
«А. П. Платонов. „Юшка”.
Осознание необходимости сострадания к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности»
(7 класс)
Тема урока: «А. П. Платонов. „Юшка”. Осознание необходимости сострадания к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности»
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование духовно-нравственных качеств личности, нравственных ориентиров;
развитие эмпатийных качеств личности;
обучение использованию различных источников информации для решения коммуникативных задач;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные:
умение формулировать цели учебной деятельности и оценивать её
результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию учебных действий (регулятивные универсальные учебные действия);
формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия);
смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Предметные:
Словарь урока:
Гуманизм – гуманность, человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый.
Блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.)
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; милосердный – проявляющий милосердие, вызванный милосердием.
Смирный – спокойный, тихий, покорный.
Сокровенный – свято хранимый в тайне.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо несчастьем, горем.
Сочувствие – 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.
Юродивый – 1) чудаковатый, помешанный (разг.); 2) безумец, обладающий даром прорицания.
Ефим Дмитриевич.
Юшка.
(Слова и их толкования включены в презентацию урока.)
– Есть ли среди них синонимы? (Сочувствие – сострадание, кроткий – смирный.)
Рассказ, композиция, антитеза, портрет, пейзаж, диалог.
Ресурсы
Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014. – С. 116–126;
выставка произведений писателя;
мультимедийная презентация.
Предварительное задание к уроку: чтение рассказа А. П. Платонова «Юшка»; подготовка выразительного чтения эпизодов рассказа; словарная работа.
Курсивом указана деятельность обучающихся.
Ход урока:
I. Организационный этап
Мобилизация внимания.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Формулирование темы урока.
(Укажем вопросы, предполагаемые ответы, комментарии учителя.)
– «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть – опережающие своё время, до которых надо ещё тянуться» (Шенталинский). К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. (Слайд 1.)
Вам уже знакомы рассказ «Никита» и сказка-быль «Неизвестный цветок» А. П. Платонова, а впереди прочтение таких произведений, как «Сокровенный человек», «Усомнившийся Макар», «Одухотворённые люди», «Чевенгур», «Котлован».
Самобытность произведений А. П. Платонова, глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения писателя особенно интересными для современного читателя. Каждое из них имеет глубокий философский смысл. Таков и прочитанный нами рассказ «Юшка».
– Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие чувства вызвал? (Произведение вызывает чувство жалости к Юшке; поражает бездушие, чёрствость односельчан к помощнику кузнеца; запомнилось чуткое сердце маленького, незаметного человека.)
III. Целеполагание и планирование
Формулирование темы урока.
Формулирование целей учебной деятельности.
Корректировка темы и целей урока.
– Как бы вы могли сформулировать тему нашего урока?
– Сегодня мы будем говорить о внешней и внутренней красоте человека, осознании необходимости сострадания к человеку; неповторимость и ценность каждой человеческой личности. (Записывается дата и тема урока.) (Слайд 2.) – Перед вами высказывания известных людей. Познакомьтесь с ними, а после нашей беседы выберите те, которые могли бы стать эпиграфом к рассказу А. П. Платонова.
1. «Великое – не умирает». (И. В. Панфилов)
2. «Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к Родине». (А. Франс)
3. «Уважай в себе и других человеческую личность». (Д. И. Писарев)
4. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». (Б. Паскаль)
5. «Великие души переносят страдания молча». (Ф. Шиллер)
6. «Гнев есть оружие бессилия». (С. Сегюр)
7. «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». (М. Горький)
8. «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость». (Д. И. Писарев)
9. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (Л. Н. Толстой)
10. «Опыт показывает, что сумма добра и зла... в человеческом обществе может то увеличиваться, то уменьшаться, – и в этом увеличении или уменьшении, конечно, не последним фактором служит усилие отдельных лиц... всеми зависящими от вас средствами увеличивайте сумму добра в себе и кругом себя». (Н. С. Лесков)
11. Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Л. Пастернак
12. Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.
И. З. Суриков
– Как бы вы сформулировали цели нашего урока? (Слайд.)
IV.»Открытие» нового знания
Аналитическая деятельность, смысловое чтение текста.
Работа с учебником.
Формулирование и аргументация собственного мнения.
Толкование значений слов.
Фиксация наблюдений и размышлений в тетрадях.
Литературный практикум по рассказу
– Где и когда происходит действие рассказа? Указывает ли автор точные даты или названия? Как вы думаете, почему?
(Автор стремится к обобщению, поэтому нет ни конкретных дат, ни названий, кроме Москвы, которая в рассказе воспринимается как миф: ушёл далеко – то ли в деревню, то ли в Москву, то ли ещё куда-то.)
– Что напоминает начало рассказа?
(Зачин фольклорного произведения.)
– Любимые герои Андрея Платонова – мастеровые, деревенские правдоискатели, люди одинокие – «сироты» по своему душевному состоянию, бесприютные скитальцы. Таков и главный герой рассказа «Юшка». Кто он? Что мы узнаём о его жизни?
(Юшка (Ефим) – помощник у главного кузнеца, проработал полвека в кузнице в рабочем городе при большой московской дороге. Одинок. «Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне». «Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей...»; «жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц»; «Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же» (летом – штаны и блузу, прожжённые искрами насквозь; зимой – полушубок, доставшийся от отца, валенки – всю жизнь одну и ту же пару). Болен чахоткой.)
(Обучающиеся отмечают в тетрадях основные эпизоды (образ жизни Юшки; Юшка и дети; Юшка и взрослые Юшка и мир природы; Юшка и «весёлый прохожий»;Ефим Дмитриевич и девочка-сирота) и понятия; по ходу работы обращаемся к слайдам презентации.)
– Работа с портретом
– Как автор изображает Юшку в начале рассказа? На что обращает внимание читателя?
(Портрет: «Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его... так что он всем казался ветхим». «Он был мал ростом и худ («маленький человек»); на сморщенном лице его росли по отдельности редкие седые волосы». «Глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы» (как ребёнок, как слепой котёнок, беспомощен; неразделённое горе: неизлечимая болезнь, одиночество, непонимание и неприятие окружающих).)
– Почему писатель такими показал глаза Юшки?
– Почему рассказчик называет Юшку старым на вид?
(Как в житиях святых, где очень редко указывается точный возраст: он определяется не годами, а возрастом души, её внутренней гармонией и глубиной, ценностью её переживаний.)
– О чём свидетельствует именование «старого на вид» человека Юшкой? (О неуважении: люди часто дают друг другу уничижительные прозвища. Когда кого-то называют по имени-отчеству, его уважают.
«Юшка» – это густая кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.)
– Как одет Юшка? О чём это говорит?
(Святые не обращали внимания на одежду, часто ходили в лохмотьях или в том, что дали люди.)
– Прочитайте отрывки из Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) и ответьте на вопросы. (Слайд.)
«Блаженны, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
«Вы слышали, что сказано: „Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: „Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...”»
«Смотрите, не творите милости вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была, в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
– Как Юшка следует христианской заповеди? Приведите примеры из текста.
(С духовной точки зрения Юшку, безусловно, можно назвать благочестивым человеком, так как он живёт по библейским заповедям, живёт праведной жизнью, но люди не видят в нём человека, презирают и унижают его, он выполняет для них роль часов, хотя в духовном плане Юшка стоит выше этих людей.)
– Окружение
– В каком окружении, в какой атмосфере живёт герой?
– Дети
– Почему автор начинает повествование с отношения к Юшке детей?
(Сам герой как ребёнок – чист душой.)
– А каковы дети рабочих?
(«Мучают его», «терзают его» – «чтоб он отозвался им злом».)
– Почему?
(Растут в атмосфере озлобленности.)
– Чего ожидают они от Юшки, к чему привыкли?
– «Почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди»?
– Что удивляет в реакции Юшки?
(«Родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..»)
– Как относится к детям герой?
(С любовью, с пониманием, оправдывает их зло: «они не умеют любить человека, не знают, что делать для любви» (не приучены, родителям некогда, они работают).
– Взрослые люди.
– Каково отношение их к герою?
(Пренебрежительное. Отцы и матери говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка» – «потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его» (работа со словарём: терзали – мучили). Рабочие «обижали его», «в ожесточении» били, с «лютой яростью», то «кровь на щеке», то «ухо разорвали» – «Юшка долго потом лежал в пыли на дороге».)
– Какова причина такой озлобленности? Как об этом говорят они сами?
(«Взрослый человек говорил ему: „Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Живи, как я живу”».)
(Словарная работа: «взрослый человек»: в эпитете «взрослый» кроется антитеза образу Юшки, подобного ребёнку. Ключевое слово «непохожий».)
– Чем Юшка не похож на окружающих?
(Ответ на этот вопрос кроется в слове «блажной» (блаженный). Обратимся к словарю С. И. Ожегова (словарная работа: блаженный – 1. Невозмутимо счастливый. 2. Глуповатый (разг.) (Ожегов, 1953: 41). (Слайд.) На первый взгляд для большинства окружающих Юшка был именно «глуповатым».
– Но что раздражало тогда «взрослого человека»?
(Ответ заключается в первом значении слова «блаженный» – невозмутимо счастливый: невозмутимый, спокойный, кроткий (словарная работа: кроткий – смиренный, незлобивый): «…от кротости Юшки взрослый человек… приходил в ожесточение...».
– Почему Юшка кротко реагирует на зло взрослых людей?
(Он проявляет понимание, испытывает жалость к взрослым людям, как к детям. Оправдывает их зло: «Меня... народ любит!»; «Сердце в людях бывает слепое» (ожесточённое сердце, не видящее, не различающее добра и зла).
– Как автор объясняет озлобленность людей?
(«У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». От трудной жизни люди озлоблялись, а своё зло выплёскивали на слабого, безответного Юшку, который, как губка, поглощал это зло. «От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его… и в этом зле забывал на время своё горе».
– Чтение диалога Юшки и Даши, дочери кузнеца.
– Как в диалоге Юшки и Даши, дочери кузнеца, выявляется полное непонимание друг друга? Какова причина этого непонимания?
– Вернёмся к толкованию слова «блаженный» в словаре С. И. Ожегова: блаженный – невозмутимо счастливый. А был ли Юшка счастлив? Чем? Как автор об этом говорит?
(На этот вопрос помогает ответить пейзаж в рассказе, увиденный глазами героя: «В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел в белые облака, рождающиеся в небе... слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах... Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы… гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим… он не помнил более о болезни и шёл весело дальше, как здоровый человек». Удивительные метафоры, эпитеты, олицетворения («облака, рождающиеся в небе», «голос рек, бормочущих на каменных перекатах», «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «лица... бабочек и жуков», «чувствуя себя без них осиротевшим») открывают в герое «любовь к живым существам», сострадание ко всем, кто слаб. (Слайд: пейзаж.) Вот чем ещё не похож Юшка на людей со «слепыми сердцами», один из которых в припадке злобы и убил героя.)
– А хотел ли он убить? Как автор называет убийцу?
(«Весёлый прохожий»: весёлый, то есть навеселе, пьяный; прохожий – проходящий мимо, убивший мимоходом, не задумываясь, не давая себе отчёта, от скуки – «слепое сердце».)
– Отчего же он пришёл в ярость?
(Оттого, что в первый раз в жизни Юшка «осерчал» – возмутился сердцем.)
– В ответ на что?
(В ответ на слова прохожего: «Чего ты землю нашу топчешь, Божье чучело! Хоть бы ты помер... а то я боюсь соскучиться... юрод негодный!»)
– Обратимся к диалогу героев. Отыщем его кульминацию, после которого и последовал смертельный удар.
(Юшка: «...я по закону родился, я тоже всему свету нужен... а по надобности мы все равны...»
Прохожий: «Ты мне не мудруй!»)
– В чём же заключалась мудрость Юшки? В чём высшая мудрость этих слов?
(Каждый человек неповторим и уникален в этом мире, для какой-то цели родился, «...за чем я жил? для какой цели я родился», – размышляет Печорин накануне дуэли с Грушницким в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот вопрос мучительно решают и главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», и многие другие герои, встреча с которыми предстоит вам в старших классах. О смысле жизни задумывается и простой человек – мастеровой Юшка. «Зачем ты живёшь?» – вопрошает дочь хозяина кузницы Даша, жалевшая Юшку. Зачем же жил герой?
– Рассмотрите иллюстрацию художника И. Пчелко к эпизоду рассказа «Юшка» на странице 123 учебника. Выскажите своё мнение.
– Произошло то, чего хотели люди, – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?
– Почему автор говорит, что «без Юшки жить людям стало хуже» ?
(«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло...», ожесточение, насмешки и недоброжелательство.)
– Зачем же жил герой? Был ли смысл в его существовании?
(На этот вопрос помогает ответить эпизод, в котором проститься с Юшкой пришли «все люди, старый и малый, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни», от имени которого и попросил прощения у умершего столяр из мебельной мастерской: «Прощай, Юшка, и нас всех прости». Люди как будто прозрели сердцем. Смерть Юшки заставила их задуматься о главном: «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..»
Кто кому судья в этом мире, кому дано право решать – жить или не жить человеку? Над этим вопросом размышляет главный герой Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И Достоевский устами своей любимой героини Сони Мармеладовой отвечает вопросом на вопрос: «И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» Один Господь знает и судит человека Высшим судом. «И судимы были мёртвые... сообразно с делами своими», – читаем мы в Апокалипсисе, в 20-й главе Откровения святого апостола Иоанна Богослова, чьи слова взял эпиграфом к своему роману «Белая гвардия» М. А. Булгаков.)
– Чем побеждал герой зло?
(Добром, кротостью, смирением, прощением, жалостью к людям, пониманием – безмолвным противостоянием злу, а ещё «деятельной любовью», ради которой он и жил. («Любите ближних своих деятельно и неустанно. Любовью всё покупается, всё спасается» (Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы», старец Зосима). Его сердце вместило в себя любовь к чужой ему девочке, сироте.
– Ф. М. Достоевский считал: «Человек есть тайна». Как вы думаете, относятся ли эти слова к Юшке? Почему?
– В чём была «тайна» Юшки? Как мы узнаём о ней?
(Об этом рассказывает сама героиня, приехавшая в город после смерти Юшки: «Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет». (В её рассказе мы впервые слышим полное имя героя – Ефим Дмитриевич.
Литературовед В. Васильев обратил внимание на «исключительную щепетильность и точность прозаика в выборе «номенклатурных» обозначений: названий произведений, имён героев и т. п.»
Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка – воплощённое добро, утрата его губительна для людей. Именно поэтому «без Юшки людям стало жить хуже, вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились между ними».
Значение имени Ефим – «благочестивый», «благожелательный», «священный».
Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия.
Благие зёрна, выращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
О самоотверженной любви этого человека с «благой» – доброй душой говорит сам автор: «Человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его».)
– Почему люди не разгадали «тайны» Юшки при его жизни, а оценили его душевные качества только после смерти?
– Как Платонов показывает, что герой был счастлив этой любовью, что она наполняла его жизнь смыслом?
(Каждый год «Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год; всего рублей сто… и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому» (на месяц, говорил, что едет в деревню, а иной раз в самую Москву). А теперь девушка-врач приехала сюда, чтобы «лечить того, кто её любил больше всего на свете и кого она любила всем теплом и светом своего сердца».)
– Удивительная метафора. Что хотел сказать автор своему читателю этими словами?
(«За всё добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью», – читаем мы в стихотворении Н. Рубцова «Русский огонёк». Вот смысл жизни Юшки – умножать любовь и добро в мире. Семена добра, посеянные Юшкой, проросли и дали плод сторицей (во сто крат): «Девушка-врач навсегда осталась в нашем городе... ни с кого не брала платы за свой труд... весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдания...» Так автор говорит об эстафете добра, продолженной в городе «дочерью доброго Юшки».
– А почему её называют «дочерью доброго Юшки», забыв, что она не приходилась ему дочерью? В чём их сходство?
(Отвечая на этот вопрос, обратимся к портрету героини, отметив детали: «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое, чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами...» В этом портрете открывается нам «маленький человек» с большим сердцем, наполненным кротостью, нежностью, добротой, состраданием, бескорыстной любовью к ближнему.)
– Портрет героини – портрет души Юшки – его продолжение. Вспомним, что героя называли «блажной», «юрод». Блаженный, юродивый. Что это за понятия?
(«Юродивый» – синоним слова «блаженный» в одном из значений. В словаре В. И. Даля читаем:
Юродивый – 1. Безумный, сумасшедший; 2. Божевольный, Божий человек, в поступках которого есть глубокий смысл, предведение, юродивый Христа ради (Даль, 1996: 669).
Блаженный – 1. Малоумный, дурачок. 2. Угодник Божий, законно живущий (Даль, 1996: 95).)
– Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».
Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.
– Как называли люди Юшку при жизни?
(«Блажной», «непохожий», «божье чучело», «юрод негодный».)
– А какое определение появляется рядом с его именем после смерти, в конце рассказа?
(«…дочь доброго Юшки»!!!)
– Что же остаётся в памяти людской – добро или зло?
(Конечно же, добро!)
Работа с эпиграфом урока
– Какое из высказываний, предложенных в начале урока, вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»? Почему?
– Какими строками из поэтических произведении можно выразить ваше отношение к поднятой А. П. Платоновым проблеме?
(Досадно мне, когда невинных бьют. (В. С. Высоцкий)
Я не люблю насилья и бессилья. (В. С. Высоцкий)
Всё могло бы сложиться иначе! (В. П. Телегина))
– Послушайте стихотворение Евгения Александровича Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» (читает учитель или подготовленный ученик):
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как история планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать…
– Перекликается ли это стихотворение с рассказом А. П. Платонова?
V. Рефлексия и оценивание
Формулирование собственных высказываний;
осознание возникающих трудностей;
оценка своих достижений.
– О чём заставил нас задуматься А. П. Платонов?
(А. П. Платонов, несомненно, любит своего героя, жалеет его, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы. Своей волей писатель мог бы многое изменить в сюжете рассказа. Но даже при трагическом финале А. П. Платонов сохраняет веру в победу человечности над бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград.
Автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже нельзя».)
– Оцените вашу работу на уроке.



1) Красный. Урок был полезен для меня. Я активно работал. Я понимал всё, о чём говорилось.
2) Жёлтый. Урок был интересен. Я принимал в нём участие. В основном мне всё было понятно.
3) Зелёный. Я получил от урока мало пользы. Я не принимал в нём участия. Я не понимал, о чём говорилось на уроке.
– Наш урок мне хотелось бы закончить словами А. П. Платонова: «Всё возможно – и удаётся всё, но главное – сеять души в людях».
VI. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему «„По нравственным законам жить...” (как я понимаю смысл этих слов)».
Буктрейлер по рассказу А. П. Платонова «Юшка» (по желанию).
Литература
Рассказ А. П. Платонова «Юшка» неоднократно становилось предметом основательного литературоведческого и методического анализа. Укажем работы, к которым обращался учитель при подготовке урока.
Алексеева Т. Н. Урок-диалог «Любить всем светом своего сердца». По рассказу А. П. Платонова «Юшка». VIII класс // Литература в школе. – 2013. – № 2. – С. 34–37.
Злыгостева Н. И. «Странный человек» в русской литературе // Литература в школе. – 1990. – № 6.
Коровина В. Я. Литература: 7 класс.: Методические советы. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2000. – С. 104–112.
Литература. 7 класс: рабочая программа и система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина / авт.-сост. О. В. Чермашенцева, Н. Я. Крутова, С. Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2015. – С. 176–179.
Минасян С. С. «Прости нас, Юшка!» (Урок в VII классе по рассказу А. П. Платонова) // Литература в школе. – 1995. – № 3. – С. 84–85.
Платонов А. П. Труд есть совесть: Из записных книжек разных лет // Платонов А. П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма / Сост. М. А. Платонова; Предисл. В. А.Чалмаева. – Мн.: Маст. лiт., 1990. – С. 692–702.
Рябова Т. Н. «Побеждай зло добром…». Урок по рассказу А. П. Платонова «Юшка». VII класс // Литература в школе. – 2008. – № 3. – С. 34–35.
Русские писатели: Биобиблиографический словарь. – М.: Просвещение, 1990. – Т. 1. – 429 с.
Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1997. – С. 213–215.
Халабаджах И. М. Литература. 7 класс: планы-конспекты уроков / И. М. Халабаджах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – С. 103–104.
Чалмаев В. А. Андрей Платонов. – М.: Советская Россия, 1978. – 176 с.
Черных О. Г. Практикум по литературе: 7 класс. – М: ВАКО, 2010. – С. 134–138.
Шенталинский В. Неизданные произведения Андрея Платонова // Огонёк. – 1990. – № 19. – С. 19–20.
Шуралёв А. М. Причастность к жизни. Приёмные дети в произведениях А. П. Платонова («Юшка»), М. А. Шолохова («Судьба человека») и А. И. Солженицына («Матрёнин двор») // Литература в школе. – 2007. – № 12. – С. 8–11.
Ресурсы Интернета
https://videouroki.net/video/34-a-p-platonov-yushka-neizvestnyj-cvetok.html
http://do.gendocs.ru/docs/index-143482.html
https://infourok.ru/urok_literatury_v_7_klasse._a._platonov_yushka-328966.htm
http://litirus.ru/prepodavanie/razrabotka-uroka-po-literature-rasskaz-a.platonova-yushka.html
https://multiurok.ru/files/urok-litieratury-po-rasskazu-a-platonova-iushka.html
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626212/