Учимся понимать текст
– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел. Рассказ так называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам»).
Умысел – одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности ; обдуманное заранее
намерение совершить что-нибудь (преимущ. дурное, предосудительное).
Учимся понимать текст
-Что мы узнаём о главных героях? Опишите их (по иллюстрации).
( Денис Григорьев: маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах … Он бос. Измучен работой и нищетой. Тщедушный мужичонка.
Судебный следователь: широкоплечий, полный мужчина; ухоженный).
Тщедушный - хилый, слабый, обычно худой или болезненный
Ухоженный - такой, о котором заботятся, за которым ухаживают.
Маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах … Он бос. Измучен работой и нищетой. Тщедушный мужичонка.
Учимся понимать текст
-Почему следователь не понял Дениса Григорьева?
(Эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием, как подтверждение преступления.)
Учимся понимать текст
-Кому из героев можно посочувствовать?
( Конечно, Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения).
- Что, по-вашему, смешно, а что грустно в этом рассказе?
(Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.)
-Судебный следователь относится к «власть имущим», он представляет государство и его закон. Даёт ли автор портрет следователя? Называет ли его имя? Почему?
- Чехов показывает забитого и неграмотного мужика, пойманного на месте преступления за отвинчиванием гаек от рельсов. Следователь пытается объяснить, что «Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убил!». Денису Григорьеву это не понять. Он с усмешкой возражает: «Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение... людей убил...» И опять, как обычно у Чехова, сквозь смех проступают слезы. На душе остается тоска. Человека судят и наказывают, а ему невдомек, он никак не может понять, что совершил преступление.
- Что, по-вашему, смешно, а что грустно в этом рассказе?
(Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.)
Теория литературы
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Домашнее задание
Прочитать рассказы А. П. Чехова «Тоска» и «Размазня».