Конспект урока
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа - литературное чтение Тема – А.П. Гайдар «Совесть»
Время работы над темой - 1 урок
Тип урока – комбинированный
Цель урока: формировать читательскую компетенцию учащихся:
на основе анализа литературного произведения учить различать хорошие поступки от плохих , видеть позицию автора, прогнозировать события.
Задачи урока:
образовательные
познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, содержанием рассказа "Совесть";
объяснить лексическое значение слов «совесть», «стыд»;
формировать умения анализировать поступки героев, чувства и состояния человеческой души;
обучать беглому и выразительному чтению;
развивающие
развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры;
развивать умения выражать свои мысли к происходящему;
формировать интерес к изучению внутреннего мира человека;
воспитывающие
Учитель – Каркусова Алина Юрьевна.
Осуществление хода урока
Этап 1. Организационный момент.
Этап 2. Актуализация опорных знаний.
Этап 3. Выявление и формулировка темы, целей урока.
Этап 4. 3. Изучение нового материала.
Этап 5. Прогнозирование ситуации по рисунку и по опорным словам.
Этап 6. Работа с текстом (первичное чтение, беседа по содержанию текста).
Этап 7. Включение в систему знаний (выборочное чтение.)
Этап 8. Рефлексия (работа с пословицами, обобщающая беседа, составление портрета совестливого человека).
Этап 9. Итог урока ( заключительная беседа, самооценка учащихся,
оценка учителем ответов учащихся, домашнее задание) .
Ход урока.
Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
3. Актуализация опорных знаний.
- Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке? ( « В шкафу».).
- Кто его автор?
- Домашнюю работу предлагаю проверить в виде экзамена. Экзамен будете сдавать, работая в паре.
- Кто из вас знает, что такое экзамен?
- Я предлагаю вопросы для экзамена. Вы вытягиваете вопрос и даёте на него полный ответ.
ВОПРОСЫ:
1. Для чего Цыпкин залез в шкаф?
2. Что он почувствовал, когда проснулся в шкафу?
3. Чего мальчик хотел, когда рядом сидел Пал Палыч?
4. Когда пришёл директор, чего хотел мальчик?
5. Как произошло освобождение?
6. Почему Цыпкин долго молчал, когда его освободили из шкафа?
7. Как вы думаете, как часто ещё Цыпкин будет забираться в шкаф?
8. « Я не знал, что сказать». – Как вы поняли это предложение?
9. Опишите состояние мальчика, когда его освобождали из шкафа?
3. Выявление и формулировка темы, целей урока.
1. Целеполагание. ( Отгадывание кроссворда).
- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам с вами нужно разгадать кроссворд.

1.За знаниями уже не в первый раз
Мы в свой просторный входим…. (класс).
2.Недаром молвится народная … (пословица).
3.Чтобы было понимание
Напрягай своё … (внимание).
4.На вопрос найти ответ
Поможет мудрый нам … (совет).
5.Как яркая раскраска,
Волшебством пестреет … (сказка).
6.Будто сказочная дверь
В знанья, это наш – … (портфель).
7.Мама, папа, брат и я
Все мы – дружная … (семья).
- Прочитайте название произведения.
4. . Изучение нового материала.
- О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).
– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).
- А вы не знаете, кто автор этого произведения, может листали учебник дома? ( ответы детей).
- Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.
- Что вы знаете о нём?
- Познакомиться с творчеством нового для нас писателя нам помогут ребята, которые приготовили сообщения о жизни А. П. Гайдара
б) Знакомство с биографией А.П. Гайдара ( сообщение уч-ся) .
Аркадий Петрович Гайдар – детский писатель, участник военных действий. Родился Аркадий 22 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии. Детство в биографии Гайдара большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Мать Наталья Аркадьевна учительница умерла рано. Аркадий был самоотверженным уже в детстве, стремился попасть на фронт. Будучи ребенком, когда отца забрали воевать, сбежал из дома, чтобы тоже попасть на фронт. Но был задержан. Следующая попытка была сделана уже в 14-летнем возрасте. Вступив в ряды большевиков, вскоре стал командиром отряда. А в 17 лет повел за собой в атаку целый полк. Оставил армию Гайдар лишь в 1924 году из-за болезни. Принципы дружбы, взаимопомощи, товарищества Аркадий смог выразить посредством творчества. Впервые в биографии Аркадия Гайдара его произведения были напечатаны в 1925 году. Самые известные произведения Гайдара – «Тимур и его команда», «Чук и Гек» «Школа», «Дальние страны» и многие другие. Когда же началась Великая Отечественная война, Гайдар снова не смог остаться в стороне от боевых действий: он стал служить военным корреспондентом от «Комсомольской правды». Свои впечатления Аркадий выразил в военных очерках. Затем Гайдар был пулеметчиком в отряде Горелова. 26 октября 1941 года группа партизан отряда в котором он был корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. В этом бою Гайдар был сражён немецкой пулей и погиб. |
- О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать произведение А.П.Гайдара.
5. Прогнозирование ситуации по рисунку и по опорным словам.
- Посмотрите на рисунок, предположите, кто это, о чем пойдет речь?
Украдкой, обманывать, смекнуть , плакать, угрызение совести. |
- Данные слова предсказывают содержание текста. О чём же мы будем читать?
3. Словарная работа .
а) СОВЕСТЬ
– Как вы понимаете это слово? (Чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.)
СОВЕСТЛИВЫЙ – человек, обладающий чувством ответственности перед другими..
- Подберите антоним к слову совестливый (бессовестный) – нечестный, наглый
б
Болтается – ходит без дела.
Украдкой – скрытно, тайком от других.
Роща – небольшой лиственный лес.
Смекнула – сообразила, догадалась, в чем дело.
Добродушный – добрый, мягкий по характеру.
Вышмыгнула – появилась быстро, незаметно.
Беспощадная– жестокая, безжалостная.
6. Работа с текстом.
а) Первичное чтение рассказа (аудиозапись)
д) Беседа по первичному восприятию текста
- К какому литературному жанру относится это произведение? - Какой вы себе представили девочку? Попробуйте описать её. - Почему Нина решила не идти в школу? (Не выучила уроки) - Дети всегда в таких случаях не ходят в школу? - Так почему Нина не пошла в школу? (Ей было стыдно, она боялась получить двойку) - Понимала ли Нина, что поступает плохо? (Да: шла украдкой, пряталась от знакомых) - Что делала девочка в роще? (Пряталась)
Какое у неё было настроение? Какая она была?
- С кем она там встретилась? - Как Нина подшутила над мальчиком? - Почему она решила, что он прогульщик? - Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу? - Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша? - Почему Нина заплакала? - Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?
Динамическая пауза. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Выше руки! Шире плечи! От зарядки станешь крепче.
Раз, два, три! Дыши ровнее!
Станешь крепче и сильнее! Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Затем блиц - опрос на внимательного чтеца.
- Во что упаковала Нина завтрак? (Пакет)
- Что ещё, кроме букваря, сжимал в руке малыш? (Тетрадку)
– Какие насекомые нравились девочке? (Бабочки)
– В какое время года происходит событие в рассказе? (Осенью)
– Кого больше всего боялся малыш? (Собаку)
– Какой орган заболел у Нины? (Сердце)
7. Включение в систему знаний .
Выборочное чтение
- Найдите эпизод в рассказе, когда Нина пошла в рощу. (Чтение эпизода)
- Как автор называет время занятий в школе, найдите в тексте.
- Знала ли она мальчика, которого встретила?
- Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова и попытайтесь передать её интонацию.
-Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?
-Как вы думаете ,она сердилась на мальчика? ( Нет . Она решила подшутить).
-Давайте подберём слова характеризующие мальчика .(смешной, доверчивый добродушный ,смешной, правдивый).
- Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали?
- А как отвечает малыш?
- Определите роли в диалоге детей и прочитайте нам по ролям этот отрывок.
- Найдите слова, которые говорят нам о смене настроения Нины.
-Что чувствовала Нина когда осталась одна?

- Чем можно объяснить перемену настроения девочки?
- Прочитайте слова, которыми автор нас хочет подвести к идее своего произведения.
- Что же тревожило девочку Нину? ( Пробудившаяся совесть, ей было стыдно)
- Какое ещё название можно было дать этому рассказу?
- Зачем человеку нужна совесть?
- Какие поступки делает совестливый человек?
8. Рефлексия.
- О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Соотнесите правильно начало и конец пословиц и объясните, как понимаете их смысл.
 В ком есть стыд, а грызёт Совесть без зубов, у того подушка под головой не вертится У кого совесть чиста, в том есть и совесть |
- Как вы думаете, какая из пословиц может стать идеей рассказа?
а)Обобщающая беседа.
- А у кого из вас есть совесть?
- Как вы об этом узнали?
- Нужна ли совесть человеку?
- Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. На совестливых людях держится мир и порядок.
б) Составление портрета совестливого человека.
Я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней. А какой же он, совестливый человек? У каждого из вас есть листок жёлтого цвета. Подчеркните в нём то, что как вам кажется, должно соответствовать совестливому человеку.
Совестливый человек - стыдится поступать нечестно
не знает правил поведения
помогает другим
любит петь
поступает справедливо
работает с душой
пользуется хитростью
- Какие качества вы выделили?
Совесть- это голос внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного.
9. Итог урока.
а) Заключительная беседа
- Какой автор нам помог провести урок?
- Почему свой рассказ он назвал «Совесть»?
Какой он: развлекательный, познавательный, поучительный?
- Что хотел сказать нам автор? (Совесть помогает стать человеку лучше)
- Какие чувства вызвала у вас Нина?
- Как вы думаете, поступит ли Нина в своей жизни так же ещё раз?
- Что вас огорчило сегодня, а что порадовало?
- Чему вы научились на уроке? Что положите в своё сердечко?
(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью ,уважать старших ).
б) Самооценка учащихся.
- На доске сердце нашего класса. Заполните его своими сердцами.
Если вы сегодняшний урок приняли в свою душу полностью, согласны со всем, о чём мы говорили, хотите быть совестливым человеком, закрасьте своё сердечко красным цветом.
Если что- то вас беспокоит, с чем-то вы не согласны, возьмите зелёный карандаш.
Если урок вызвал у вас плохое настроение, вы с чем- то не согласны, сделайте чёрное сердце.
(Звучит песня «Дорогою добра»)
в) Домашнее задание:
1) разделить рассказ на части (всем)
2) мини-сочинение «Совесть в моей жизни» (сильным)
3) найти пословицы о совести (слабым)
г) Оценка работы уч-ся учителем
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?