СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения по теме "А.П. Чехов "Мальчики"

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов "Мальчики"»

Урок литературного чтения в 4 – м классе по программе «Школа России»

Тема урока. Тип урока.

А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний.

Цель урока

Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.

  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация


Этапы урока


Формируемые УУД


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.









Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Приветствие


-Кто объяснит мне появление индейца на нашем уроке?

- Предложите тему урока.

- Какой будет учебная задача на урок?

- Что нужно сделать, чтобы выполнить учебную задачу?

План урока

1. Тест (содержание текста).

2. Работа в парах (последовательность событий в рассказе).

3. Работа в группах (характеристика героев).

4. Беседа о прочитанном.

-Прибыл из Америки, куда собирались бежать Володя и Чечевицын из рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

(А.П. Чехов «Мальчики»).

(Будем учиться сравнивать характеры и поступки героев)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
























































3.Локализация индивидуальных затруднений.


Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.



























Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

- целеполагание; планирование, контроль, коррекция, оценка.



Тест (содержание текста).

Чтобы работать с текстом, нужно убедиться, что мы знаем его содержание. Выполним тест.

  1. Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2. Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.


Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.

(слайд №2)


-Подтвердите ответы на вопросы № 2,4,8,9 – словами текста.

Выборочное чтение.

-Оцените свою работу в оценочных листах.

Задание

Критерии

Максимальный балл

Баллы

1

Тест

Правильность ответов

12


2

Восстановление плана

Правильная последовательность пунктов плана

6


3

Работа в паре

Участие в общей работе

2


4

Характеристика героев

Правильно выбраны качества героев

5


5

Работа в группе

Участие в общей работе

3



Итого


28





- Мы помним учебную задачу урока?

- Что нужно сделать для её выполнения?

-Что нужно знать для анализа текста?

-Как показал тест, содержание рассказа вы знаете. Что ещё важно для понимания текста?

-Для решения этой задачи выполним следующее задание в парах.



Работа в парах.

Восстановить порядок следования плана:

  1. Приезд Володи и Чичевицына.

  2. Семья Королёвых.

  3. Монтигомо Ястребиный Коготь.

  4. План побега.

  5. Побег.

  6. Возвращение.


Проверка с опорой на слайд.

Работа с оценочным листом.









Дети отвечают на вопросы теста на карточках.

























Дети оценивают свою работу в группе.











-Проанализировать , понять поступки героев, попытаться их объяснить.



-Содержание .


Последовательность событий в рассказе.





Дети делают пометки во второй графе оценочного листа.

4.Построение проекта выхода из затруднения.





















































5.Реализация построенного проекта.













6.Обобщение затруднений во внешней речи.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, знаково – символическое моделирование,

Преобразование модели с целью выявления общих сходств и различий.


Логические УУД:

Анализ объектов, синтез – составление целого из частей;

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

































Коммуникативные УУД:

Партнёрство в деятельности, умение слушать и вступать в диалог,

Выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.


Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД:

Смысловое чтение; осознанное построение речевого высказывания, свободная ориентация в тексте.


-Вернёмся к главной цели урока: «Сравнить поступки героев». А что нужно знать, чтобы оценить поступок человека?

-Для этого перейдём к следующему этапу работы

Проектная работа.

Составить модель сравнения характеров героев и сделать: «Что их объединяет?»



I группа. Блок- схема характеристика Володи.

(Левая часть доски)

II группа. Блок- схема характеристика Чечевицина

(Параллельно на правой части доски)

III группа. Общее у мальчиков



(подбирают слова-характеристики, подтверждают словами из текста)

Учитель фиксирует на доске

(не подходит)

Трусливый

Глупый

Ленивый







(не подходит)

Злой

Врун

хвастун



Защита проектов.

- Подтвердите черты характера героев словами текста (выборочное чтение); словесными зарисовками (выборочный пересказ).

- Что объединяет этих двух таких разных мальчиков?

(Соединить обе схемы словами : ровесники; гимназисты; мечтатели).

- Как объяснить выражения: «слабый духом – сильный духом»?

- Попробуйте сформулировать мысль более точно, так что же объединяет героев рассказа «Мальчики»?


- Оцените своё участие в проектной работе в третьей и четвёртой графе оценочных листов.


Беседа. (Вопросы эмоционально – оценочного характера)

- Кто в этой паре лидер? Докажи словами текста.

- О чём мечтали мальчики? Могли ли их мечты реализоваться?

- Почему мальчики решились на побег?

- Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. - Как автор говорит об этом? Кто, по-вашему, откажется от побега в будущем, а кто нет? Почему?

- Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина? Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях. Повлияло ли это на формирование характеров мальчиков?

- Это грустный или весёлый рассказ? Что особенно запомнилось? Какой момент понравился особенно? Перечитай.

- Чему учит рассказ?

- Его характер.








Дети составляют блок – схему при помощи карточек, выбирая нужные и откладывая лишние, не соответствующие характерам героев.




































Дети предлагают разные версии сходства героев; совместно выбираются наиболее подходящие.

-Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя.

Дети подтверждают свои ответы словами текста (выборочное чтение); высказывают свои мысли о прочитанном.

-Нужно мечтать, стремиться к исполнению своей мечты, жить интересной жизнью, но помнить о своих близких и не причинять им боль.

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Личностные УУД:

- нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные:

-саморегуляция, оценка.

- Вспомните тему и учебную задачу урока. Удалось ли нам справиться с этой задачей?


-Оцените свою деятельность на уроке, посчитайте общее количество баллов в оценочном листе, поставь себе отметку.


Если есть время, эмоциональная оценка продолжением предложений.




- Домашнее задание будет творческим: пересказ от имени одного из героев.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!