СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов. "Маленькая трилогия".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 9 классе по "Маленькой трилогии" А. П. Чехова.

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. "Маленькая трилогия".»

"Маленькая трилогия"

А. П. Чехова .

Особенности композиции, анализ и краткое содержание произведения.

"Маленькая трилогия" Чехова, история создания.

По свидетельству исследователей творчества великого писателя, идею трилогии ему подсказал Лев Николаевич Толстой. Антон Чехов, "Маленькая трилогия" которого стала "первой ласточкой", предполагал создать целую серию произведений об особенностях "футлярной жизни" людей, но ему удалось написать только три рассказа, после чего писатель разочаровался в своих творческих устремлениях. Он так отозвался о состоянии своей души: "Писать не хочется, пишешь как о надоевшей, пресной, постной еде, без вкуса и запаха..."

«Маленькая трилогия» Чехова, особенности композиции. «Маленькая трилогия»  была написана в Мелихове. Все три рассказа объединяет общая композиционная схема, раскрывающая суть каждого сюжета.

«Маленькая трилогия» Чехова, особенности композиции.

«Маленькая трилогия» была написана в Мелихове. Все три рассказа объединяет общая композиционная схема, раскрывающая суть каждого сюжета. "Маленькая трилогия" Чехова, в которую вошли три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви", была издана в 1898 году. Трилогия заняла своё место в ряду бессмертных произведений великого русского писателя.

Трилогией называется потому, что во всех трёх произведениях действуют одни и те же герои — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и помещик Алёхин, каждый из которых рассказывает свою историю. Истории, в свою очередь, объединены одной общей темой — темой «фут-лярности». Смысл этого понятия удобнее всего раскрыть на примере первого рассказа, откуда оно, собственно, и происходит.

Трилогией называется потому, что во всех трёх произведениях действуют одни и те же герои — учитель гимназии Буркин, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и помещик Алёхин, каждый из которых рассказывает свою историю. Истории, в свою очередь, объединены одной общей темой — темой «фут-лярности». Смысл этого понятия удобнее всего раскрыть на примере первого рассказа, откуда оно, собственно, и происходит.

«Человек в футляре» Особенности композиции рассказа. Жанр: рассказ в рассказе. Композиция: движение от общих размышлений к конкретной истории Беликова. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»? Как и почему Белков терроризировал город? Образ героя воплощает принцип государственной власти: «И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя». За что осуждает автор Буркина? Чехов осуж­дает духовное рабство представителей русской интеллигенции, в данном слу­чае — учителей. Отсутствие человеческо­го достоинства, умения его отстаивать , быть прогрессивной частью общества глу­боко волновали Чехова.

«Человек в футляре»

Особенности композиции рассказа.

Жанр: рассказ в рассказе.

Композиция: движение от общих размышлений к конкретной истории Беликова.

Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»? Как и почему Белков терроризировал город?

Образ героя воплощает принцип государственной власти: «И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя».

За что осуждает автор Буркина?

Чехов осуж­дает духовное рабство представителей русской интеллигенции, в данном слу­чае — учителей. Отсутствие человеческо­го достоинства, умения его отстаивать , быть прогрессивной частью общества глу­боко волновали Чехова.

«Крыжовник» Стремление к «футлярности» существования реализуется в приобретении собственности. Смысл названия рассказа и идея произведения? В чем своеобразие композиции рассказа? От мечты – к подчинению собственной идее. Охарактеризуйте главного героя. Его суть определяется в словах: «…щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

«Крыжовник»

Стремление к «футлярности» существования реализуется в приобретении собственности.

Смысл названия рассказа и идея произведения?

В чем своеобразие композиции рассказа?

От мечты – к подчинению собственной идее.

Охарактеризуйте главного героя.

Его суть определяется в словах: «…щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

«О любви» Каково новое развитие старой темы в рассказе Страх преодоления устоявшейся «футлярной» жизни губит любовь. «О любви»?

«О любви»

Каково новое развитие старой темы в рассказе

Страх преодоления устоявшейся «футлярной» жизни губит любовь.

«О любви»?

Тематика произведений «Крыжовник» «О любви»     семья собственность «Человек в футляре»  власть

Тематика произведений

«Крыжовник»

«О любви»

семья

собственность

«Человек в футляре»

власть

Обозначение проблематики рассказов «Человек в футляре» Герой испытывает страх перед настоящей жизнью и уходит в «футлярное» состояние «Крыжовник» «О любви»

Обозначение проблематики рассказов

«Человек в футляре»

Герой испытывает страх перед настоящей жизнью и уходит в «футлярное» состояние

«Крыжовник»

«О любви»

Домашнее задание:  Перечитать «Маленькую трилогию», подготовиться к тесту. Конспект статьи (стр. 68-69)

Домашнее задание:

  • Перечитать «Маленькую трилогию», подготовиться к тесту.
  • Конспект статьи (стр. 68-69)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!