СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов. "Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по литературе в 8 классе. Соблюдены все этапы проведения урока в соответствии с новыми ФГОС стандартами

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. "Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"»

Рассказ «О любви» — это

художественное выражение глубокого и

непреодолимого чувства, которое

испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии

Александровне Авиловой.

Антон Павлович Чехов. Талантливый писатель, врач, наблюдательный человек, тонкий психолог, мастер короткого рассказа.

В своих произведениях Чехов старался показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять человеческие души, а не только врачевать их жизни.

Роман Чехова и писательницы Лидии Авиловой большая загадка. Его обстоятельства похожи на мистификацию, устроенную двумя писателями, привычными к вниманию публики.

Они встретились случайно и словно узнали друг друга после долгой разлуки.

Она - русская красавица с длинными косами, замужем за петербургским чиновником. Ей 25. Он - восходящая звезда русской литературы, на 10 лет ее старше.

Она вышла замуж по расчету, в любви разочаровавшись, поскольку ее не встретила. Он холост и, то окружен толпой почитателей и друзей, то одинок и болен.

Она влюбилась в него без памяти, со всей страстью «домашней жены» прошлого века, когда эмоции составляли смысл и движущую силу жизни женщины ее круга.

«Что такое семейное счастье? Это редкое, очень прихотливое растение, за которым нужен постоянный, очень заботливый уход». Пишет Лидия Авилова в своей книге «А.П.Чехов в моей жизни».

Они познакомились в доме ее сестры, потом встретились на Масленицу, на званом ужине. Приятели, развлекаясь их заметным увлечением, старались свести их вместе. Возвращались домой в одной коляске, и Лидия, осмелев, так как муж был в командировке на Кавказе, пригласила Чехова в гости. 

Она готовилась: нарядила детей, выбрала платье, купила фрукты и вино. Мечтала обсудить свои рассказы, которые Чехов брал почитать.

Нагрянули незваные гости - семейная пара, друзья мужа Лидии. С удовольствием съели приготовленный для писателя ужин, а когда появился он сам, стали терзать его светской беседой. Когда они ушли и Лидия, и Антон Павлович уставшие, и разочарованные сорванным свиданием, долго сидели молча. Неожиданно, грустно, он признался ей в любви, сказал, что полюбил сразу, еще при первой встрече.

«-Я вас любил. Но я знал, что вы не такая, как многие женщины, которых я бросал и которые меня бросали; что вас можно любить только чисто, свято и на всю жизнь. И вы были для меня святыней. Я боялся коснуться вас, чтобы не оскорбить. Знали ли вы это?»

Оглушенная, ошарашенная, придавленная условностями, она промолчала. Он воспринял это как отказ, как призыв к приличиям. Она стояла и смотрела, как он сбегает по лестнице, не в силах что-либо предпринять.












Урок литературы "Чехов. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

Цели:

  • расширить знания учащихся о писателе;

  • проследить мысли и чувства героев рассказа «О любви», выявить философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;

  • воспитывать понимание значимости любви и счастья в жизни человека.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», - написал о нем А.М.Горький. В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы. Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились?

- А что объединяет эти рассказы, о чем они? Рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.

3. Сообщение темы урока.

- Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока. «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье».

4. Анализ текста произведения.

-Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…

Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.

- О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.

- Как развивались отношения между героями?

Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного » для героя рассказа.

-Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня. Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

-Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? (Да, по крайней мере догадывались)

- Почему герои скрывали свои чувства?

На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его. Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь». Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

-Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам».

-Какое значение имеют картины природы в рассказе?

«Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.

5. Самостоятельная работа.

По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа. Дифференцированная работа. Мальчики создают портрет Алёхина, девочки Анны Алексеевны.

6. Итог урока.

Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире.

Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

Мое мнение «Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

А ВАШЕ?..

Спасибо вам всем, ребята, за работу. Оцените себя по лесенке самооценки на полях тетради.

7. Домашнее задание.




Павел Константинович

Алехин

Анна Алексеевна

Луганович


СЧАСТЬЕ


НЕЖНОСТЬ

РАДОСТЬ


ЗАБОТА


ИСПЫТАНИЕ



РАЗОЧАРОВАНИЕ

РЕВНОСТЬ



СЛЁЗЫ




ЛЮБОВЬ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!