СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов. Слово о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 5 класса. Помогает заинтересовать учащихся творчеством А.П. Чехова

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Слово о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ»

Технологическая карта урока литературы

Учебный предмет

Литература

Класс

5-в

Учитель

Армейская Елена Николаевна

Тема урока

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

Тип урока

комбинированный

Цель урока

- расширение представлений об А.П. Чехове как о человеке, знакомство с фактами его биографии; художественное своеобразие рассказа; выявление особенностей стиля А.П. Чехова, мастерства слова; понимание роль деталей в произведении; анализ речи героев как основного источника юмора; раскрытие тему и идею рассказа «Хирургия», способов выражения авторской позиции;

- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия»,

- формирование интереса к творчеству А.П. Чехова; формирование у учащихся серьезного отношения к делу, нравственных качеств (гуманизм, сострадание);

- развитие умений анализа эпического произведения, коммуникативно-речевых навыков, навыков выразительного и осмысленного чтения, умения аргументировать свою точку зрения, информационной культуры.

Задачи урока

- понимание терминов сюжет, идея, рассказ, юмор, диалог, юмористичекие особенности рассказа;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка на примере рассказа «Хирургия»

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное, выразительное чтение и адекватное восприятие;

-уметь отвечать на вопросы по прослушанному и прочитанному тексту своими словами и с использованием цитат;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

-уметь вести диалог;

-уметь работать в группе

Основные термины и понятия

Юмор, юмористическая ситуация, художественная деталь, рассказ

Образовательные ресурсы

Учебник по литературе под ред. В.Я. Коровиной (5 класс, часть 1), мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, аудиоколонки, рабочие листы, ватманы, карандаши, портрет А.П. Чехова, таблица «Перекрёстная дискуссия»





Планируемые результаты

Предметные результаты

  1. умение анализировать эпическое произведение, понимать и формулировать тему, идею;

  2. умение характеризовать героев произведения;

  3. определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  4. понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  5. умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

  6. умение вести диалог.

Личностные результаты

  1. воспитание уважительного отношения к русской литературе;

  2. совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты

  1. умение понимать проблему;

  2. умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

  3. умение формулировать выводы;

  4. умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать ее.








ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Формируемые предметные и УУД

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФО

УД

Виды деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока7 мин.

  1. умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  2. умение ставить перед собой цель и определять пути ее достижения.

портрет А.П. Чехова

презентация

учебник

  1. Организация: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (проверка отсутствующих, состояния рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания).

На столах: дневники, учебники, ручки, карандаши, рабочие листы, ватманы, клей

- Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

  1. Формулировка темы и целей урока. Мотивация.

Слово учителя

- Жил на свете обыкновенный доктор, который родился … лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное –словами. Помогал и больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его…


- Всё верно. Конечно же, это А.П. Чехов – необыкновенный человек: известный писатель, который поселился в деревне под Москвой, чтобы лечить простых людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит людей даже в годы холеры, строит школы, создаёт библиотеку для крестьянских детей на свои средства. Вот таким необыкновенным человеком был Антон Павлович.

-Для того, чтобы окончательно сформулировать тему нашего урока, предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Перед вами 4 произведения. (Слайд) Найдите лишнее:

«Заколдованное место»

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»

- Всё верно. Лишним является рассказ «Хирургия». Автор других представленных рассказов …

Распределение работы на уроке

Дома вы познакомились со статьёй учебника о Чехове и одним из его рассказов. Сегодня мы продолжим это знакомство и побудем немного юными чеховедами.


Три группы. В каждой группе есть журналист, который отвечает за подготовку газеты-коллажа об А.П. Чехове и его рассказе, эксперты, которые изучали дома биографию писателя и готовы нам помогать.

В течение урока наши журналисты будут создавать коллаж, в котором отразят моменты жизни Чехова, а также покажут что-то, касающееся рассказа «Хирургия» Остальные ребята будут работать с рабочим листом и попутно помогать нашим журналистам.


- Итак, ребята запишем тему…


- Для начала я предлагаю вам заполнить таблицу в ваших рабочих листах. Дома вы читали вступительную статью об А.П. Чехове в учебнике, знакомились с основными этапами его жизни и раннего творчества, поэтому заполнить первую колонку вы сможете без особых затруднений. …


- При чтении статьи или самого произведения у вас могли возникнуть какие-либо вопросы. Их я предлагаю вам записать во вторую колонку. Третью мы заполним в течение урока, проанализировав произведение.

З

Х

У





- Зачитайте нам содержимое второй колонки


- Ребята, это наши цели на сегодняшний урок

Ф+И

  1. Работают с таблицей, озвучивают свои записи.























- А.П. Чехов
















- «Хирургия».


- Н. В. Гоголь

Распределяют обязанности в группе
















Записывают тему в рабочие листы





Заполняют в таблице колонку «Знаю»





Заполняют в таблице колонку «Хочу узнать»





Зачитывают содержимое колонки «Хочу узнать»

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) – 7 мин.

Понимание ключевых проблем произведения

презентация

учебник

  1. Работа с вопросами, сформированными учениками



- Скажите, пожалуйста, каково было отношение к искусству в семье А.П. Чехова?









- Чем отличались школьные и гимназические годы А.П. Чехова?










- Кем стали братья и сестры А.П. Чехова?










- Чем с юности увлекался А.П. Чехов?



- Какими псевдонимами подписывал А.П. Чехов свои первые юмористические рассказы?



- Какие рассказы А.П. Чехова вы знаете?




- Каковы особенности ранних рассказов А.П. Чехова?





- Был ли А.П. Чехов каким-то образом связан с медициной? Как?

Ф

  1. Ответы на вопросы экспертов и обучающихся


Эксперт 1

- Отец отдавал большую часть времени искусству: он играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками. Хор был основным его увлечением, в которое он вкладывал всю свою душу. Словом, к искусству дети в семье Чеховых приобщались с ранних лет.

Эксперт 2

- В школьные годы Чехова заставляли зубрить уроки, наказывали, а в гимназии учитель много рассказывал о литературе – о Пушкине, Гёте, Шекспире. В это время Чехов увлекается театром, тайно посещает спектакли, разыгрывает сцены из них дома.


Эксперт 3

- Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником, Михаил – литератором, Иван – выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями. Все дети в семье были натурами творческими.


- Он любил перевоплощаться и инсценировать спектакли.



- Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др.


- «Жалобная книга», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Пересолил» и др.


- Они являются откликом на злободневные события, происходившие в жизни, высмеивают пороки, заставляют смеяться.


Эксперт 4

- Да. Он учился на медицинском факультете Московского университета с сентября 1879 года, закончил его в 1884 году, но увлекся литературной деятельностью и вскоре практически отошёл от врачебной работы.

Фискультминутка. Упражнения «Рыбка», «Облако на потолке», «Путь снежинки», «Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем» - 2 мин.

Этап 3. Изучение нового материала – 15 мин.

  1. выявление заложенных в произведении вневременных нравственных ценностей;

  2. умение анализировать эпическое произведение, понимать и формулировать тему, идею;

  3. умение характеризовать героев произведения;

  4. определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  5. понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  6. умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

умение вести диалог.

учебник, презентация

    1. Беседа + словарная работа.

- Дома вы прочитали рассказ «Хирургия». Скажите, что вы знаете о жанр рассказ? (Рассказ – это произведение прозы, небольшого объёма, описывающее какое-либо событие)

- Где происходит действие рассказа?


- Итак, что же из себя представляет земская больница.









- Кем по профессии был главный герой рассказа?


- Кто такой фельдшер? (Слайд: Фельдшер – человек со средним медицинским образованием).


- Также в рассказе действует дьячок Вонмигласов. (Слайд: Дьяк – низший церковный служитель).


    1. Беседа + чтение текста.


- У рассказа «Хирургия» есть предистория.



















- Понравился ли вам рассказ? Чем?


- Мы уже сказали, что главным героем рассказа является фельдшер. Какая у него фамилия?


- О чем нам говорит его фамилия? Можем ли мы назвать его фамилию говорящей? Можем ли мы провести параллель между фамилией главного героя и определенной деталью в тексте? Что он держит в руке, когда мы встречаемся с ним впервые?





- Слышали ли вы когда-нибудь выражение «как курица лапой»? Что оно означает?


- Похоже ли это на нашего героя? В чем проявляется сходство?


- Каков его внешний вид? Давайте найдем его портретную характеристику в тексте.






- Отражает ли его внешний вид отношение к работе?



- Другой герой рассказа – дьячок. Как его зовут?


- Его фамилию мы также можем назвать говорящей, она произошла от слова «вонмем». Это слово используют в речи священники или диаконы во время богослужения для привлечения особого внимания присутствующих. Также и герой хочет привлечь внимание к своей проблеме с зубной болью.


- Как выглядит пациент, когда приходит в больницу? Зачитайте его портрет.







- Как он ведет себя, придя в больницу?





- На чем строится данный рассказ? Что лежит в его основе?



- Верно. Речь в рассказе является основным средством характеристики персонажей. Давайте обратим на нее внимание. Послушаем фрагмент их диалога героев.


- Как речь характеризует героев?



- Какова идея данного рассказа? В чьих словах она заключена?



- Можно ли назвать рассказ юмористическим? (Слайд: юмор – изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества).

С помощью чего автор создает юмористическую ситуацию? (Слайд: Приёмы создания юмористической ситуации)


- Только ли смешон этот рассказ?

Ф

    1. Ответы на вопросы.





- В земской больнице.


Эксперт 5

- Такие больницы были в земствах (органах местного самоуправления, организованные в губерниях в 1864 году). В этих больницах принимали простых людей из народа. Чаще всего в земских больницах работал всего один врач с помощником.


- Фельдшером.










Эксперт 6

- Сюжетом для рассказа «Хирургия» послужил случай в земской больнице, где работал друг А.П. Чехова – врач П.А. Архангельский. Брат писателя вспоминал: «Однажды в Воскресенскую больницу пришел на прием больной с зубной болезнью. Архангельский был занят другим, более серьезным больным и поручил прикомандированному к нему студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента вместо больного здоровый зуб. Вырвал и сам испугался… Студент стал рвать больной зуб и сломан в нем коронку. Пациент выругался и ушел».


- Да / нет (+ аргументы).


- Курятин.



- Да. Он держит в руке сигару, курит. Сигара источает зловонье (Курятин – курить). Возникают ассоциации со словом «курица». Его фамилия кажется нелепой, несуразной, создает впечатление человека абсолютно несерьезного, даже жалкого, недалекого.


- Неаккуратно, неумело, не стараясь.



- Да. В отношении к делу.



- «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».

- Это неопрятный вид говорит о таком же отношении к работе, к медицине.


- Вонмигласов.









- «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».


- Он ищет глазами икону и, не найдя ее, крестится на бутыль с карболовым раствором. Преподносит фельдшеру просфору с поклоном.


- Рассказ строится на диалоге героев (в нем отсутствуют пространные описания, слова автора).





Слушают фрагмент рассказа


- Речь характеризует героев как людей малообразованных.


- В словах дьячка, который говорит: «Коли не умеешь рвать, так не берись!»


- Можно. Автор создает юмористическую ситуацию с помощью портрета, речи героев, их поведения, говорящих фамилий.



- Нет, страшно попасть на прием к такому врачу, грустно оттого, что фельдшер такой необразованный.

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия. – 5 мин.

  1. умение делать выводы;

  2. умение оценивать собственную деятельность.

учебник

  1. Работа с иллюстрацией.

- В учебнике вам предложена иллюстрация группы художников, которые называли себя Кукрыниксами. Какой эпизод рассказа она лучше всего иллюстрирует?


- Удалось ли художникам передать характеры, специфические черты героев?

  1. Рефлексия.

- Теперь вернемся к нашей таблице и просмотрим ее последнюю графу: что вы узнали на сегодняшнем уроке?


Перекрестная дискуссия

Аргументы «за»

Вопрос

Аргументы «против»


Смешную ли историю рассказал Чехов?



Ф, И

  1. Работают с иллюстрацией.

- Момент, когда фельдшер берет в руки щипцы и заставляет пациента открыть рот. Или момент, когда после неудачной попытки вырвать зуб Курятин жалеет о том, что не взял козью ножку вместо щипцов.






- Удалось.


  1. Работают с таблицей, зачитывают результаты работы.

Этап 5. Выставление отметок. Задание на дом – 3 мин.



Прочесть рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», найти приёмы создания юмористической ситуации


Выставление отметок за урок

И

Записывают домашнее задание


Выставляют отметки