Урок литературы в 5 классе
А.П. Платонов «Никита»
Урок (второй)
Тема человеческого труда в
рассказе
Колибабчук Ольга Алексеевна
МОУ «Гимназия г.Троицка»
Андрей Платонович Платанов 1899-1951
Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово.
А. Платонов
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа?
- Как вы думаете, на сколько частей можно поделить рассказ?
Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один…» до слов: «…и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
Возвращение отца. (От слов «Дома Никита увидел мать» до конца рассказа.)
Никита «живет» один (до приезда отца).
«Тайные жители двора»:
- «змеи, которые выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне»;
- старый пень с сердитым лицом;
- старая и омшелая баня, скучная избушка, иссохший плетень с сердитыми незнакомыми лицами.
Бочка, в которой живет «маленькие житель со страшным голосом».
Глухой колодец, в котором живут «безволосые, мокрые и вредные водяные люди».
- А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь …
«К нам отец пришел»…(возвращение отца с фронта).
От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным , хлебом и землей».
Во дворе все молчали…
Потрогал ясные пуговицы на рубашке отца.
Никита с охотой начал работать молотком… выпрямил первый гвоздь и увидел в нем маленького доброго человечка.
«Тех ты выдумал…они непрочные, оттого и злые, а этого сам трудом сработал, он и добрый».
«Давай все трудом работать, и все живые будут…»
Вывод: Прочно только то, что достается человеку своим трудом.