СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. А.П. Чехов и И.А. Бунин: Психологизм прозы, сходство и различие сюжета в рассказах «Невеста» и «Чистый понедельник».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок прооведен в 10 классе. На уроке ведется сравнительный анализ рассказов А.П. Чехова "Невеста" и И.А. Бунина "Чистый понедельник".

Просмотр содержимого документа
«. А.П. Чехов и И.А. Бунин: Психологизм прозы, сходство и различие сюжета в рассказах «Невеста» и «Чистый понедельник».»

Тема. А.П. Чехов и И.А. Бунин: психологизм прозы, сходство и различие сюжета в рассказах «Невеста» и «Чистый понедельник».

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: определить близость в тематике, в основных проблемах произведений, показать своеобразие, неповторимую индивидуальность писателей.

Специфические компетенции:

- знание и понимание отдельных фактов из жизни писателей, особенности стиля, замысла авторов;

- умение работать с различными видами и источниками информации, анализировать фрагменты и образы героев, сопоставлять их;

- умение рассуждать, делать выводы, строить высказывание и выражать свое отношение к прочитанному, героям, мнению автора;

- понимание этической, эстетической и интеллектуальной ценности прочитанных произведений.

Субкомпетенции:

- знание содержания рассказов «Невеста» и «Чистый понедельник»;

- умение определять роль произведений в историк-культурном процессе;

- умение оценивать высказывания авторов и выражать свое мнение о них;

- умение выделять композиционно и идейно значимые фрагменты текста, использовать их для доказательства своей мысли;

- умение давать характеристику персонажам, формулировать выводы;

- умение анализировать художественное произведение по его уровням;

- умение выделять типичное и индивидуальное в творчестве писателей.



ХОД УРОКА

А.П. Чехова и И.А. Бунина сравнивали еще при жизни писателей. На что оба они отвечали следующее.

Чехов: «Ах, как это глупо! Ах, как глупо! И меня допекали «тургеневскими нотками». Мы похожи с вами, как борзая на гончую».

Бунин: «Решительно ничего чеховского у меня не было…Имел ли на меня, как на писателя, Чехов влияние? Нет».

  • Оцените высказывания писателей.



Но Чехов единственный, чьё творчество не было пересмотрено Буниным в эмиграции и не было подвергнуто критике. Напротив, Бунин пишет книгу, которую так и называет «О Чехове».

  • О чём свидетельствует этот факт?

  • Давайте найдем основания для сопоставления и обоснуем их.

  1. И.А. Бунин писал:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия.

  • Как характеризует своё творчество И.А. Бунин?

  • Что интересно ему как писателю?

  • Можно ли эти слова писателя отнести и к творчеству А.П. Чехова? Почему?

  1. Роль вводных слов в рассказах И.А. Бунина и А.П. Чехова.

  2. Жанр рассказа в творчестве писателей: сколько произведений было написано писателями и сколько из них рассказов.



Вывод № 1.

  1. Психологизм, а не занимательность фабулы – отличительная черта творчества А.П. Чехова и И.А.Бунина.

  2. Жанр рассказа – основной в творчестве этих писателей.

  1. Время написания рассказов, место произведений в творчестве писателей и в общественной жизни.

  2. Сопоставительный анализ рассказов.

  1. Сходство и различие фабул рассказов (1 группа)

  2. Образы героинь рассказов (2 группа)

  • В чём непохожесть героинь на окружающих? Чем они занимаются? Зачем?

  • Охарактеризуйте отношение героинь к семье. Всегда ли они тактичны к членам своей семьи?

  • Охарактеризуйте отношение героинь к своим молодым людям. Можно ли сказать, что любовь для героинь – одна из проблем в их жизни?

  1. Финал. Нравственный выбор героинь (3 группа)

  • Как восприняли родные и близкие уход героинь? Получили ли они от девушек объяснения?

  • В чем смысл ухода героинь из привычной обстановки? Куда они ушли?

  • Есть ли связь финалов рассказов?

А.П. Чехова и И.А. Бунина сравнивали еще при жизни писателей. На что оба они отвечали следующее.

Чехов: «Ах, как это глупо! Ах, как глупо! И меня допекали «тургеневскими нотками». Мы похожи с вами, как борзая на гончую».

Бунин: «Решительно ничего чеховского у меня не было…Имел ли на меня, как на писателя, Чехов влияние? Нет».

  • Оцените высказывания писателей.



Но Чехов единственный, чьё творчество не было пересмотрено Буниным в эмиграции и не было подвергнуто критике. Напротив, Бунин пишет книгу, которую так и называет «О Чехове».

  • О чём свидетельствует этот факт?

  • Давайте найдем основания для сопоставления и обоснуем их.

  1. И.А. Бунин писал:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит,

Любовь и радость бытия.

  • Как характеризует своё творчество И.А. Бунин?

  • Что интересно ему как писателю?

  • Можно ли эти слова писателя отнести и к творчеству А.П. Чехова? Почему?

  1. Роль вводных слов в рассказах И.А. Бунина и А.П. Чехова.

  2. Жанр рассказа в творчестве писателей: сколько произведений было написано писателями и сколько из них рассказов.



Вывод № 1.

  1. Психологизм, а не занимательность фабулы – отличительная черта творчества А.П. Чехова и И.А.Бунина.

  2. Жанр рассказа – основной в творчестве этих писателей.

  1. Время написания рассказов, место произведений в творчестве писателей и в общественной жизни.

  2. Сопоставительный анализ рассказов.

  1. Сходство и различие фабул рассказов (1 группа)

  2. Образы героинь рассказов (2 группа)

  • В чём непохожесть героинь на окружающих? Чем они занимаются? Зачем?

  • Охарактеризуйте отношение героинь к семье. Всегда ли они тактичны к членам своей семьи?

  • Охарактеризуйте отношение героинь к своим молодым людям. Можно ли сказать, что любовь для героинь – одна из проблем в их жизни?

  1. Финал. Нравственный выбор героинь (3 группа)

  • Как восприняли родные и близкие уход героинь? Получили ли они от девушек объяснения?

  • В чем смысл ухода героинь из привычной обстановки? Куда они ушли?

  • Есть ли связь финалов рассказов?





Вывод №2.

А.П. Чехов: испытывает героиню погруженностью в быт, рутиной, отсутствием событий и свежих впечатлений; жизнь в рассказе идет по замкнутому кругу.

И.А. Бунин: героиня погружена в круговорот событий, лиц, суетность жизни; это символизирует поиск своего места в жизни и невозможность найти его.

Вывод № 3.

А.П. Чехов. Финал неопределенный, открытый. Есть перспектива. Героиня растёт: от невесты Андрея Андреевича – к свободной, развивающейся, само реализующейся личности.

И.А. Бунин. Финал определённый. Уход мучительный, окончательный: от мирской жизни – к жизни духовной, от «она» - к «невесте Христовой».

Уход героинь причиняет мучительную боль их близким людям.

  • Как вы считаете, можно ли оправдать эти страдания

близких стремлением героинь к новой жизни?

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос (по выбору)

  1. Какие историко- культурные явления жизни России начала X X века нашли отражение в рассказах «Невеста» и «Чистый понедельник»?

  2. Помогают ли литературные произведения в решении жизненных ситуаций?

  3. Какие истины открылись вам сегодня на уроке?