СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехова - « Хамелеон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А.Чехова;
  • усвоение терминологии (юмор, сатира);
  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;

развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизод

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехова - « Хамелеон»»

Открытый урок по рассказу А.П.Чехова « Хамелеон»


Тема урока:

А. П. Чехов. Рассказ “Хамелеон”,

Сатирический пафос произведений.


Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А.Чехова;

  • усвоение терминологии (юмор, сатира);

  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;

  • развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.

Оборудование:

  • портрет А.Чехова;

  • иллюстрации города Таганрога;

  • презентации А.П.Чехов;

  • имение Чехова Мелихово (кинофильм с комментариями);

  • отрывок фильма «Эти разные, разные, разные лица»;

  • презентации учащихся о хамелеоне;

  • словарная статья «Хамелеон».

Словарная работа:

  • хамелеон;

  • юмор;

  • сатира;

  • шарж.


1. Путешествие по страницам жизни А.П.Чехова.

Учитель: Ребята. Сегодня мы с вами познакомимся со страницами жизни Великого русского писателя Антона Павловича Чехова.

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.



2. Показ презентации А.П.Чехов.



3. Знакомство с имением Чехова Мелихово (кинофильм с комментариями).



4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Учитель: Чехов окончил медицинский факультет Московского университета, и именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.

Вопрос: А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Опережающее домашнее задание)

(Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? Давайте обратимся к словарю.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради)





5. Просмотр отрывка фильма «Эти разные, разные, разные лица».

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”, сейчас посмотрели фильм.

Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)



6. Просмотр презентации учащихся о хамелеоне.



7. Демонстрация словарной статьи «Хамелеон».

В словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (В слабом классе работаем с текстом, в сильном – пересказ текста)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Вопрос: Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

8. Говорящие фамилии в рассказе «Хамелеон» (слово учителя).

В рассказе «Хамелеон» говорится о человеке, который, как и ящерица, быстро приспосабливается к окружающей среде; он, конечно же, меняет не цвет, а свои мнение, решение, взгляды. Рассказ прост: по базарной площади идет полицейский надзиратель в сопровождении городового. Увидев толпу, он направляется к ней, чтобы выяснить, по какому поводу собрались люди. Узнав, что золотых дел мастера укусила собака, он пытается выяснить, чья это собака. Вот и все!

Несмотря на кажущуюся простоту, рассказ был принят как серьезное произведение, критикующее самодержавно-полицейский режим в России конца XIX столетия. Каким образом маленький рассказ об обычном, рядовом случае превратился в масштабное произведение? Чехов — мастер художественных приемов. В этом рассказе, например, он использует говорящие фамилии. Главное действующее лицо — полицейский надзиратель — носит фамилию Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь», а далее — существительное «чума» — страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны. Какой же заразной болезнью страдает полицейский надзиратель? Поведение Очумелова и его речь помогают разобраться в его «болезни». Он появляется на базарной площади в новой шинели, которую в зависимости от решения Очумелов то снимает (жарко), то надевает (холодно). Это напоминает детскую игру: когда ведущий приближается к загаданному предмету, то участники кричат «жарко», а когда отдаляется — то «холодно». Эта деталь подчеркивает «умственные» потуги Очумелова и его «нравственные» колебания. Очумелов меняет свое решение мгновенно, особенно не задумываясь. Когда кто-то из толпы утверждает, что собачка генеральская, то он называет ее «шустрой», «цуциком», «маленькой», «нежной тварью», а Хрюкина — «болваном», «знаю вас, чертей!» «Ты ведь известный народ», «каждая свинья…» Достаточно кому-то из толпы засомневаться: «У генерала таких нет», — Очумелов тотчас же называет собаку «прочим бродячим скотом», бешеной, «не собака, а подлость одна только», бродячая, «ни вида, ни шерсти», предполагаемых хозяев обзывает «мерзавцами », а Хрюкину советует отстаивать свои права.

Но вот уже точно известно, что собака брата генерала. Лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления, говорит ласково: «… братец ихний приехали? Погостить приехали? Соскучились по братце». Диагноз болезни полицейского надзирателя установлен: грубиян, невежа, подхалим, одним словом — хамелеон, то есть подличает перед вышестоящими. А главное — заражает толпу тем же хамелеонством. Толпа равнодушно и быстро меняет свое отношение к Хрюкину и собачке, при этом подхалимничая перед Очумеловым. Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно: это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают, как известно, только свиньи. И нам понятен этот персонаж, понятно, что можно от него ожидать. Вспомните, почему собака укусила Хрюкина. Можно ли подобное поведение назвать человечным?

В рассказе есть еще одна говорящая фамилия — Жигалов. Фамилия Жигалов произошла от слова жигало, то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком. Генерал Жигалов в рассказе не присутствует, но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение самого полицейского надзирателя и всей толпы. Эта фамилия также оправдывает себя.

Говорящие фамилии в рассказе «Хамелеон» помогали читателям увидеть пошлость и несправедливость общества, в котором надо подхалимничать перед сильными, пресмыкаться перед высшими чинами и помыкать низшими. И это не было случайным явлением, это было болезнью эпохи.

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?



9. Домашнее задание.

  1. Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?

  2. Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.

3. Инсценировка понравившихся эпизодов.