Антон Павлович Чехов
«Вишнёвый сад»
Выполнила учащаяся 10 класса МБОУ СОШ № 12 имени Героя Советского Союза И. Х. Тхагушева
с.Георгиевское Туапсинского района Краснодарского края
Миносян Валерия
Преподаватель
Кашаева Э.П.
Биография Чехова
(1860-1904)
Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге в купеческой семье. С ранних лет он помогал отцу в бакалейной лавке. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем он поступил в Московский университет на медицинский факультет, который окончил в 1884 году. За годы учебы, чтобы прокормить семью, студенту приходилось подрабатывать репетиторством. Он сотрудничал с журналами, писал краткие юмористические очерки. Впервые рассказы Чехова были изданы книгой в 1884 году и назывались «Сказки Мельпомены».
Биография Чехова
(1860-1904)
По окончании университета Антон Павлович занимался врачебной практикой не только в столице, но и в маленьких провинциальных городках. В 1890 году он совершил длительное путешествие на Сахалин, где изучал жизнь ссыльных.
После покупки имения Мелихово писатель ведет общественную деятельность. В творчестве этого периода преобладают пьесы, каждая из которых стала подлинным шедевром драматургического искусства. В последние годы жизни, заразившись туберкулёзом, Чехов отправляется в Ялту, а после обострения болезни едет на лечение в Германию, где и умирает 15 июля 1904 года.
«Вишнёвый сад». История создания
Весной 1901 года в письмах Антона Павловича встречается
упоминание о новом произведении, хотя первые заметки появились на шесть лет раньше. Работа над пьесой началась в марте 1903 года, а 17 января 1904 года состоялась премьера на сцене Московского Художественного театра, которая совпала с 25-летием литературной деятельности Чехова. В эти годы многие сюжеты русских пьес строились вокруг историй о заложенных или проданных на аукционах долговых имениях, но писатель был непосредственным свидетелем подобной ситуации, живо запечатлённой в его детской памяти. Когда отец обанкротился и сбежал в Москву, друг семьи, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене. Пьеса «Вишневый сад» стала последней в жизни писателя и оказалась итогом его раздумий о судьбе России, получив мировое признание в драматургии ХХ века.
Жанровое
своеобразие
«Вишнёвый сад» создавался в пору общественного подъёма. В жизнеутверждающем тоне пьесы отразились новые настроения эпохи, показанные через события действительности. Здесь существует единство внешней обыденности и внутреннего драматизма. Житейские ситуации просты и прозаичны, но люди выглядят в них смешными и нелепыми. В погоне за внешним благополучием они теряют самих себя, поэтому Чехов не считал возможным называть пьесу драмой и упорно настаивал, что жанр нового произведения исключительно комедийный.
Смысл названия
Слово «Вишнёвый» звучит очень нежно, точно автор старается с его помощью обласкать прежнюю, красивую, но теперь совершенно ненужную, пустую жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. Этот сад хранит в себе и в своей изящной цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для красоты, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, но необходимо, поскольку современная жизнь требует этого. Автор считал, что если поменять ударение, то исчезнет и сама задумка произведения. «В и шневый сад»- деловой, коммерческий, бездушный, приносящий доход и практически полезный сейчас лишен того подкупающего очарования.
Система образов
произведения
В этой пьесе Чехов воспроизводит движение жизни как закономерный и неизбежный процесс смены социальных сил. Общественное положение персонажей четко определено автором уже в афише пьесы. Здесь присутствует четкая иерархия образов: старые хозяева сада , его новый владелец, свободная от предрассудков прошлого молодежь , второстепенные и внесценические герои. Образная система «Вишневого сада» строится на сходстве персонажей. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризиса бытия.
Характеристика
персонажей
- Раневская Любовь Андреевна, помещица.
- Аня, ее дочь, 17 лет.
- Варя, ее приемная дочь, 24 лет.
- Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
- Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
- Трофимов Петр Сергеевич, студент.
- Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
- Шарлотта Ивановна, гувернантка.
- Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
- Дуняша, горничная.
- Фирс, лакей, старик 87 лет.
- Яша, молодой лакей.
- Прохожий.
- Начальник станции.
- Почтовый чиновник.
Старые хозяева
вишнёвого сада
Любовь Андреевна Раневская - внешне мила и привлекательна. Её радость, её слёзы при воспоминаниях о детстве, о погибшем сыне искренни и трогательны. Но Чехов несколькими штрихами даёт почувствовать и другое: переживания Раневской выражаются несколько преувеличенно, и это заставляет усомниться в их силе и глубине. Она умна, способна к жёсткому самоанализу , но при этом не имеет достаточных духовных сил к изменению сложившейся ситуации. Жизнь за чужой счёт сделала её рабой обстоятельств, собственных капризов. И всё же в Раневской есть широта натуры, способность к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.
Старые хозяева
вишнёвого сада
Леонид Андреевич Гаев - человек способный на
искренность и осознание собственной наивности. Но непрактичность и сентиментальность доходят у Гаева до карикатурных размеров. Если в Раневской чувствуется барыня, то Леонид Андреевич представляет себя аристократом самого высокого круга. На протяжении пьесы брат и сестра переживают крушение последних надежд , большое душевное потрясение, лишаются семьи, дома, родины, но оказываются неспособными что-либо понять, чему-либо научиться, совершить что-нибудь полезное. Они не могут жить без вишневого сада, однако время их благополучия уже прошло. Их личностный рост – это разорение, духовный и материальный крах.
Настало время
перемен
Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее, однако красивые идеи носят утопический характер. они бездеятельны и не внушают абсолютного доверия. Наивность, витиеватость мыслей, безграничность фантазии, отсутствие показного высокомерия и радостное, оптимистическое мироощущение, это то, что объединяет героев, делает их живыми и естественными. Под влиянием Пети Аня растёт духовно. Как бы не казался смешон этот «вечный студент», он является непререкаемым авторитетом и для других героев пьесы, лучше всех разбирается в происходящем, точнее судит о людях. И когда Петя и Аня, уходят вместе из старого дома, мы надеемся, что они найдут путь к правде и вечному счастью.
«Светлое»
будущее
Ермолай Лопахин – кажется явной
противоположностью бывшим владельцам
вишнёвого сада. Он практичен, напорист,
предприимчив. И разве совершив выгодную покупку,
герой не имеет право торжествовать? Казалось бы,
всё здесь ясно и справедливо. Но не всё столь
безоблачно. Чехов чётко показал хищническую
природу капитала, постепенно калечащего
недюжинную натуру человека. Образ
Лопахина многогранен и полон контрастов: он
одновременно решителен и уступчив, расчётлив
и поэтичен, истинно добр и крайне бессердечен.
Второстепенные
и внесценические
персонажи
Второстепенные персонажи пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, старческая беспомощность Фирса безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии решительных действий не могут не вызывать возмущения читателей. Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, незаконный муж Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство комедии расширяется и приближается к реальности.
Конфликт
и подтекст
комедии
Показывая столкновение между героями как представителями различных социальных групп, Чехов решает их конфликт в соответствии с самой историей. Разногласия героев по поводу сада не находят здесь открытого выражения. Действие в пьесе развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают недоговоренные героями монологи, авторские ремарки, музыкальный фон, яркая образность изложения. Эту особенность чеховской пьесы литературоведы назвали «подтекстом изложения».
Сюжетная линия
В основу пьесы легла мысль об общественно – историческом развитии России во второй половине 19 – начала 20 века. Смена хозяев вишнёвого сада является своеобразным символом этого процесса. Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама судьба вишнёвого сада, сколько стремление рассказать о столкновении прошлого и настоящего страны, о зарождении её самобытного будущего.
Сюжетная линия
Из Парижа на Родину прибывает помещица Любовь Андреевна Раневская. Попав в дом детства, главной ценностью которого она считает шикарный вишнёвый сад, она вспоминает прошлое: детство, юность, родителей, умершего мужа, утонувшего сына, отъезд за границу, любимого человека, разорившего её. Не приспособленная к жизни, обременённая долгами Раневская скорбит о возможной продаже родового гнезда с аукциона, но не пытается исправить положение. Торг состоялся. Новым хозяином имения и сада стал богатый купец Ермолай Лопахин, гордый тем, что купил поместье, где его предки долгие годы были рабами, а теперь он может распродать эту землю. Жизнь каждого героя меняется : Раневская отправляется за границу , её дочь Аня продолжает образование, Петя ищет счастья в Москве, брат Любови Андреевны становится служащим банка, и только жизнь старого слуги Фирса обрывается на пороге господского дома.
Символ
Родины
Потерянный
рай
Место грусти
Предмет гордости
Связь времён
дачи
Предмет памяти
Символ детства
Символ красоты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ