Планируемый результат (УУД) | Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование); Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение. |
1.Мотивация к учебной деятельности. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Приветствие -Кто объяснит мне появление индейца на нашем уроке? - Предложите тему урока. - Какой будет учебная задача на урок? - Что нужно сделать, чтобы выполнить учебную задачу? План урока 1. Тест (содержание текста). 2. Работа в парах (последовательность событий в рассказе). 3. Работа в группах (характеристика героев). 4. Беседа о прочитанном. | -Прибыл из Америки, куда собирались бежать Володя и Чечевицын из рассказа А.П. Чехова «Мальчики». (А.П. Чехов «Мальчики»). (Будем учиться сравнивать характеры и поступки героев) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 3.Локализация индивидуальных затруднений. | Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические: анализ, синтез, выбор оснований. Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование. Познавательные УУД: -структурирование знаний; -рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные УУД: - целеполагание; планирование, контроль, коррекция, оценка. | Тест (содержание текста). Чтобы работать с текстом, нужно убедиться, что мы знаем его содержание. Выполним тест. Имя одного из главных героев: А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын. 2. Мальчиков встречали: А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс. 3. Розвальни это: А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы. 4. События рассказа происходят накануне: А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения. 5. В Калифорнии вместо чая пьют: А)компот; Б)кофе; В)джин 6. Мальчики решили сбежать в : А)Африку; Б)Америку; В)Австралию. 7. Пампасы это: А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева. 8. В путешествии мальчикам придётся: А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах. 9. По мнению Маши это нужно кушать в пост: А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего. 10. Урядник это: А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством; В)полицейский чин. Самопроверка по образцу. Фиксация результатов. (слайд №2) -Подтвердите ответы на вопросы № 2,4,8,9 – словами текста. Выборочное чтение. -Оцените свою работу в оценочных листах. № | Задание | Критерии | Максимальный балл | Баллы | 1 | Тест | Правильность ответов | 12 | | 2 | Восстановление плана | Правильная последовательность пунктов плана | 6 | | 3 | Работа в паре | Участие в общей работе | 2 | | 4 | Характеристика героев | Правильно выбраны качества героев | 5 | | 5 | Работа в группе | Участие в общей работе | 3 | | | Итого | | 28 | | - Мы помним учебную задачу урока? - Что нужно сделать для её выполнения? -Что нужно знать для анализа текста? -Как показал тест, содержание рассказа вы знаете. Что ещё важно для понимания текста? -Для решения этой задачи выполним следующее задание в парах. Работа в парах. Восстановить порядок следования плана: Приезд Володи и Чичевицына. Семья Королёвых. Монтигомо Ястребиный Коготь. План побега. Побег. Возвращение. Проверка с опорой на слайд. Работа с оценочным листом. | Дети отвечают на вопросы теста на карточках. Дети оценивают свою работу в группе. -Проанализировать , понять поступки героев, попытаться их объяснить. -Содержание . Последовательность событий в рассказе. Дети делают пометки во второй графе оценочного листа. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. 5.Реализация построенного проекта. 6.Обобщение затруднений во внешней речи. | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, знаково – символическое моделирование, Преобразование модели с целью выявления общих сходств и различий. Логические УУД: Анализ объектов, синтез – составление целого из частей; Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Коммуникативные УУД: Партнёрство в деятельности, умение слушать и вступать в диалог, Выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества; Познавательные УУД: Смысловое чтение; осознанное построение речевого высказывания, свободная ориентация в тексте. | -Вернёмся к главной цели урока: «Сравнить поступки героев». А что нужно знать, чтобы оценить поступок человека? -Для этого перейдём к следующему этапу работы Проектная работа. Составить модель сравнения характеров героев и сделать: «Что их объединяет?» I группа. Блок- схема характеристика Володи. (Левая часть доски) II группа. Блок- схема характеристика Чечевицина (Параллельно на правой части доски) III группа. Общее у мальчиков (подбирают слова-характеристики, подтверждают словами из текста) Учитель фиксирует на доске (не подходит) Трусливый Глупый Ленивый (не подходит) Злой Врун хвастун Защита проектов. - Подтвердите черты характера героев словами текста (выборочное чтение); словесными зарисовками (выборочный пересказ). - Что объединяет этих двух таких разных мальчиков? (Соединить обе схемы словами : ровесники; гимназисты; мечтатели). - Как объяснить выражения: «слабый духом – сильный духом»? - Попробуйте сформулировать мысль более точно, так что же объединяет героев рассказа «Мальчики»? - Оцените своё участие в проектной работе в третьей и четвёртой графе оценочных листов. Беседа. (Вопросы эмоционально – оценочного характера) - Кто в этой паре лидер? Докажи словами текста. - О чём мечтали мальчики? Могли ли их мечты реализоваться? - Почему мальчики решились на побег? - Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. - Как автор говорит об этом? Кто, по-вашему, откажется от побега в будущем, а кто нет? Почему? - Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина? Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях. Повлияло ли это на формирование характеров мальчиков? - Это грустный или весёлый рассказ? Что особенно запомнилось? Какой момент понравился особенно? Перечитай. - Чему учит рассказ? | - Его характер. Дети составляют блок – схему при помощи карточек, выбирая нужные и откладывая лишние, не соответствующие характерам героев. Дети предлагают разные версии сходства героев; совместно выбираются наиболее подходящие. -Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя. Дети подтверждают свои ответы словами текста (выборочное чтение); высказывают свои мысли о прочитанном. -Нужно мечтать, стремиться к исполнению своей мечты, жить интересной жизнью, но помнить о своих близких и не причинять им боль. |
7.Рефлексия деятельности на уроке. | Личностные УУД: - нравственно – этическая ориентация. Регулятивные: -саморегуляция, оценка. | - Вспомните тему и учебную задачу урока. Удалось ли нам справиться с этой задачей? -Оцените свою деятельность на уроке, посчитайте общее количество баллов в оценочном листе, поставь себе отметку. Если есть время, эмоциональная оценка продолжением предложений. - Домашнее задание будет творческим: пересказ от имени одного из героев. | |