СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Чужая речь и её виды. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал и разработка к уроку русскогоязыка школ с туркменским язвком обучения

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Чужая речь и её виды. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.»

Школа № Дата ____________ _____________ _____________

Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________


Тема урока:

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия». Чужая речь и её виды. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них.


Цель урока:

  • Дать представление о личности А.П.Чехова;

  • Формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, творческих способностей учащихся;

  • Воспитание любви к литературе.

  • Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе.


Вид урока:

комбинированный

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, экран, компьютер.


Ход урока.

1. Организационный период урока:1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;

2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;

2. Проверка выполнения домашнего задания. Проверить знания правила

Соль просыпалась (рассыпалась), бутоны раскрылись (расцвели), потратили деньги (растратили, истратили), мебель поставили (расставили), вода закипела (вскипела).

3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы.

4. Объяснение новой темы: План урока:

  • Что такое «прямая речь».

  • Из чего состоят предложения с прямой речью.

  • Схемы предложений с прямой речью.

  • Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

К концу урока учащиеся будут знать:

1 творчество А. П. Чехова.

2. содержание рассказа «Лошадиная фамилия».

3. что такое чужая речь и её виды.

4. правила постановки знаков препинания при прямой речи

К концу урока учащиеся будут уметь:

- оценивать поступки героев

- выделять предложения с прямой речью и знаки препинания в них.

- правильно писать предложения с прямой речью

Слово учителя.  Свое творчество А. П. Чехов начинает с коротких юмористических рассказов.

- Какими приемами А. П. Чехов достигает емкости содержания своих коротких рассказов? (ярким заглавием, значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строится на остром необычном положении, динамичным действием, выразительной деталью, сценичностью диалога, простой, ясной речью автора)

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние — жена, дети, прислуга, даже поварёнок Петька предлагали каждый своё средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.

— Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, — сказал он, — лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы — первый сорт. Бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт — и как рукой! Сила ему такая дадена…

— Где же он теперь?

— А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлёте.

— Ерунда! Шарлатанство!

— А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живёт не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

— Пошли, Алёша! — взмолилась генеральша. — Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

— Ну, ладно, — согласился Булдеев. — Тут не только что к акцизному, но и к чёрту депешу пошлёшь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живёт? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

— Его в Саратове каждая собака знает, — сказал приказчик. — Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…

— Ну?

— Васильичу… Якову Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Чёрт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шёл, помнил… Позвольте-с…

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

— Ну, что же? Скорей думай!

— Сейчас… Васильичу… Якову Васильичу… Забыл! Такая ещё простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло…

— Жеребятников?

— Никак нет. Постойте… Кобылицын… Кобылятников… Кобелев…

— Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

— Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Всё не то!

— Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

— Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…

— Коренников? — спросила генеральша.

— Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!

— Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? — рассердился генерал. — Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щёку и заходил по комнатам.

— Ой, батюшки! — вопил он. — Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

— Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…

Н емного погодя его позвали к господам.

Записать в тетради Прямая речь — это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.

На письме прямая речь выделяется кавычками. Кавычки ставятся только один раз: открывающая кавычка — в начале прямой речи и закрывающая — в конце.

Примеры предложений с прямой речью:

  • «Гриша рассказал: „Мне надо сделать уроки по математике“».

  • «Соня удивилась: „Неужели тебе так много задали?“».

  • «Бабушка закричала: „Идите в кухню, пора обедать!“».

5.Закрепление Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного: «Жеребчиков...Жеребковский...Жеребенко...Нет, не то!». 

В этом предложении прямая речь следует после слов автора, на что указывает двоеточие. Речь персонажа начинается с заглавной буквы и заключается в кавычки.  Немного погодя его позвали к господам.

« Вспомнил?»— спросил генерал.

Записать предложения как прямую речь

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал… В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

Не Меринов ли? — спросил он плачущим голосом.

Нет, не Меринов, ваше превосходительство, — ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

Также в рассказе есть ещё один пример прямой речи:

«Так зачем же, чёрт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл?» — рассердился генерал. — «Ступай отсюда вон!».

6.Задание на дом: прочитать рассказ А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”

Записать предложения как прямую речь

— Надумал, ваше превосходительство! — закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. — Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

— На-кося! — сказал генерал с презрением и поднёс к лицу его два кукиша. — Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! На-кося!

7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников. 1) Обобщение; 2) Оценить знаний учеников.

Подготовил учитель русского языка:

Примечание: __________________________ Завуч средней школы №