умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение ставить перед собой цель и определять пути ее достижения. | портрет А.П. Чехова презентация учебник | Организация: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (проверка отсутствующих, состояния рабочих мест, внешнего вида учащихся, организация внимания). На столах: дневники, учебники, ручки, карандаши, рабочие листы, ватманы, клей - Оставляем все заботы И включаемся в работу. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Так что время не теряем И работать начинаем. Руки – на месте? Ноги – на месте? Локти – у края. Спина – прямая. Формулировка темы и целей урока. Мотивация. Слово учителя - Жил на свете обыкновенный доктор, который родился … лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное –словами. Помогал и больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его… - Всё верно. Конечно же, это А.П. Чехов – необыкновенный человек: известный писатель, который поселился в деревне под Москвой, чтобы лечить простых людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит людей даже в годы холеры, строит школы, создаёт библиотеку для крестьянских детей на свои средства. Вот таким необыкновенным человеком был Антон Павлович. -Для того, чтобы окончательно сформулировать тему нашего урока, предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Перед вами 4 произведения. (Слайд) Найдите лишнее: «Заколдованное место» «Ночь перед рождеством» «Хирургия» «Пропавшая грамота» - Всё верно. Лишним является рассказ «Хирургия». Автор других представленных рассказов … Распределение работы на уроке Дома вы познакомились со статьёй учебника о Чехове и одним из его рассказов. Сегодня мы продолжим это знакомство и побудем немного юными чеховедами. Три группы. В каждой группе есть журналист, который отвечает за подготовку газеты-коллажа об А.П. Чехове и его рассказе, эксперты, которые изучали дома биографию писателя и готовы нам помогать. В течение урока наши журналисты будут создавать коллаж, в котором отразят моменты жизни Чехова, а также покажут что-то, касающееся рассказа «Хирургия» Остальные ребята будут работать с рабочим листом и попутно помогать нашим журналистам. - Итак, ребята запишем тему… - Для начала я предлагаю вам заполнить таблицу в ваших рабочих листах. Дома вы читали вступительную статью об А.П. Чехове в учебнике, знакомились с основными этапами его жизни и раннего творчества, поэтому заполнить первую колонку вы сможете без особых затруднений. … - При чтении статьи или самого произведения у вас могли возникнуть какие-либо вопросы. Их я предлагаю вам записать во вторую колонку. Третью мы заполним в течение урока, проанализировав произведение. - Зачитайте нам содержимое второй колонки - Ребята, это наши цели на сегодняшний урок | Ф+И | Работают с таблицей, озвучивают свои записи. - А.П. Чехов - «Хирургия». - Н. В. Гоголь Распределяют обязанности в группе Записывают тему в рабочие листы Заполняют в таблице колонку «Знаю» Заполняют в таблице колонку «Хочу узнать» Зачитывают содержимое колонки «Хочу узнать» |
Понимание ключевых проблем произведения | презентация учебник | Работа с вопросами, сформированными учениками - Скажите, пожалуйста, каково было отношение к искусству в семье А.П. Чехова? - Чем отличались школьные и гимназические годы А.П. Чехова? - Кем стали братья и сестры А.П. Чехова? - Чем с юности увлекался А.П. Чехов? - Какими псевдонимами подписывал А.П. Чехов свои первые юмористические рассказы? - Какие рассказы А.П. Чехова вы знаете? - Каковы особенности ранних рассказов А.П. Чехова? - Был ли А.П. Чехов каким-то образом связан с медициной? Как? | Ф | Ответы на вопросы экспертов и обучающихся Эксперт 1 - Отец отдавал большую часть времени искусству: он играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками. Хор был основным его увлечением, в которое он вкладывал всю свою душу. Словом, к искусству дети в семье Чеховых приобщались с ранних лет. Эксперт 2 - В школьные годы Чехова заставляли зубрить уроки, наказывали, а в гимназии учитель много рассказывал о литературе – о Пушкине, Гёте, Шекспире. В это время Чехов увлекается театром, тайно посещает спектакли, разыгрывает сцены из них дома. Эксперт 3 - Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником, Михаил – литератором, Иван – выдающимся педагогом, сестра Мария обладала незаурядными художественными способностями. Все дети в семье были натурами творческими. - Он любил перевоплощаться и инсценировать спектакли. - Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки и др. - «Жалобная книга», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Пересолил» и др. - Они являются откликом на злободневные события, происходившие в жизни, высмеивают пороки, заставляют смеяться. Эксперт 4 - Да. Он учился на медицинском факультете Московского университета с сентября 1879 года, закончил его в 1884 году, но увлекся литературной деятельностью и вскоре практически отошёл от врачебной работы. |
выявление заложенных в произведении вневременных нравственных ценностей; умение анализировать эпическое произведение, понимать и формулировать тему, идею; умение характеризовать героев произведения; определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; умение вести диалог. | учебник, презентация | Беседа + словарная работа. - Дома вы прочитали рассказ «Хирургия». Скажите, что вы знаете о жанр рассказ? (Рассказ – это произведение прозы, небольшого объёма, описывающее какое-либо событие) - Где происходит действие рассказа? - Итак, что же из себя представляет земская больница. - Кем по профессии был главный герой рассказа? - Кто такой фельдшер? (Слайд: Фельдшер – человек со средним медицинским образованием). - Также в рассказе действует дьячок Вонмигласов. (Слайд: Дьяк – низший церковный служитель). Беседа + чтение текста. - У рассказа «Хирургия» есть предистория. - Понравился ли вам рассказ? Чем? - Мы уже сказали, что главным героем рассказа является фельдшер. Какая у него фамилия? - О чем нам говорит его фамилия? Можем ли мы назвать его фамилию говорящей? Можем ли мы провести параллель между фамилией главного героя и определенной деталью в тексте? Что он держит в руке, когда мы встречаемся с ним впервые? - Слышали ли вы когда-нибудь выражение «как курица лапой»? Что оно означает? - Похоже ли это на нашего героя? В чем проявляется сходство? - Каков его внешний вид? Давайте найдем его портретную характеристику в тексте. - Отражает ли его внешний вид отношение к работе? - Другой герой рассказа – дьячок. Как его зовут? - Его фамилию мы также можем назвать говорящей, она произошла от слова «вонмем». Это слово используют в речи священники или диаконы во время богослужения для привлечения особого внимания присутствующих. Также и герой хочет привлечь внимание к своей проблеме с зубной болью. - Как выглядит пациент, когда приходит в больницу? Зачитайте его портрет. - Как он ведет себя, придя в больницу? - На чем строится данный рассказ? Что лежит в его основе? - Верно. Речь в рассказе является основным средством характеристики персонажей. Давайте обратим на нее внимание. Послушаем фрагмент их диалога героев. - Как речь характеризует героев? - Какова идея данного рассказа? В чьих словах она заключена? - Можно ли назвать рассказ юмористическим? (Слайд: юмор – изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества). С помощью чего автор создает юмористическую ситуацию? (Слайд: Приёмы создания юмористической ситуации) - Только ли смешон этот рассказ? | Ф | Ответы на вопросы. - В земской больнице. Эксперт 5 - Такие больницы были в земствах (органах местного самоуправления, организованные в губерниях в 1864 году). В этих больницах принимали простых людей из народа. Чаще всего в земских больницах работал всего один врач с помощником. - Фельдшером. Эксперт 6 - Сюжетом для рассказа «Хирургия» послужил случай в земской больнице, где работал друг А.П. Чехова – врач П.А. Архангельский. Брат писателя вспоминал: «Однажды в Воскресенскую больницу пришел на прием больной с зубной болезнью. Архангельский был занят другим, более серьезным больным и поручил прикомандированному к нему студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента вместо больного здоровый зуб. Вырвал и сам испугался… Студент стал рвать больной зуб и сломан в нем коронку. Пациент выругался и ушел». - Да / нет (+ аргументы). - Курятин. - Да. Он держит в руке сигару, курит. Сигара источает зловонье (Курятин – курить). Возникают ассоциации со словом «курица». Его фамилия кажется нелепой, несуразной, создает впечатление человека абсолютно несерьезного, даже жалкого, недалекого. - Неаккуратно, неумело, не стараясь. - Да. В отношении к делу. - «Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние». - Это неопрятный вид говорит о таком же отношении к работе, к медицине. - Вонмигласов. - «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». - Он ищет глазами икону и, не найдя ее, крестится на бутыль с карболовым раствором. Преподносит фельдшеру просфору с поклоном. - Рассказ строится на диалоге героев (в нем отсутствуют пространные описания, слова автора). Слушают фрагмент рассказа - Речь характеризует героев как людей малообразованных. - В словах дьячка, который говорит: «Коли не умеешь рвать, так не берись!» - Можно. Автор создает юмористическую ситуацию с помощью портрета, речи героев, их поведения, говорящих фамилий. - Нет, страшно попасть на прием к такому врачу, грустно оттого, что фельдшер такой необразованный. |
умение делать выводы; умение оценивать собственную деятельность. | учебник | Работа с иллюстрацией. - В учебнике вам предложена иллюстрация группы художников, которые называли себя Кукрыниксами. Какой эпизод рассказа она лучше всего иллюстрирует? - Удалось ли художникам передать характеры, специфические черты героев? Рефлексия. - Теперь вернемся к нашей таблице и просмотрим ее последнюю графу: что вы узнали на сегодняшнем уроке? Перекрестная дискуссия Аргументы «за» | Вопрос | Аргументы «против» | | Смешную ли историю рассказал Чехов? | | | Ф, И | Работают с иллюстрацией. - Момент, когда фельдшер берет в руки щипцы и заставляет пациента открыть рот. Или момент, когда после неудачной попытки вырвать зуб Курятин жалеет о том, что не взял козью ножку вместо щипцов. - Удалось. Работают с таблицей, зачитывают результаты работы. |