СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П,Чехов. Рассказ "Репетитор" (ВКЧ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ВКЧ. Чтение и комметирование. Момент интергарции (решаем на уроке задачу по математике). Анализ рассказа.

Просмотр содержимого документа
«А.П,Чехов. Рассказ "Репетитор" (ВКЧ)»

А.П.Чехов Рассказ «Репетитор»

А.П.Чехов

Рассказ

«Репетитор»

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап* за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.) Подумаем.  Сколько лет Егору Зиберову. Как вы это вычислите?   Ему примерно 17 лет (может 18), он учится пятью годами старше Пети. 12+5 = 17

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап* за тетрадками. Занятие начинается.

Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

Подумаем. Сколько лет Егору Зиберову. Как вы это вычислите?

Ему примерно 17 лет (может 18), он учится пятью годами старше Пети. 12+5 = 17

— Ну-с... — начинает Зиберов, закуривая папиросу. — Вам задано четвертое склонение. Склоняйте fructus *! Петя начинает склонять.  — Опять вы не выучили ! — говорит Зиберов, вставая. — В шестой раз задаю вам четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть! Когда же, наконец, вы начнете учить уроки?  — Опять не выучил? — слышится за дверями кашляющий голос, и в комнату входит Петин папаша, отставной губернский секретарь Удодов . — Опять? Почему же ты не выучил? Ах ты, свинья, свинья! Верите ли, Егор Алексеич? Ведь и вчерась порол! И, тяжело вздохнув, Удодов садится около сына и засматривает в истрепанного Кюнера* . Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце. Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын! Гимназист входит в экзаменаторский азарт , ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу, готов побить его. Ему даже досадно делается, когда мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему этот Петя! Подумаем. Какой язык изучает Петя? Кто приходит к ним на занятие? Для чего? Для чего Зиберов начинает экзаменовать мальчика? Почему ему «делается досадно» при верном ответе мальчика?

— Ну-с... — начинает Зиберов, закуривая папиросу. — Вам задано четвертое склонение. Склоняйте fructus *!

Петя начинает склонять. — Опять вы не выучили ! — говорит Зиберов, вставая. — В шестой раз задаю вам четвертое склонение, и вы ни в зуб толконуть! Когда же, наконец, вы начнете учить уроки? — Опять не выучил? — слышится за дверями кашляющий голос, и в комнату входит Петин папаша, отставной губернский секретарь Удодов . — Опять? Почему же ты не выучил? Ах ты, свинья, свинья! Верите ли, Егор Алексеич? Ведь и вчерась порол!

И, тяжело вздохнув, Удодов садится около сына и засматривает в истрепанного Кюнера* . Зиберов начинает экзаменовать Петю при отце. Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын! Гимназист входит в экзаменаторский азарт , ненавидит, презирает маленького краснощекого тупицу, готов побить его. Ему даже досадно делается, когда мальчуган отвечает впопад — так опротивел ему этот Петя!

Подумаем.

Какой язык изучает Петя?

Кто приходит к ним на занятие? Для чего?

Для чего Зиберов начинает экзаменовать мальчика?

Почему ему «делается досадно» при верном ответе мальчика?

— Вы даже второго склонения не знаете! Не знаете вы и первого! Вот вы как учитесь! Ну, скажите мне, как будет звательный падеж от meus filius* ( мой сын (лат.)) ? — От meus filius? Meus filius будет... это будет... Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но не дает ответа. — А как будет дательный множественного от dea* (богиня (лат.)) ? — Deabus... filiabus! — отчеканивает Петя. Старик Удодов одобрительно кивает головой . Гимназист , не ожидавший удачного ответа, чувствует досаду . — А еще какое существительное имеет в дательном abus? — спрашивает он. Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере *. — Звучный язык латинский! — замечает Удодов. — Алон... трон... бонус... антропос... Премудрость! И всё ведь это нужно! — говорит он со вздохом. Подумаем. Как решил «сжульничать» Зиберов после удачных ответов мальчика? Что говорит отец о латинском языке? Как вы можете охарактеризовать его после этих слов?

— Вы даже второго склонения не знаете! Не знаете вы и первого! Вот вы как учитесь! Ну, скажите мне, как будет звательный падеж от meus filius* ( мой сын (лат.)) ?

— От meus filius? Meus filius будет... это будет...

Петя долго глядит в потолок, долго шевелит губами, но не дает ответа.

— А как будет дательный множественного от dea* (богиня (лат.)) ?

— Deabus... filiabus! — отчеканивает Петя.

Старик Удодов одобрительно кивает головой . Гимназист , не ожидавший удачного ответа, чувствует досаду .

— А еще какое существительное имеет в дательном abus? — спрашивает он.

Оказывается, что и «anima — душа» имеет в дательном abus, чего нет в Кюнере *.

— Звучный язык латинский! — замечает Удодов. — Алон... трон... бонус... антропос... Премудрость! И всё ведь это нужно! — говорит он со вздохом.

Подумаем.

Как решил «сжульничать» Зиберов после удачных ответов мальчика?

Что говорит отец о латинском языке? Как вы можете охарактеризовать его после этих слов?

« Мешает, скотина, заниматься... — думает Зиберов. — Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу контроля !» — Ну-с, — обращается он к Пете. — К следующему разу по латыни возьмете то же самое . Теперь по арифметике ... Берите доску. Какая следующая задача? Петя плюет на доску и стирает рукавом. Учитель берет задачник и диктует: — « Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.? » Повторите задачу. Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138 — Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю! Зиберов делит, получает 3  с остатком и быстро стирает . «Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается ? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения , а вовсе не арифметическая»... Немного математики на литературе! Правильно ли начал решать задачу мальчик? А знает ли как решать ее Зиберов-репетитор? Решим вместе Петину задачу 

« Мешает, скотина, заниматься... — думает Зиберов. — Сидит над душой тут и надзирает. Терпеть не могу контроля !» — Ну-с, — обращается он к Пете. — К следующему разу по латыни возьмете то же самое . Теперь по арифметике ... Берите доску. Какая следующая задача?

Петя плюет на доску и стирает рукавом. Учитель берет задачник и диктует:

— « Купец купил 138 арш. черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.? » Повторите задачу.

Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138

— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!

Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает .

«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается ? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения , а вовсе не арифметическая»...

Немного математики на литературе!

Правильно ли начал решать задачу мальчик?

А знает ли как решать ее Зиберов-репетитор?

Решим вместе Петину задачу

Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63 .

«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли ? Нет, не то».

Решайте же! — говорит он Пете .

— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич .

Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.

— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте…

Петя ехидно улыбается . Удодов тоже улыбается . Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол— И без алгебры решить можно , — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот, извольте видеть…

Он щелкает на счетах, и у него получается 75 и 63, что и нужно было.

— Вот-с... по-нашему, по-неученому .

Подумаем!

Как выкручивается «учитель» из ситуации?

Заметили ли его незнание Петя и его отец? Какова их реакция?

Учителю становится нестерпимо жутко . С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца урока остается еще час с четвертью — целая вечность! — Теперь диктант . После диктанта — география , за географией — закон божий , потом русский язык , — много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку, милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым. Подумаем! Почему репетитору стало жутко? Сколько всего предметов повторялось за время занятия, и какие это были уроки? Как вы думаете, почему автор не дает подробного описания этих занятий? Скорее всего, на этих предметах ситуация складывалась точно так же: горе-учитель учил и мальчика.

Учителю становится нестерпимо жутко . С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца урока остается еще час с четвертью — целая вечность!

— Теперь диктант .

После диктанта — география , за географией — закон божий , потом русский язык , — много на этом свете наук! Но вот, наконец, кончается двухчасовой урок. Зиберов берется за шапку, милостиво подает Пете руку и прощается с Удодовым.

Подумаем!

Почему репетитору стало жутко?

Сколько всего предметов повторялось за время занятия, и какие это были уроки?

Как вы думаете, почему автор не дает подробного описания этих занятий?

Скорее всего, на этих предметах ситуация складывалась точно так же: горе-учитель учил и мальчика.

— Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег ? — просит он робко . — Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев . — Я? Ах, да, да... — бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. — С удовольствием! Только у меня сейчас нету , а я вам через недельку... или через две... Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок. Подумаем! Как просит денег Зиберов? Почему автор это подчеркивает? За какой промежуток времени Удодов должен денег Зиберову? Подсчитайте, сколько денег он должен репетитору сына? 5 дней в неделю умножить на 6 рублей = 30 рублей, и эту сумму умножить на 6 (месяцы) = 180 рублей. Почему он не отдает деньги Зиберову? Правда ли это? Какую деталь одежды Зиберова подчеркивает автор ? О чем она говорит?

— Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег ? — просит он робко . — Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев .

— Я? Ах, да, да... — бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. — С удовольствием! Только у меня сейчас нету , а я вам через недельку... или через две...

Зиберов соглашается и, надев свои тяжелые, грязные калоши, идет на другой урок.

Подумаем!

Как просит денег Зиберов? Почему автор это подчеркивает?

За какой промежуток времени Удодов должен денег Зиберову?

Подсчитайте, сколько денег он должен репетитору сына?

5 дней в неделю умножить на 6 рублей = 30 рублей, и эту сумму умножить на 6 (месяцы) = 180 рублей.

Почему он не отдает деньги Зиберову? Правда ли это?

Какую деталь одежды Зиберова подчеркивает автор ? О чем она говорит?

Подумаем!  Какую цель поставил Зиберов перед тем, как «экзаменовать» мальчика?  «Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын!»  Что случилось в итоге? Кто остался в дураках? Почему?  Как по-вашему: «преподал ли урок» отец Пети репетитору? Почему?  Никакого «урока» от отца не было, т.к. деньги он не заплатил ни за этот урок, ни за предыдущие. Отец, наверника, и дальше будет обращаться за услугами к этому молодому человеку, т.к. пообщел ему денег «через недельку... или через две...».  Почему отец не отказался от услуг такого «учителя»?  Он понял, что его легко обмануть, давать ложные обещания.  Получается, что образование сына неважно для отца?  Образования сына для Удодова важно («Премудрость! И всё ведь это нужно!»). Но житейское желание «не продешевить» и «полудить все бесплатно» берет верх. Это лишь «вид» .  Как вы думаете, послужила ли эта история уроком для Зиберова? Нет, т.к. Зиберов не может принять уроков, он самоуверен.

Подумаем!

  • Какую цель поставил Зиберов перед тем, как «экзаменовать» мальчика?
  • «Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын!»
  • Что случилось в итоге? Кто остался в дураках? Почему?
  • Как по-вашему: «преподал ли урок» отец Пети репетитору? Почему?
  • Никакого «урока» от отца не было, т.к. деньги он не заплатил ни за этот урок, ни за предыдущие. Отец, наверника, и дальше будет обращаться за услугами к этому молодому человеку, т.к. пообщел ему денег «через недельку... или через две...».
  • Почему отец не отказался от услуг такого «учителя»?
  • Он понял, что его легко обмануть, давать ложные обещания.
  • Получается, что образование сына неважно для отца?
  • Образования сына для Удодова важно («Премудрость! И всё ведь это нужно!»). Но житейское желание «не продешевить» и «полудить все бесплатно» берет верх. Это лишь «вид» .
  • Как вы думаете, послужила ли эта история уроком для Зиберова?
  • Нет, т.к. Зиберов не может принять уроков, он самоуверен.