недовольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

2. Принципы группировки действующих лиц Основных действующих лиц в «Вишнёвом саде» – четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаём о их существовании. Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются персонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее – с купцом Лопахиным, будущее  – с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.

2. Принципы группировки действующих лиц

Основных действующих лиц в «Вишнёвом саде» – четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаём о их существовании.

Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются персонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее – с купцом Лопахиным, будущее  – с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.

О чём же комедия «Вишнёвый сад»?   Пьеса «Вишнёвый сад» о России, о судьбе дворянского класса,  о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми…

О чём же комедия «Вишнёвый сад»?

Пьеса «Вишнёвый сад» о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми…

Пьеса «Вишнёвый сад» - считается вершинным произведением драматурга. А.П.Чехов назвал её комедией и был огорчён, узнав, что на афишах МХТ и в газетных объявлениях называют «драмой». «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,- говорил он.

Пьеса «Вишнёвый сад» - считается вершинным произведением драматурга.

А.П.Чехов назвал её комедией и был огорчён, узнав, что на афишах МХТ и в газетных объявлениях называют «драмой». «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»,- говорил он.

Тема «Вишнёвого сада». Основная тема «Вишнёвого сада» – ликвидация дворянских гнёзд и утрата их владельцами (Раневской и Гаевым) экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии (Лопахин), рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии (Трофимов и Аня).

Тема «Вишнёвого сада».

Основная тема «Вишнёвого сада» – ликвидация дворянских гнёзд и утрата их владельцами (Раневской и Гаевым) экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии (Лопахин), рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии (Трофимов и Аня).

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В «Вишнёвом саде» основной конфликт, отражая глубинные общественные противоречия конца 19 – начала 20 века, состоит в борьбе за вишнёвый сад, назначенный к торгам. Чехов осложнил основной сюжетный конфликт пьесы параллельными конфликтами, мотивами, эпизодами. В пьесе автор ставит проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действительного патриотизма.

ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ

В «Вишнёвом саде» основной конфликт, отражая глубинные общественные противоречия конца 19 – начала 20 века, состоит в борьбе за вишнёвый сад, назначенный к торгам. Чехов осложнил основной сюжетный конфликт пьесы параллельными конфликтами, мотивами, эпизодами. В пьесе автор ставит проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действительного патриотизма.

А. Белый , считая пьесу символической, утверждал, что действующие лица являются в ней «воплощением рокового хаоса», а вся она не что иное, как « полёт в Вечность». З. Гиппиус не признавала ни идейного, ни художественного значения пьесы. Она характеризовала Чехова не поэтом «тонкостей», а «пассивным эстетическим страдальцем», последним певцом «разлагающихся мелочей».

А. Белый , считая пьесу символической, утверждал, что действующие лица являются в ней «воплощением рокового хаоса», а вся она не что иное, как « полёт в Вечность».

З. Гиппиус не признавала ни идейного, ни художественного значения пьесы. Она характеризовала Чехова не поэтом «тонкостей», а «пассивным эстетическим страдальцем», последним певцом «разлагающихся мелочей».

В. Дорошевич утверждал, что «Вишнёвый сад» полон щемящей грусти, что  «это комедия по названию, драма по содержанию».   «Встреча со смертью», - так раскрывал идею  пьесы А. Кугель , представляя Чехова безнадёжно унылым пессимистом.   Современная критика подчёркивает глубоко оптимистический характер  пьесы «Вишнёвый сад».

В. Дорошевич утверждал, что «Вишнёвый сад» полон щемящей грусти, что «это комедия по названию, драма по содержанию». «Встреча со смертью», - так раскрывал идею пьесы А. Кугель , представляя Чехова безнадёжно унылым пессимистом. Современная критика подчёркивает глубоко оптимистический характер пьесы «Вишнёвый сад».

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА В ПЬЕСЕ «Вишнёвый сад» СОВЕРШЕННО ОТЧЁТЛИВО ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА В ПЬЕСЕ «Вишнёвый сад» СОВЕРШЕННО ОТЧЁТЛИВО ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ

Первая группа Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик. Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик. Вторая группа Ко второй группе основных образов «Вишнёвого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина. Ко второй группе основных образов «Вишнёвого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина. Третья группа Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская. Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская.

Первая группа

  • Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.
  • Первая группа образов отражает социальное положение, характеры и нравы поместного дворянства поры его окончательного распада. Это – Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.

Вторая группа

  • Ко второй группе основных образов «Вишнёвого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина.
  • Ко второй группе основных образов «Вишнёвого сада» относится по существу один образ – купца Лопахина.

Третья группа

  • Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская.
  • Третью группу основных действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад» составляют студент Трофимов и Аня Раневская.
РАНЕВСКАЯ - внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная – является в своей основе олицетворением паразитизма и легкомыслия. Она отличается манерой смеха, добродушия, и эта манера – условная, внешняя.  В своей основе Раневская эгоистична. Её эгоизм воспитан в ней привычкой всей жизни к тому, чтобы все преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли все её прихоти.  Раневская не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. Это чувствительная, экзальтированная, капризная, легкомысленная и легкодумная барыня, весьма поверхностных, быстроменяющихся, как бы скользящих настроений.  У неё изредка проявляются сентиментальные порывы любви к Родине, к родному углу. Но эти порывы неглубокие. Она уже давно развеяла свою любовь к родине по парижским кафе и салонам мод. Раневская – типичная барыня – космополитка, одна из тех, которые радовались и гордились, если их принимали не за русских.

РАНЕВСКАЯ - внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная – является в своей основе олицетворением паразитизма и легкомыслия. Она отличается манерой смеха, добродушия, и эта манера – условная, внешняя.

В своей основе Раневская эгоистична. Её эгоизм воспитан в ней привычкой всей жизни к тому, чтобы все преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли все её прихоти.

Раневская не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. Это чувствительная, экзальтированная, капризная, легкомысленная и легкодумная барыня, весьма поверхностных, быстроменяющихся, как бы скользящих настроений.

У неё изредка проявляются сентиментальные порывы любви к Родине, к родному углу. Но эти порывы неглубокие. Она уже давно развеяла свою любовь к родине по парижским кафе и салонам мод. Раневская – типичная барыня – космополитка, одна из тех, которые радовались и гордились, если их принимали не за русских.

Гаев , брат Раневской, - либерал. Он именует себя человеком восьмидесятых годов и охотно рассуждает о светлых идеалах добра и справедливости, о необходимости знания мужика ( хотя между ним и мужиком – пропасть). Гаев, как и Раневская, по своей сущности глубоко эгоистичен. Как и его сестра, он ведёт паразитический образ жизни. Он настолько неприспособлен к жизни и ленив, что не может сам как следует ни одеться, ни раздеться.  Неумный и чванливый либерал- болтун, человек, ничему не научившийся, кроме биллиардной игры… оставшийся беспомощным ребёнком, несмотря на свои пятьдесят лет.

Гаев , брат Раневской, - либерал. Он именует себя человеком восьмидесятых годов и охотно рассуждает о светлых идеалах добра и справедливости, о необходимости знания мужика ( хотя между ним и мужиком – пропасть).

Гаев, как и Раневская, по своей сущности глубоко эгоистичен. Как и его сестра, он ведёт паразитический образ жизни. Он настолько неприспособлен к жизни и ленив, что не может сам как следует ни одеться, ни раздеться.

Неумный и чванливый либерал- болтун, человек, ничему не научившийся, кроме биллиардной игры… оставшийся беспомощным ребёнком, несмотря на свои пятьдесят лет.

Лопахин не бездействует, как Раневская и Гаев, а трудится: встаёт «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера».  Идеалы Лопахина – идеалы собственника, человека, не способного принести народу истинное благо.  Лопахины – это люди, распоряжающиеся экономическими богатствами страны, «хозяева» жизни, власть имущие.

Лопахин не бездействует, как Раневская и Гаев, а трудится: встаёт «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера».

Идеалы Лопахина – идеалы собственника, человека, не способного принести народу истинное благо.

Лопахины – это люди, распоряжающиеся экономическими богатствами страны, «хозяева» жизни, власть имущие.

ТРОФИМОВ  – демократ по происхождению (сын аптекаря), по привычкам, по убеждениям. Трофимов любит жизнь, её красоту. Для него подлинно прекрасно лишь то, что приносит радость и счастье всем, что связанно с идеалом борьбы за свободу народа. Его не страшит то, что, борясь за счастье, он не увидит его, счастье для него и в самой борьбе. «И если, - говорит он, - мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»  Трофимов с гордостью говорит, что он в первых рядах человечества, идущего «к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле». Но он заблуждается. Ни его социальная ориентация, ни его метод борьбы за лучшее будущее, ни его представления об этом будущем не делали его передовым борцом своего времени.

ТРОФИМОВ – демократ по происхождению (сын аптекаря), по привычкам, по убеждениям.

Трофимов любит жизнь, её красоту. Для него подлинно прекрасно лишь то, что приносит радость и счастье всем, что связанно с идеалом борьбы за свободу народа. Его не страшит то, что, борясь за счастье, он не увидит его, счастье для него и в самой борьбе. «И если, - говорит он, - мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Трофимов с гордостью говорит, что он в первых рядах человечества, идущего «к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле». Но он заблуждается. Ни его социальная ориентация, ни его метод борьбы за лучшее будущее, ни его представления об этом будущем не делали его передовым борцом своего времени.

Аня Раневская - сторонница Трофимова; это более сложный образ, чем все предыдущие.  Аня росла в окружении легкомысленной, занятой только собой матери, кутилы – отца и неумного дяди. Её все любили, баловали, но её воспитанием никто не занимался. Несмотря на свои 17 лет, она во многом осталась ребёнком.  Под влиянием матери, которую она обожает, в Ане развились чувства восторженности и сентиментальности.  Аня Раневская – одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расставались со своим классом. Путь Ани к новой жизни будет крайне трудным. Устремлённая к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась барышней дворянско – поместного круга.  Возможно, что Аня не выдержит искуса новой жизни и отступит перед испытаниями. Но если она найдёт в себе силы, то её новая жизнь будет в учёбе, в просвещении народа и в политической борьбе за его интересы.

Аня Раневская - сторонница Трофимова; это более сложный образ, чем все предыдущие.

Аня росла в окружении легкомысленной, занятой только собой матери, кутилы – отца и неумного дяди. Её все любили, баловали, но её воспитанием никто не занимался. Несмотря на свои 17 лет, она во многом осталась ребёнком.

Под влиянием матери, которую она обожает, в Ане развились чувства восторженности и сентиментальности.

Аня Раневская – одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расставались со своим классом. Путь Ани к новой жизни будет крайне трудным. Устремлённая к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась барышней дворянско – поместного круга.

Возможно, что Аня не выдержит искуса новой жизни и отступит перед испытаниями. Но если она найдёт в себе силы, то её новая жизнь будет в учёбе, в просвещении народа и в политической борьбе за его интересы.

Пьеса «Вишнёвый сад» - лебединая песня Чехова -  явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живейшим откликом на самые насущные социальные вопросы своего времени.    « И КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЕЩЁ НЕМНОГО- И РЕШЕНИЕ БУДЕТ НАЙДЕНО, И ТОГДА НАЧНЁТСЯ НОВАЯ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ...   А.П.ЧЕХОВ

Пьеса «Вишнёвый сад» - лебединая песня Чехова - явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живейшим откликом на самые насущные социальные вопросы своего времени. « И КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЕЩЁ НЕМНОГО- И РЕШЕНИЕ БУДЕТ НАЙДЕНО, И ТОГДА НАЧНЁТСЯ НОВАЯ, ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ... А.П.ЧЕХОВ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!